Качество производства
Осенью мне довелось побывать на съемках финальных серий 2 сезона, и я смог своими глазами увидеть, какие ресурсы американский канал вкладывает в шоу, которое в 1 сезоне встало поперек горла как зрителям, так и критикам. Деваться-то некуда — флагманские «Викинги» прекратят существование после 6 cезона в 2019–2020 годах, других проектов такого уровня у History нет.
С одной стороны, по размаху производства Knightfall существенно уступает тем же «Викингам» с их огромным съемочным городком под Дублином и тем более «Игре престолов» с ее разбросанными по всей Европе съемками. Весь сезон «Падения Ордена» выстреливается в наборе из 4 декораций на пражской Barrandov Studios: Париж, дворец, Парижский храм тамплиеров и общий «Замковый дворик», в котором снимаются все остальные сцены. С другой — в дизайн каждой декорации вкладываются огромные усилия лучших британских и американских мастеров своего дела, равно как и в дизайн костюмов, оружия и общую работу с исторической аутентичностью вплоть до наборов настольных игр, которыми распоряжаются герои.
Это вполне киношные production values, дающие фору любому другому современному историческому шоу помимо двух вышеперечисленных. Если вас интересуют такие детали, то смотреть помимо них и Knightfall в этом году будет просто нечего (как нечего было смотреть в 2017-м). Более того, сгоревшие дотла в 2016 году декорации (причину пожара так и не удалось установить) были воссозданы заново, так что фактически в «Падение Ордена» вложено вдвое больше чисто производственных ресурсов, чем в любой другой сериал такого уровня. Другое дело, как эти ресурсы используются.
Сюжет и герои
Я не говорю, что для рассказывания качественных, аутентичных приключенческих историй про Средневековье нужен размах «Игры престолов» или полнометражного «Имени Розы» с его отстроенным в натуральную величину аббатством — многие мои любимые исторические боевики и фэнтези-фильмы сняты с ничтожными бюджетами и импровизированными декорациями.
Но первый сезон Knightfall продемонстрировал очень неприятную тенденцию: в пилоте нам показали большой, открытый средневековый мир с боями и приключениями, а на остаток сезона сериал замкнулся в душных покоях и полутемных храмах, где на фоне не очень интересной политической интриги второ- и третьесортные британские артисты, не попавшие в «Игру престолов», разыгрывали еще менее интересную любовную мелодраму. Нам обещали развлекательное шоу с кровищей, ругательствами и реалистичным отображением жизни героев традиционных рыцарских эпосов. Вместо это мы получили камерную бюджетную драму с акцентом на актерских работах.
Абсолютно деревянный Каллен не способен затащить ни одну сцену — он произносит все реплики примерно одним и тем же не слишком выразительным тоном и выглядит как оснащенный мечом бородатый хипстер, издали немного смахивающий на Райана Рейнольдса. Все держалось даже не на Стоппарде в роли Филиппа (его в сериале было на удивление немного), а на Джулиане Овендене в роли его беспринципного и аморального советника, Гийома де Ногаре, готовящего юридическую почву для расправы с тамплиерами. Овенден сам по себе отличный актер, да еще и издали похож на Джо Пантолиано времен «Матрицы» и «Клана Сопрано» — словом, идеальный интриган, выдерживающий любые сравнения с Мизинцем Эйдана Гиллена
Помимо этого сценаристы писали для Ногаре самые интересные сцены, в которых он вел себя как человек с современными нам взглядами, заточенный во мраке Средневековье и всеми силами пытающийся найти путь к свету (даже если для этого придется сжечь один-другой рыцарский орден). Другая несомненная находка сериала — Саймон Мерреллс в роли Танкреда, лучшего друга и главного помощника Ландри, который не только изумительно играет в любой сцене, но и, единственный из всей актерской труппой, выглядит совершенно аутентично для материала.
