Буквально на днях вышел первый русский перевод книги Эрнста Юнгера «Стеклянные пчёлы», о которой и пойдёт речь в статье. Итак, «Стеклянные пчёлы» можно отнести к жанру фантастики, но как всегда с произведениями Юнгера не всё так просто. От жанра фантастики здесь только, если можно так сказать форма, которая заключается в высокотехнологичных роботах. В остальном роман представляет из себя характерные для Юнгера рассуждения главного героя о истории, прошлом, своей жизни и глубокого проникновения окружающей его действительности через призму своей рефлексии.

Представление о мире романа, его устройстве и принципах царящих в нём читатель получает только из рассуждений главного героя. Что даёт нам не очень радужную картину: миром правит сделка и самые успешными членами общества становятся люди без принципов, без архаичного понятия чести и долга. Царство победившей выгоды, технологий и пустоты наполнивший людские сердца в силу отсутствия хоть чего-то ей на замену.

Естественно, главный герой романа, Рихард глубоко одинокая личность: у него нет друзей, работы и даже денег на простую еду. Единственная положительная фигура в жизни Рихарда, да и во всём романе, это его жена, ради которой он идёт к своему знакомому Твиннигсу с просьбой о помощи в поисках работы.

Работа предлагаема Твиннгсом оказывается, по ироничной случайности работай на человека, который представляет собой воплощение прогресса, модерна, одним словом современной эпохи. Этот человек владелец монополии на производство роботов-лилипутов, который выполняют многочисленные работы, и всё больше вымещают собой человека. Рихард не сразу принимает предложение, сначала внутри него происходит внутренняя борьба, он чувствует, что работа на Дзаппарони (владельца монополии) будет иметь ужасные последствия, но всё же соглашается.

«Настало время отказаться от доисторических предрассудков. Мне снова дали понять, что моя речь изобилует устаревшими пустыми словесами вроде «старые товарищи» или «честь мундира». Жалкое зрелище в наши дни, как жеманство старой девы с её убогой добродетелью. К чёрту. Хватит.»

А что ему ещё оставалось делать? Жена ждёт его дома с надеждой, а живот неприятельские урчит. Трудно осуждать героя за это.

Стоит заметить, что само действие и продвижение сюжета книги занимает очень маленькую часть, основное время посвящено воспоминаниям и размышлениям Рихарда. Он вспоминает свой молодость курсантом кавалерийского училища, вспоминает фигуру их наставника, который обладал невероятным авторитетом среди всех кадетов и был воплощением человека чести «сейчас таких уже нет».

Затем следуют более горькие размышление о исчезновения надобности в лошадях, в кавалерии и исчезновения из войны героизма.

«И вот эти великолепные животные вымерли, исчезли с улиц и дорог, из деревень и городов и уже много лет никого не несли в атаку. Их повсюду заменили автоматы. Соответственно изменились и люди: стали механическими, предсказуемыми, иногда мне вообще казалось, что меня не люди окружают».

Как исчезли лошади, так и исчезли кавалеристы с их задором, весельем и определённым безумием. Потерянные после войны остатки выживших курсантов поначалу не желали смирятся с новым устройством мира, с ничтожным правительством и жалким миропорядком.

Жаль, что вся эта деятельность ничто, наступление современности невозможно остановить: Она победила, она пришла и покорила всё и каждого. Победить её можно только внутри себя, истинная традиция исходит изнутри, из благородной и честной души, из чистого сердца. Эрнст Юнгер знал это и своим проницательным взглядом показал всю глупости активных традиционалистов, борцов с современностью. Один из бывших кавалеристов, Лоренц выдвигал самые радикальные лозунги: уничтожить все технологии, обратно в каменный век и так далее. Конец его оказался печальным и поучительным, с каждым днём он всё больше разочаровывался в людях и понял невозможность осуществления своих идей. Выбросился из окна.

«Он в одно мгновение смог наглядно завершить то, для чего многим из нашего круга пришлось прожить целую жизнь. Он показал нам нашу безысходность».

Эта грустная, но закономерная судьба.

Все эти мысли проносятся в голове у героя во время ожидания Дзаппарони. На мой взгляд, фигура Дзаппарони иллюзорна, расплывчата, он обрамляется в разные образы, которые изменяются от угла обзора и ситуации. Дзаппарони — это человек желающий обладать властью ради власти, деньгами ради денег, изобретать технологии ради самих технологий.

Вся суть этого человека и смысла его существования раскрывается в его новом изобретении стеклянных пчёлах.

Триумф технического прогресса раскрывается не только в качестве повышения уровня жизни, оптимизации жизненных процессов; их упорядочивание, рационализацию и приведения к механическому совершенству. Другой: тёмной его стороной может оказаться потеря того несовершенства, в котором и заключается жизнь. Вдруг прогресс убьёт всё то, ради чего он существовал? Спрашивается, зачем нужно искусство, созерцание и отдых идеальной, совершенной машине, которую может создать человек, или которой он может стать сам.

Эта убийственная эффективность, абсолютная рационализация воплощается в стеклянных пчёлах

Механические пчёл верх технического совершенства, они идеально собирают пыльцу с цветка, идеально безостановочно работают и добывают мёд в промышленных масштабах в настолько больших, что его становится с избытком. Тут совершенно логично задаётся вопрос: а зачем это? неужели рационально тратить кучу денег на производство дорогих технологичных пчёл ради добычи мёда? Это вопрос рентабельности, но можно задать и другой вопрос: а не теряется ли смысл в самом мёде, в пчёлах после автоматизации его добычи? Пчёлы добывают его для себя, чтобы прокормиться зимой, а роботизированным пчёлам еда не нужна и мёд тоже. Этот мёд оказывается пустой; он не наполнен сверхцелью пчелиного существования. Нужен ли такой мёд человеку?

В этом вся суть Дзаппарони и его технологий. Мёд без пчёл.

Главный герой устраивается к нему на работу и после получения конверта идёт со своей женой в ресторан, жизнь налаживается.

Будьте людьми.

 

Источник

Читайте также