Первый мститель: Противостояние

Премьера фильма «Первый мститель: Противостояние» завершает цикл блокбастеров о Капитане Америка и открывает третью фазу кинематографической вселенной Marvel, концептуальные различия между которыми известны, наверное, только самому комикс-гиганту. Американские критики уже успели дать картине звание лучшего марвеловского фильма — и это похоже на правду, если, конечно, оценивать кино формально и забывать о том, что мы имеем дело с дорогим кинематографическим фастфудом для аудитории от 13 лет.

В наших краях у фильмов о Капитане Америка всегда были проблемы с локализацией. Из названий удаляли имя героя, заменяя на обобщающее «Первый мститель», а обязательное для сиквелов подназвание как только не коверкали. В предыдущей части «Зимнего солдата» сменили на безликую «Другую войну», с новой же серией некоторое время была неразбериха. Так, промежуточным вариантом было нелепое «Первый мститель: Раскол мстителей», что, правда, совершенно точно отсылало к сюжету. В оригинале же «Противостояние» звучит как «Гражданская война», и фанаты по-дружески называют весь фильм «Гражданка». Естественно, что такая вывеска для фильма у нас обрастает совершенно не нужными коннотациями. Изначально же «Гражданская война» всего-навсего повторяет название комикса, из которого в общих чертах почерпнули сюжет. «Противостояние» — меньшее из всех зол, но все же, то к чему нас подводит тринадцатый фильм киновселенной Marvel — это именно раскол Мстителей из-за отношения к американской и мировой политике, а также личных интересов.

кадр из фильма Первый мститель: Противостояние

Правительство выпускает документ, ограничивающий деятельность Мстителей, приводя в аргумент многочисленные невинные сопутствующие жертвы во время каждой из супергеройских миссий. Железный человек, впервые ощутивший муки совести после встречи лицом к лицу с одной из жертв, поддерживает документ. Капитан Америка, которого неоднократно власти подводили и делали козлом отпущения, отказывается. Остальные Мстители выбрали сторону кого-то из них. Конфликт между двумя лидерами усугубился из-за нескольких терактов и появления беглого Баки — Зимнего солдата, преступника и друга детства Капитана Америка.

кадр из фильма Бэтмен против Первый мститель: Противостояние

Теракты, правительственные акты, гражданская война — в фильме Marvel снова много политики. И это непаханое поле для поисков аллюзий на реальный мир, применимых к ситуации в чуть ли не любой стране. То есть при желании можно даже провести параллели с конфликтом власти и оппозиции в Украине, в мирное время искусственно поляризовавших общество по языковому принципу и гуманитарным вопросам аки тех Мстителей антисупергеройским законом. Предыдущая серия о Кэпе описывалась режиссерами Энтони и Джо Руссо как политический триллер, что на деле получилось не совсем убедительно. Но, по-видимому, политическая тема пришлась по душе продюсерам, как и крепкая ремесленная режиссура братьев Руссо, так как им отдали в работу две части главного фильма третьей фазы — «Мстители: Война бесконечности». Что неплохо для развития такого бизнес-проекта как кинематографическая вселенная Marvel: режиссеры учитывают свои ошибки и с опытом становятся все мастеровитее, оставаясь все теми же надежными ремесленниками для блокбастеров.

кадр из фильма Бэтмен против Первый мститель: Противостояние

Если в «Другой войне» экшен шел под копирку с третьего «Железного человека» плюс гонки, то в «Противостоянии» на первом месте не технологические сражения, а старые добрые «махачи». Еще трейлеры к фильму позабавили дракой супергероев стенка на стенку и чуть ли не уличными разборками Железный человек против Кэпа и Баки. Местами кажется, что братья Руссо подсмотрели несколько идей из «Рейда» Гарета Эванса — хореография драк на должном уровне.

Вероятно, еще одной задачей братьев Руссо было напустить в фильмы Marvel серьезности. В «Противостоянии», как никогда прежде, много говорят — очень много говорят, о чести, совести, ответственности и прочих высокопарных вещах. И это можно даже занести в плюс фильму от студии, которая славится своим юморком для школьников, если, конечно, вас не смутят пафосные фразы вроде «Пора возвращать доверие людей».

кадр из фильма Первый мститель: Противостояние

Серьезный тон выдерживается где-то первые две трети экранного времени, после чего персонажам дают добро на паясничество. Отчасти из-за появления комичных персонажей — Человека-муравья и Человека-паука, лучшей характеристикой которого послужит всеобъемлющее слово «школьник». В противовес им есть новичок киновселенной Черная пантера — персонаж трагичный и настолько однобокий, что желания смотреть его сольник, намеченный на 2018 год, не возникает вообще. Тут всплывает одна из проблем «Противостояния»: в фильме так много персонажей, что их невозможно даже по-нормальному представить. Обиднее всего за Баки, который как был в прошлом «Первом мстителе», так и в этом остался одушевленным макгаффином. Проспекуливароли на фанатах и с персонажем Даниэля Брюля — Хельмутом Земо, у которого в комиксах сложная и богатая биография, которая для фильма оказалась просто ненужной. И замысел создателей картины, в принципе ясен: даже мелюзга может одурачить титанов, зло таится там, где меньше всего ждешь, слабый человек дает отпор всесильным супергероям и т. д. Но как-то разочаровывает. Роль Мартина Фримана из категории «главное — участие», и пока сложно представить место для его персонажа в последующих марвеловских блокбастерах.

Жонглирование многими героями в «Противостоянии» — это, скорее всего, разминка для братьев Руссо перед «Войнами бесконечности», где, по слухам, к Мстителям примкнет кто-то из «Стражей галактики» или даже «Людей Икс». Вот там уже будет запрещено обижать героев невниманием. А пока «Противостояние» уверенно продолжает марвеловский бизнес-кинопроект, распланированный до конца десятилетия.