На киностудии «Баррандов» на интервью с журналистами вышел измученный грешник с блуждающим взглядом, словно и впрямь только что освобожденный из застенков Инквизиции, и с огромным увлечением рассказывал как о самом сериале и своем персонаже, так и об историческом материале в целом. С такими данными Мерреллсу место в «Андрее Рублеве» Тарковского или «Трудно быть богом» Алексея Германа, а не в этой манерной, сильно условной и театральной постановке, где он только топит Каллена в каждой совместной сцене.
По первым 2 сериям: во втором сезоне, несмотря на обновленную съемочную группу, мало что изменилось. Первая серия по-прежнему очень бодрая, рассказывающая ясную и интересную линию о Лэндри, которого после пережитых событий разжаловали в рядовые послушники и заставили снова проходить обучение в Тамплиеры. Золото все еще спрятано в Парижском храме и, по наводке Танкреда, Лэндри с другими послушниками приходится отправляться на смертельно опасную миссию по изъятию ценностей.
Звучит довольно круто, не правда ли? Да, диалоги все еще ужасные, перебивки на дворцовую жизнь Филипа и приближенных ни к чему не ведут (за исключением одной сцены), но по крайней мере, есть приключенческая история с героем в трудном положении. За ней банально интересно следить, не взирая на любые драматургические недостатки сериала. Да, Танкред умудряется переигрывать Лэндри даже в сцене, где он молча бреет Каллену голову, да, бои происходят в четырех стенах и довольно нелепо поставлены (особенно в эпизоде, где послушники прикрываются крохотными круглыми мини-щитами от звена арбалетчиков).
Но если бы шоу и дальше развивалось в таком бодром духе, я бы с чистой совестью порекомендовал бы вам 2 сезон — скажем, если бы все пошло не по плану, и Танкред с Лэндри, уцелевшими послушниками и сундуками с украденным золотом оказались бы на вражеской территории и вынуждены были бы проявляться чудеса изобретательности и любыми средствами бороться за выживание.
Вместо этого к финалу 1 эпизода все возвращается к статусу кво — золото доставлено, Лэндри проходит обучение в храме, где занимается, в основном, само-флагелляцией. Более того, во втором эпизоде сценаристы ИСПОЛЬЗУЮТ ТОЧНО ТУ ЖЕ СЮЖЕТНУЮ СХЕМУ, что и в первом. Лэндри с послушниками снова отправляют на задание — на сей раз более нелепое. Происходит стычка, послушники гибнут, Лэндри возвращается в храм, где сценаристы продолжают пытаться выжать из Каллена хоть какие-то эмоции.
Раз простыми избиениями и самобичеванием не получилось, приходит очередь каленого железа… Смотреть на это хождение по кругу тяжело в рамках даже пары серий — а ведь Лэнди еще точно будет проходить обучению в третьей, четвертой, а может быть, и во всех последующих сериях сезона!
Жестокость
Единственный приличный сезон «Спартака» (первый) и его куда более крутой спин-офф «Спартак: Боги арены», с которого в «Падение Ордена» пришли и сам Мерреллс, и режиссер Рик Джейкобсон, и новый шоураннер Аарон Хелбинг, известны запредельным уровнями секса и кровищи, которые многократно затмевают даже самые лихие эпизоды Game of Thrones.
«Падение Ордена» — сериал на редкость асексуальный, единственную любовную линию там грубо ампутировали в последней серии первого сезона. Остается кровища — те суровые мгновения настоящей средневековой дикости, которые отличают постановку History от сказочек о благородных рыцарях. В первых двух сериях второго сезона хватает кровавых моментов, но один из них просто невероятно пошлый («…но это все оказалось кошмарным сном героя!»), а другой — на удивление сдержанный. Это, наверное, самое бескровное и интеллигентное вырезание языка живому человеку во всей истории кинематографа.
