Разработчик: Ubisoft
Платформа: PC
Дата выхода: август 2013
Время прохождения: 19 часов
Полностью разобравшись с 15-часовой категорией, я приступил к следующему этапу освоения моего бэклога. Им стала 19-часовая категория, в которой у меня оказалось всего две игры. Начать я решил с той, которую давно хотел пройти, но руки не доходили — шестая часть в серии шпионских стэлс-экшенов о Сэме Фишере с подзаголовком «Черный список». Посмотрим, как она играется спустя 10 лет после релиза?
Прошло два года после того, как отдел «Третий Эшелон» расформировали. Сэм Фишер работает на частную военную организацию на территории американской военной базы в Гуаме. Неожиданно на эту самую базу нападают террористы и уничтожают её, предварительно перебив всех военных. Ответственность за нападение берёт группировка «Инженеры», которая обращается к правительству США с простым требованием — перестать участвовать в разных конфликтах по всему миру и отправить своих солдат домой. В противном случае будет осуществлён ряд аналогичных диверсий на территории Соединённых Штатов под общим названием «Чёрный список».
Президент США Колдуэлл сформировывает новый секретный отдел под названием «Четвёртый Эшелон» (с фантазией у них, очевидно, туго), который наделяет максимальными полномочиями и свободой, необходимыми для устранения угроз национальной безопасности США. Сэма Фишера назначают главным, а в помощники ему снаряжают техника Анну Гримсдоттир, оперативника Айзека Бриггса, и хакера Чарли Коула. Перемещаясь на мобильной военной базе-самолёте «Паладин», команда Сэма Фишера должна отыскать «Инженеров» и остановить их план реализации «Чёрный список».
Удивительное дело, но это первый на моей памяти сюжет, где я искренне согласен с действиями антагонистов! Когда завязка раскрылась, мне даже захотелось выключить игру — мол, я согласен с их требованиями и не хочу им мешать. Вот только, конечно, ситуация в мире не изменится, вне зависимости от того, буду я играть, или нет. Так что, выдохнув, я отправился дальше исследовать, что может предложить игра в сюжетном плане.
А предложить она может, как оказалось, многое. Авторы разворачивают перед глазами натуральный шпионский экшен уровня бондианы, борнианы и невыполнимых миссий вместе взятых. Будут исследования отдалённых объектов, где враги ведут свою подготовительную деятельность, будет срыв операций распространения биологического оружия, будут похищения и эвакуация важных людей, поиск и взлом тревожных комнат, проникновение в тюрьму под видом заключённого и последующий эффектный побег оттуда, защита самолёта от штурма и адреналиновое предотвращение крутого пике, а также проникновение на многочисленные правительственные объекты. Почти каждая операция сопровождается пафосной киношной кат-сценой, где персонажи обсуждают невыполнимость операции, а потом дружно на неё отправляются. Уровень постановки, что в роликах, что в сценах по ходу прохождения никогда не опускается до банальщины — всё максимально серьёзно и брутально, да ещё и сопровождается эффектными пролётами камеры и крупными планами. Имеющиеся в сценарии шутки можно сосчитать по пальцам одной руки фрезеровщика третьего разряда, но и игра не про это.
А вот финал меня скорее разочаровал, нежели порадовал. Всю дорогу заявлять, что «дело наше правое» и «за мной придут другие», а в итоге скатиться до пыток единственного деда, знающего пароль, чтобы тот его раскрыл — это как-то коряво и не соответствует масштабам предыдущих угроз. Понятно, что авторы хотели сделать себе лазейку для следующей части, но вот прошло десять лет, а ни одной новой части Splinter Cell так и не вышло. Вместо этого относительно недавно Ubisoft анонсировали ремейк первой части — с улучшенной графикой и изменённым сюжетом, но это уже совсем другая история. Точнее — старая сказка на новый лад с попыткой привлечь новых игроков.
Игровой процесс заставил меня вспомнить, как же я соскучился по классическим стэлсам — так чтобы бесшумно проникать на территорию, по одному нейтрализовывать противников и пробираться к цели задания, оставаясь в тени. Blacklist в этом плане — образцовый стэлс-экшен, и при этом он всё же оставляет свободу интерпретации. Для этого разработчики даже ввели три «стиля игры» — проходи как хочешь, а в финале каждой миссии тебе будут засчитывать очки за каждый стиль отдельно. «Призрак» (Ghost) подразумевает полностью незаметное проникновение, обход врагов без поднимания тревоги и нелетальное оружие. «Пантера» (Panther) почти тоже самое, но с летальным устранением противников. В «Штурме» (Assault) можно взять оружие побольше и вступать в открытую конфронтацию. Сама игра никак не ограничивает комбинацию стилей, так что всё упирается лишь в личные предпочтения. Итоговой рейтинг прохождения конвертируется в денежную сумму, которую можно потратить на апгрейды.
Сэм Фишер и компания летают на модном самолёте «Паладин», являющимся мобильной стратегической базой. До уровня XCOM, конечно далеко, но уже что-то. Можно апгрейдить сам самолёт, открывая новые опции и возможности, а можно апгрейдить экипировку Сэма Фишера — несколько видов боевого костюма, гаджетов, снаряжения и целая россыпь доступного оружия. В предыдущих частях у Сэма был буквально один пистолет с глушителем и винтовка. Здесь одних только пистолетов с десяток, а вместо винтовки можно снарядить и дробовик, и снайперку, если очень хочется, хотя по мне — это уже не канон. Смысла тратиться на разные виды пистолетов я так и не увидел. Из интересных гаджетов стоит отметить вписавшиеся как родные мини-арбалет с разными видами снарядов и дрон-разведчик для предварительного исследования местности через труднодоступные места.
