1871 год, Нью-Мексико. Изрешеченный пулями преступник Билл (Ноа Эммерих) возвращается домой к своей жене Джейн (Натали Портман). По его следам идёт банда Бишопа (Юэн МакГрегор): у отчаявшейся Джейн не остаётся иного выбора, как обратиться за помощью к бывшему жениху Дэну, живущему неподалеку (Джоэл Эдгертон). Оставив свою дочь в городе, она возвращается на ранчо, чтобы вместе с Дэном дать отпор превосходящим силам врага.
У проекта «Джейн берет ружье» очень сложная история: с 2011 года сценарию, находившемуся в «черном списке» лучших нереализованных сценариев, Relativity Media дала ход, пригласив в режиссёрское кресло шотландскую постановщицу Линн Рэмзи («Что-то не так с Кевином»). Не согласившись с давлением продюсеров прямо перед съёмками она покинула проект вместе с Джудом Лоу и оператором Дариусом Хонджи. Натали Портман, бывшая одним из продюсеров фильма, тем не менее даже после банкротства Relativity Media, решительно продолжила работу: режиссёром стал Гэвин О’Коннор, Лоу сменил Юэн МакГрегор (абсолютно не узнаваемый в фильме), а на роль Дэна приглашён Джоэл Эдгертон, параллельно приложивший руку к сценарию. В результате снятый в 2014 году фильм пролежал на полке два года, чтобы появиться на экранах именно сейчас.
Именно сейчас жанр вестерна обрёл второе дыхание: после «Джанго освобожденного» и долгой паузы, один за другим вышли «Костяной томагавк», «Омерзительная восьмёрка», «Выживший», теперь «Джейн берет ружье», а вскоре ожидается и ремейк «Великолепной семерки». Что примечательно — в каждом из перечисленных фильмов авторы под маской вестерна прятали другой жанр, будь то история о выживании, мести, триллер или камерный детектив. В этом плане «Джейн берет ружье» является образцом классического вестерна, но на этот раз с женским персонажем во главе.
Создатели ленты изначально бросали вызов жанру, в котором с фильмов-первопроходцев четко была очерчена роль мужчины и женщины. Если первые всегда представали в седле с ружьями и револьверами наперевес, то другие всего лишь аккомпанировали статным ковбоям. Исключения в кино можно посчитать на пальцах: в 1965-м вышли фильмы «Вива Мария!» Луи Маля с Жанной Моро и Брижит Бардо и «Кошка Балу» с Джейн Фонда в главной роли. В этих фильмах девушки на равных с мужчинами стреляли и попадали в цель. Затем появилась Кэтрин Росс в роли подруги главных протагонистов «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид». Также стоит отметить недавнее «Настоящее мужество», в которой главная героиня, сознавая свою слабость, просит об услуге героя Джеффа Бриджеса. Так и в картине О’Коннора авторы не сомневаются в силе воли Джейн, но вовремя находят ей необходимую поддержку в виде опытного побывавшего на Гражданской войне экс-жениха.
В определенный момент «Джейн берет ружье» внезапно переходит из окопного вестерна в неловкую драму: ночные беседы с Дэном и флэшбеки постепенно отображают внутреннюю трагедию внешне уравновешенной и скрытной Джейн, пережившей утрату близких людей, унижение и бегство от бесчинствующих бандитов. Создатели, немного забыв про динамику, нужную жанру как воздух, не оставляют в своём фильме камня на камне от романтических вестернов, в которых главный герой неизменно скакал в закат навстречу новым приключениям. Здесь всё наоборот: жизнь в прериях оказывается вынужденной мерой, защита женщиной дома с ружьём в руках говорит о лицемерном обществе Дикого Запада и т. д. Поэтому решение героев в финале выглядит аргументированным выходом из ситуации.
Тем не менее Гэвин О’Коннор не особенно справляется с вверенным ему вестерном: развязка фильма получается скомканной и не такой впечатляющей как начало фильма. Пусть вернувшаяся после 3-летнего перерыва в кино Натали Портман смотрится чрезвычайно уместно в образе женщины Дикого Запада, но даже её присутствие не выручает слабую концовку изначально очень перспективного вестерна с заманчивым названием и сюжетом.