Досмотрел второй сезон «Ведьмак» от «Нетфликс» и словил себя на мысли о том, что же мне больше всего не нравится в данной экранизации.
На это редко указывают как на отдельный минус в обзорах на сериал, но на мой взгляд главная его проблема в том, что он получился совершенно стерильным.
Для меня, не большого любителя фентези как жанра, главным очарованием как в книжной, так и в игровой серии был тот самый «славянский колорит». Состоящий из вещей, которые на самом деле сложно (во всяком случае мне) ухватить как нечто отдельное и дать им понятие. Начиная от близких по звучанию названий чудовищ (Кикимора, стрыга, леший, прибожек, включая и лучшие из возможных ошибок перевода Низушек и Краснолюдов) и заканчивая речью кметов (милсдарь, сталбыть, и т.п.). Игра дополнительно облекла все эти представления о славянском колорите в визуальную форму. Лютик франт, его наряд выглядит как клоунская одежда с точки зрения времени нынешнего, но в рамках исторического периода выглядит колоритно и добавляет аутентичности. Прически некоторых кметов могут вызывать смех, но опять же отражают некую эпоху и местность. Доспехи рыцарей в игре в большинстве своем выглядят громоздко, где-то даже нелепо, но от них веет чем-то знакомым и одновременно не виданным в массовой культуре.
Досматривая сериал же, во время финальной схватки в Каер-Морхене я словил себя на мысли, что если бы я не знал какой сериал смотрю в данный момент и просто случайно наткнулся на этот эпизод, я бы не смог его идентифицировать. Ни по принадлежности произведения к какой либо культуре, ни как ведьмака в целом. Визуальный ряд не дает совершенно никаких зацепок
Чудища призванные из других сфер выглядят как банальнейшие ящеры, не несущие на себе отпечатка совершенно никакой культуры. Доспехи на всех ведьмаках также сложно соотнести с какой-бы то ни было эпохой, культурой…эдакие среднестатистические фентезийные доспехи в представлении среднестатистического читателя фентези. С таким же успехом это мог бы быть отрывок из какого нибудь «Эрагона», «Перси Джексона», или какого-то ширпотреба тоннами стоящего на книжных полках, где отважные или по нынешней моде циничные рыцари стоят в обнимку с девицами которые судя по их внешнему виду недавно завершили свою карьеру в порно.
Понятно зачем это делалось, сериал пытались усреднить, привести к некой средней температуре по палате, для охвата наибольшей целевой аудитории, но в итоге из сериала вымарали всю культурную идентичность первоисточника.
Выводы…я как человек выросший на научной фантастике всячески приветствую глобализацию, исчезновение границ и государств и превращение народов в народ планеты земля, но, на мой взгляд искусство (будь то кино, книги, игры, музыка) не должно просеиваться через фильтр инклюзивности приходя к средним значениям. Подобный подход мало того, что принижает культуры, чьи атрибуты отсеиваются на этапе производства, но и полностью убирает из произведений ощущение новизны, первооткрывательства и знакомства с чем-то новым. Любое произведение прошедшее через подобный фильтр становится вторичным и при его восприятии появляется ощущение, будто это до тебя уже кто-то жевал.
Не то чтобы мне хотелось донести какую-то конкретную мысль, просто хотелось с кем-то поделиться стрельнувшей в голове во время просмотра мыслью.