Каждая сюжетная миссия — это обширная карта с несколькими точками входа, где добраться до нужного объекта можно разными путями. Да, иногда игра ставит дополнительные условия и ограничения, но они полностью обуславливаются сюжетом и обстановкой. Диссонанса между совершаемыми действиями и сюжетными событиями не возникает, что несомненно радует. Перед выходом на миссию игрок волен вдоволь поиграться с экипировкой, а команда заботливо подскажет «рекомендуемое» для миссии снаряжение. Из расстроившего — полная бесполезность кастомизации цвета линз культовых трёхглазых очков ночного видения (только классика, только зеленоглазое такси) и расцветки костюма — вроде как имеется возможность выбрать тип защитного цвета (просто чёрный, для городской местности, для песчаного ландшафта), но перед миссией нужной информации не даётся, как нет и штрафов за несоблюдение «цветового режима». Помнится, в MGS3:Snake Eater надо было ползать по разным типам местности и менять экипировку, чтобы оставаться менее заметным для врага. Тут, конечно, ничего такого нет, да и цели у Снэйка были иные, нежели у нынешнего Сэма Фишера.
Кроме того, следует отметить, что авторы активно экспериментируют с игровой составляющей, позволяя игрокам насладиться дополнительными эффектными геймплейными развлечениями. В программе, например, имеются снайперский отстрел врагов перед десантированием на местность, игра за напарника с видом от первого лица, адреналиновый уход от погони с применением спутникового оружия для уничтожения машин преследования, и ещё пара сюрпризов. Если этого окажется мало — в наличии есть побочные миссии с особыми условиями — абсолютно бесшумная зачистка местности с рестартом за поднятую тревогу, tower defense с увеличивающимися волнами врагов, исключительно кооперативные миссии для совместного прохождения и даже соревновательный мультиплеер. Последние два Ubisoft благополучно прикрыл в прошлом году, окончательно вырубив сервера.
Не стоит забывать и про забавную мета-игру на глобальной карте, где можно пользоваться собственной эрудицией, банальным везением или аккуратным параллельным гуглением конкретных терминов и локаций, чтобы раздобыть ещё несколько очков опыта.
Удобнее всего играть оказалось на геймпаде. На клавиатуре с мышью клавиши расположены слишком хаотично и неудобно, поэтому в данном случае геймпад был предпочтительнее. Следует отметить отличную отзывчивость управления и замечательную реакцию окружения на внешние воздействия. В зависимости от уровня сложности, противники становятся подозрительнее, глазастее и агрессивнее, так что если хочется эффектных пряток — можно смело ставить уровень сложности повыше.
Здесь же стоит иметь ввиду, что при желании игру всегда можно преобразить уровнем сложности, обеспечив себе более высокий рейтинг при аккуратном прохождении. Мне же среднего уровня хватило с лихвой.
Из неудобств могу лишь отметить корявую привязку к Ubisoft Connect (бывшему UPlay). Запуская игру из Steam, приходилось проходить дополнительную аутентификацию в клиенте Ubisoft, а сама игра отказывалась запускаться сразу в полноэкранном режиме. Приходилось после запуска игры лезть в меню и переключаться там.
Для игры 2013 года игра выглядит на редкость хорошо. Немного страдает лицевая анимация, но всё остальное выполнено на высшем уровне. Окружение насыщенное и разнообразное, анимации подробные и плавные, игра со светом и тенью — выше всяких похвал. В Blacklist из предыдущей части Conviction переползла манера ставить задачи — они высвечиваются крупными буквами прямо в окружении. Здесь же эффектное проецирование участвующих в телефонной дискуссии персонажей прямо на стены вокруг героя — смотрится потрясающе.
Тоже самое можно сказать про звуковое сопровождение. Кат-сцены сопровождаются тревожным амбиентом, важные моменты акцентируются звуком и светом, а при использовании наушников с объёмным звуком всегда можно идентифицировать, где ходит враг.
А вот локализация меня расстроила — пройдя вступительную миссию я решил переключиться на английскую озвучку, чтобы не страдать от лишенных эмоций голосов. Да, здесь конечно, нет Майкла Айронсайда на озвучке, но Эрик Джонсон в целом уловил суровый профессионализм Сэма и отлично его передал в игре.
Удивительным образом я прошёл Splinter Cell: Blacklist за 19 часов — ровно столько, сколько планировал. При этом я не обременял себя необходимостью пройти все побочные миссии — исключительно при наличии желания. Отметив игру пройденной, я отметил, что у меня в бэклоге осталось 58 игр.
«Tom Clancy’s Splinter Cell: Blacklist» это такой выдержанный бальзам для поклонников классических стэлс-экшенов. Здесь всё по правилам и заветам жанра, да ещё и закрученным сюжетом и лихим повествованием. Игровой процесс затягивает не на шутку, а визуально игра смотрится отлично даже спустя 10 лет после релиза. Обидно, конечно, что Ubisoft перестала поддерживать мультиплеер, но и одиночной кампании тут хватает, чтобы вволю насладиться шпионской эстетикой.