То, что заранее воспринималось как шутка или очередная нелепая голливудская идея, оказалось на удивление злободневной анимацией о колониализме и превентивной агрессии. Полнометражный мультфильм «Angry Birds в кино», основанный на незатейливой игре для смартфонов, развлекает детей яркой динамичной анимацией и заставляет взрослых задуматься о том, о чем меньше всего наш зритель хочет вспоминать, покупая билет в кино на уикенд.
«Angry Birds в кино» — совместная финско-американская продукция, сотрудничество разработчика видеоигр Rovio и голливудской студии Sony. Последняя воодушевилась идеей сделать полный метр по мотивам популярной игры после того, как финны сняли по ней же детский мультсериал, довольно бестолковый и рассчитанный на очень юную аудиторию. В противовес ему, «Angry Birds в кино» оказался как раз мультиком с серьезным подтекстом, который дети вряд ли осилят.
Интерес Голливуда к проекту был понятен: Angry Birds — финский бренд, с 2009 года вызывающий приступы гнева у всех поклонников убить время играми на телефоне или компьютере. Смысл игры прост до примитива: с помощью рогатки и разноцветных птичек различных баллистических свойств надо сбить всех зеленых свиней, спрятанных в многоэтажных деревянных строениях. Зачем и почему именно птички против свиней — не задумывался никто, пока Rovio не расширила линейку продуктов по Angry Birds до мультсериала. Там у сердитых птичек мотивации достаточно: свиньи-агрессоры каждый раз пытаются украсть птичьи яйца, что приводит к военным конфликтам различного масштаба. Тот же сюжет удалось успешно развернуть и дополнить в полнометражном мультфильме.
«Angry Birds в кино», что называется, долго раскачивается. Больше половины мультфильма — это история о социопате Рэде (красная птичка с большими бровями), которого никто, по понятным причинам, не любит и которого вместе с другими небезопасными пернатыми отправляют на курсы управления гневом. Ближе к финалу «Птички» разгоняются (и в прямом смысле этого слова тоже), одаривая заскучавшего зрителя драйвовой трехмерной визуализацией того, что собой и являет игра Angry Birds. Что еще было ожидать от этого мультфильма? Явно не кино, отстаивающего идею ответной военной агрессии.
Для мультфильмов и семейного кино характерен герой-аутсайдер, слабак, который в конце поверит в себя и свои силы, всех спасет и бла-бла. Рэд — не слабак, а агрессор, которому негде применить свой темперамент. Он вечный скептик, из тех, которые везде видят «зраду» и портят любую мнимую «перемогу» одной своей физиономией. Когда к беспечному острову птиц приплывает корабль свиней, построенный по принципу троянского коня, Рэд и вовсе превращается в аналог Кассандры. На острове Птичий Рай, где живут главные герои, не приемлют гнева и насилия. Здесь обитатели давно разучились летать, хотя поклоняются статуе полумифического могущественного орла, милитаристского символа, напоминающего о былых победных сражениях. У самих птичек же — полный дзен, праздник добра и гостеприимства, потому подозрительный Рэд, не разделяющий всеобщего оптимизма, становится изгоем.
Но далеко не всех гостей следует встречать с распростертыми объятиями. Не званые никем зеленые свиньи ведут себя как прогрессивные колонизаторы: одаривают птичек ненужным эффектным хламом, устраивают массовые гуляния, распинаются на тему дружбы и мира. Авторы мультфильма при этом используют сугубо американские колонизаторские символы — музыку кантри и ковбойские шоу, которые заменяют аутентичную культуру Птичьего Рая. Но в целом мультфильм напоминает как о любом западном колониализме, так и о пророссийских мероприятиях в Украине при Януковича, и вообще любых подобных акциях, когда политические идеи продвигаются через культуру и развлечения, что гораздо эффективнее, чем прямая военная экспансия. Усыпив бдительность птиц, парнокопытные «зеленые человечки» крадут у них самое ценное — и «свинский мир» ожидаемо приносит руины и горе.
И в этот момент полезными для общества становятся такие, как Рэд — не нужные никому в мирное время, незаменимые в условиях угрозы государства. Первое, что он делает — обращается к национальному герою, но тот уже давно принадлежит истории и бессилен в новой действительности. Тогда Рэд объединяется с такими же вчерашними отщепенцами: гиперактивной желтой птичкой, взрывоопасной черной и угрюмой громадной бурой, чьи реплики практически ограничились угрожающими рычаниями в исполнении озвучившего ее Шона Пенна. Рассерженные птицы отправляются в логово врага, чтобы беспощадно его разгромить — и за время просмотра ни разу не возникает мысли о том, почему бы им не решить проблему дипломатически. «Не надо быть мимишными» — призыв Рэда к Птичьему Раю, и агрессия выглядит действительно единственно возможным ответом свиньям, чей лидер, как гопник, одет в Adidas.
«Angry Birds в кино», яркий, хорошо прорисованный и сюжетно простой мультик, оказывается гораздо ближе к «Скотному двору» по Оруэллу, чем к такой конкурирующей продукции для всей семьи, как «Миньоны» и «Пингвины Мадагаскара». И эта анимация уж точно убедительнее в милитаристском призыве, чем десятки речей от политиков или фб-постов от лидеров мнений.