Ли Гейтс (Джорж Клуни) — эксперт в области финансов, телеведущий самого популярного американского шоу и просто самовлюбленный эгоист. Во время очередного эфира в студию проникает вооруженный парень по имени Кайл (Джек О’Коннелл). Надев на Гейтса жилет, нашпигованный взрывчаткой, он берет звезду в заложники и отказывается от любых переговоров с полицией. В ходе беседы выясняется, что преступник послушал совета Ли и потерял все свои деньги. Теперь ему терять нечего и он готов отомстить за сотни одураченных зрителей. Режиссеру прямого эфира Пэтти (Джулия Робертс) приходится сложнее всего. В кратчайшие сроки ей необходимо выяснить, кто именно виновен в потере сбережений «террориста», как сохранить жизнь съемочной группе до приезда полиции и уговорить Кайла опустить оружие.
Забавно, когда ведущий, советам которого по сюжету следует каждый второй житель США, выглядит как артист кабаре. Персонаж Клуни нелеп и противоречив одновременно. Он говорит на языке своего зрителя, облачившись в смешные наряды, танцует с мулатками, а после отпускает не самые лестные комментарии в адрес своей же аудитории. Главная задача Ли — научить людей рисковать, отпускать деньги, чтобы в результате обогатиться. Он самовлюблен, излишне уверен в своей неотразимости и даже не подозревает, что кому-то на руку его амплуа.
«Финансовый монстр» обманчиво представляется обыкновенной слезливой драмой, где в первой части ты смеешься от саркастических комментариев попавшего в передрягу ведущего, а во второй — плачешь от последствий его советов. На самом же деле, фильм Фостер иллюстрирует истинные проблемы сегодняшнего дня, как-то: манипуляция СМИ сознанием граждан, искусственное формирование безукоризненного имиджа «системы», финансовые аферы, хорошо известные постсоветскому зрителю из-за «МММ», коррупция, черный бизнес, терроризм (новое зло ХХІ века). Все это сплетено воедино, проистекает одно из другого, демонстрируя первобытное общество, независимо от страны и ее благополучия.
Кроме того, в основе повествования — столкновение двух мужчин. Один не понимает, почему его обвиняют, продолжая быть изворотливым хитрецом, второй, выживший из ума истерик, оказывается обреченным на смерть с первых кадров. Но уже спустя время зритель понимает, что это второстепенные герои «для отвода глаз», не совершающие никаких активных действий, застывшие в заданной режиссером «позе» до самой кульминации. Центральным персонажем, благодаря которому все остаются живы, является независимая и волевая Пэтти. Всегда чем-то недовольная, угрожающая уволиться, ворчащая, но решительная, готовая брать ответственность за происходящее и посмотреть страху в лицо. Образ Робертс — цельный, глубокий, показавший человека с чувством меры, морали и гражданского долга.
Создатели «Финансового монстра» дают много зацепок для того, чтобы угадать, чем закончится фильм и кто главный злодей. До финальных титров персонажи не сообщают ничего такого, чего нельзя было предугадать, глядя на их поведение и внешний облик. Это, безусловно, черты жанрового кино. Сюжетные ходы — схематичны, герои предсказуемы, а все изменения с ними происходят в результате внешнего воздействия. Но все-таки фильм Джуди Фостер заслуживает вашего времени. Согласитесь, не каждый способен собрать в одной истории столько пороков, свойственных обществу, и при этом подарить надежду на лучшее.