Также присутствует совершенно спартаковский ни к чему не обязывающий сценаристов поединок насмерть, но происходит он не в специально оборудованном для этого помещении, а в обычной таверне: когда участники размахивают огромными топорами и палицам и такой тесноте, при таком скоплении зрителей, это выглядит просто-напросто нелепо. Как будто каждый в толпе знает, что поединок схореографирован, и что лично ему резиновым топором в лицо точно не прилетит…
Все удачные моменты «а-ля Джордж Мартин» во 2 сезоне связаны с новым персонажем по линии короля Филипа — принцем Людовиком в исполнении Тома Форбса. Он в буквальном смысле врывается в происходящее на коне и привозит папе подарочек — унизанные перстнями отрезанные пальцы мятежных лордов. И это еще самое приличное, что Людовик делает в первой паре серий!
Его выходки явно должны развлекать нас весь сезон, и сценаристы тут правда проявили изобретательность. Принц не просто совершает странные поступки, он серьезно двигает ими вперед сюжет сериала и отношения между Филипом и Лэндри. Но у этого персонажа пока нет иных характеристик, чем вот эта позиция loose cannon, свободно гастролирующей по сюжетной палубе пушки, превращающей в хаос жизни других героев. Если за поведением принца стоят какие-то гамлетовские мотивы, если он заменит Филипа в роли главного антагониста… тогда Knightfall действительно может стать куда более мрачным и непредсказуемым шоу. Но мы уже знаем, как сценаристы не любят что-то менять, и как любят поддерживать статус-кво.
Марк Хэмилл
Хэмилл в роли воспитателя послушников, сэра Талуса, выпрыгивает на сцену, словно в детском утреннике — помните, как его представляли в фильме Кевина Смита «Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар»? «Привет, детишки, это Марк Хэмилл!»
В «Падении Ордена» получается примерно тот же эффект — Хэмилл в роли покрытого шрамами и ожогами инструктора кривляется, ужасно переигрывает, зачем-то жмурит здоровый глаз и каркает команды хриплым «злодейским» голосом (а мы ведь знаем, на какие вокальные тонкости способен Марк как актер озвучания). Динамика его отношений с Каленном ясна сразу — это тот самый суровый монах из любого фильма о монастыре Шаолинь, который больше всего придирается к талантливого новичку, чтобы к середине стать его самым мудрым учителем.
Но и Хэмилл, и сценаристы сумели меня удивить — уже в первой серии Марк идет с послушниками на задание где, например, в упор стреляет человеку в глаз арбалетным болтом. В последующих сценах с Калленом он ведет себя куда более сдержанно, тот Талус, которого мы видим на тамплиерском плацу — это намеренно созданный инструктором карикатурный образ для вселения страха в сердца новобранцев. Дальнейшие отношения будут развиваться по шаолиньскому лекалу, тут никуда не денешься, но нам намекают, что Талус еще и мастер-манипулятор, дергающий за ниточки всех остальных тамплиеров в храме и непосредственно управляющий судьбой Лэндри.
В этом плане герой Хэмилла ближе даже не к отдельным обитателям Черного замка Ночного дозора из «Игры престолов», которые оказываются не так просты, как кажется, а к слепому монаху Хорхе Бургосскому из «Имени розы», и, если я все правильно понял, сценаристы припасли для Марка еще немало интересных твистов.
Итого
Knightfall — все еще очень слабый и, что куда более неприятно, скучный сериал с невнятными битвами, деревянными «стилизованными» диалогами и абсолютным чурбаном на правах главного героя. Но второй сезон, в отличие от первого, можно смотреть — из-за отдельных моментов, связанных с такими мощными второ- и третьестепенными персонажами, как Танкред, де Ногаре, Людовик и Талус. Участие самой настоящей звезды — Хэмилла, — действительно вдохнуло в материал вторую жизнь, а ампутированные линии Грааля и Жанны-Иоанны перестали путаться в ногах у сценаристов, еще более замедляя и без того не самое динамичное действие.
В целом я рекомендую обратить на второй сезон внимание — в режиме ускоренной перемотки отдельных сцен и целых сюжетных линий.
Смотрите «Падение Ордена» в онлайновом кинотеатре ViP Play
Источник