Рассказываем о главных плюсах и минусах фильма.
Роли Сильвестра Сталлоне уже лет десять не блещут разнообразием. Чаще всего это продолжения классических франшиз с его участием: «Крид», финальный «Рэмбо», очередные «Неудержимые» или «План побега». Между ними мелькает какая-нибудь провальная «Точка возврата».
Как ни удивительно, разбавляют атмосферу только кинокомиксы. Сталлоне ненадолго появился во вторых «Стражах галактики», а потом озвучил Королевскую акулу в «Отряде самоубийц».
Это, конечно, типичная картина для постаревшего героя боевиков. Тем более, что его нельзя назвать хорошим драматическим актёром, поэтому перепрофилироваться было бы трудно.
Но если посмотреть вышедшего на Amazon «Самаритянина», станет ясно, что главная роль в этом фильме могла достаться лишь ему или другой похожей звезде старых боевиков.
Ведь слегка нелепый фильм Джулиуса Эйвери («Оверлорд») не просто в очередной раз намекает на неоднозначность типичных героев комиксов. Он заодно ещё и окончательно хоронит образ крутого парня из кино восьмидесятых. И кому, как не звезде подобных фильмов, стоило в нём сыграть.
О чём фильм
Когда-то братья-близнецы обнаружили у себя суперсилы: они были практически неуязвимы и так сильны, что могли пробить стену или прыгать на огромное расстояние.
Вот только они решили использовать свои способности по-разному. Один под именем Самаритянин начал помогать людям, другой взял псевдоним Немезида и стал злодеем. Конечно же, всё закончилось схваткой крутых парней, в которой оба погибли.
Но спустя много лет юный Сэм (Джавон Уолтон — Эш из «Эйфории») начинает подозревать, что живущий с ними по соседству мусорщик — выживший Самаритянин.
Плюс: действительно приземлённая история
Сейчас многие авторы кинокомиксов говорят, что хотят показать «приземлённых» героев. То есть в более реальных ситуациях и даже более правдоподобных костюмах. У «Самаритянина» это получилось в полной мере. Хотя из-за этого же фильм кому-то покажется слишком бледным — реальность не такая весёлая, как супергероика.
Картина не замахивается на какую-то глобальность. Это небольшая история, больше похожая на криминальную драму о жизни в неблагополучном районе. По сравнению с Гранит-сити, в котором происходит действие, даже любая версия Готэма покажется максимально позитивной.
Здесь злодей — просто лидер небольшой местной банды, случайно добывший кое-какое оружие. А герой — просто старик, живущий по соседству. В существование таких людей очень легко поверить.
Минус: большинство персонажей просто скучные
Даже юный главный герой, который всё пытается доказать, что мусорщик — и есть Самаритянин, показан максимально плоским. Даром, что в таланте Уолтона после «Эйфории» не приходится сомневаться.
Как обычно, это хороший парень, который по глупости и необходимости связался с подлецами, и не знает, как выбраться из сложной ситуации.
А уж с главой банды Эвином (Пилу Асбек — Эурон Грейджой из «Игры престолов») авторы и вовсе упустили отличную возможность. В одной сцене персонаж практически цитирует Бейна. Но вместо того, чтобы сделать его бледной локальной копией суперзлодея, Эвина оставляют просто заносчивым мерзавцем.
Про остальных и говорить скучно: все герои — просто набор стереотипов, которых прописали двумя фразами.
За исключением, конечно же, Сталлоне.
Плюс: отповедь боевикам и супергероике
Переосмыслений и деконструкций супергеройских историй в последние годы снимают чуть ли не больше, чем традиционных кинокомиксов. Все хотят объяснить, что у злодеев может быть мотивация, а герои ведут себя эгоистично или попросту больше вредят, чем помогают.
«Самаритянин» доводит эту идею до крайности. Фильм просто показывает, что между положительными и отрицательными персонажами зачастую вообще нет никакой разницы. Весь вопрос только в том, кто и как воспринимает их поступки.
И здесь как раз раскрывается причина, почему такую роль мог сыграть только герой боевиков прошлого. Персонажи Сталлоне были такими же эгоистичными одиночками, которых авторы назначили хорошими парнями. Вот только окружающим они доставляли лишь проблемы, а работать в команде и вовсе не умели.
Постаревший герой Сталлоне теперь учит, что ломать очень просто. А вот починить что-либо намного сложнее. Но ведь раньше крутые герои об этом не думали, а просто сжигали всё на своём пути.
Минус: максимально предсказуемый сюжет
Некоторые западные критики хвалят в фильме единственный твист, который якобы сильно удивляет. Но трудно представить, насколько невнимательно нужно смотреть, чтобы не понять всё ещё на первой трети действия.
Справедливости ради, это не портит саму идею. Просто можно было снять намного аккуратней.
Значительно хуже, что эту предсказуемость просто не за чем спрятать. Всё остальное действие подано слишком банально, будто по сценарной методичке: знакомство, недоверие, общие трудности и далее по списку до финального сражения.
Хотелось бы какой-то индивидуальности в сюжете, а не только классную задумку.
Возможно, «Самаритянин» мог получиться гораздо ярче и интересней. Но тогда фильм лишился бы главного: ощущения искренней простоты. Эта наивность и образ Сильвестра Сталлоне будто намекают, что картина и должна быть немного нескладной, как и сам персонаж. Хотя, увы, из-за этого некоторым будет скучновато смотреть.
Сообщество развивается при поддержке «Кинопоиска»