Девятый фильм кинофраншизы о Людях Икс (и третий с «омоложенным» актерским составом) переносит приключения мутантов в 1980-е — эпоху тотального китча, над которой не грех подшутить и в наше абсурдное время. Время действия оставляет свой грубый отпечаток на всем фильме.
Далеко не всегда возвращение в длительный кинопроект старого автора-создателя идет на пользу. Это очень заметно на примере режиссера Брайана Сингера и сценариста Саймона Кинберга, наиболее весомых творческих сил, стоящих за кинобрендом «Люди Икс». Сингер, снявший первые два фильма о мутантах на заре нулевых, вернулся в режиссерское кресло для ленты «Дни минувшего будущего» — а с ним в киносериал подтянулись и телевизионные крупные планы, и гомоэротические мотивы, и общее легкомыслие происходящего на экране. Другая беда «Людей Икс» — Кинберг, впервые приложившийся к сценарию «Людей Икс» в «Последней битве», чуть ли не худшей серии из всех. Из «Дней минувшего будущего» Кинберг перетянул в новый фильм кучу малу персонажей, добрая часть которых, естественно, остается нераскрытой. Например, к чему вообще в фильме оказалась Джубили, не совершающая ровным счетом ничего? Что мы узнаем о Псайлок, кроме того, что у нее аппетитные бедра?
Ребячество и безвкусица, с которой начинались фильмы о «Людях Икс», еще как-то шли в ногу со временем в начале 2000-х (в то время и Бритни Спирс была популярна, чего уж там). Но после фильма «Первый класс», когда к актерскому составу присоединились сильные драматические исполнители, а режиссер и соавтор сценария Мэттью Вон заставил серию «повзрослеть» и поумнеть, уже невозможно было возвращаться к прежней комиксовой ветрености. В фильме «Люди Икс: Апокалипсис» мезальянс режиссуры-сценария и актерского исполнения просто режет глаза. Фассбендер, МакЭвой и даже Оскар Айзек в отвратительно бутафорном синем гриме все два часа выдают Шекспира, Лоуренс пыжится трагической гримасой, а все мутанты-подростки изображают беззаботность, даже при наличии острых драматических моментов. Молодежь создателям фильма явно интереснее — не зря все комические вставки построены именно на них. Сингер будто бы снимает сериал о мутантах для Nickelodeon, в то время как идет тенденция делать экранизации комиксов гораздо серьезнее оригинала.
Подозрения насчет фильма «Люди Икс: Апокалипсис» должны были вызвать еще трейлеры. Создатели сделали ставку на пафос, который, если переборщить, непременно приравнивается к нулю или превращается в пародию. Ставки были слишком высоки еще в предыдущей серии «Дни минувшего будущего». В новом фильме, где появляется самый могущественный противник Людей Икс, а миру светит обещанный в заголовке апокалипсис, просто зашкаливает масштаб надвигающейся угрозы. Создатели фильма сделали сами себе медвежью услугу для развития франшизы: дальше эксплуатировать сюжетный поворот с глобальной катастрофой нельзя, а уменьшать угрозу будет просто неинтересно.
Конечно, легкомыслие новых «Людей Икс» можно списать и на эстетику 80-х, если бы она не получилась такой же бутафорной, как и накладки на лице у мутанта Апокалипсиса. Подпольный панк-цирк в Восточном (!) Берлине, красная майклоджексоновская куртка Ночного змея и даже хит «Sweet Dreams», сопровождающий одну из самых ярких сцен, только усугубляет абсурдность и китчевость фильма. Апокалипсис хорошего вкуса — вот что на самом деле происходит в этом фильме, а отнюдь не попытка древнего мутанта сравнять нашу цивилизацию с землей.