В 2016 году все производители, сообщавшие о разработке VR-очков и шлемов, официально выпустили свои продукты на рынок. Но несмотря на большой ажиотаж, они оказались не так хороши, как ожидали многие пользователи и особенно – как красочно описывали их разработчики. В каждом устройстве нашлись весомые проблемы, которые могут оттолкнуть от покупки. Давайте оглянемся назад и вспомним, чем запомнился 2016 год для индустрии виртуальной реальности.
⇡#Почему не нужно спешить с покупкой VR?
Шлемы разрабатывали не один год, но с первого раза учесть все нюансы невозможно. Например, у PlayStation VR откровенно низкое разрешение, слишком заметные пиксели не дадут по-настоящему погрузиться в виртуальную реальность. Четкость Full HD-матрицы монитора не вызывает проблем, ведь вы смотрите на нее с расстояния около метра, сидя за компьютером. А теперь прильните к экрану вплотную, чтобы носом упереться в дисплей, и убедитесь, что пиксели выглядят огромными.
Кроме того, шлемы виртуальной реальности требуют мощного компьютерного железа. Для HTC Vive и Oculus Rift нужна видеокарта не хуже GeForce GTX 970, и это — минимальная планка. Плюс процессор уровня Intel Core i5 и хотя бы 8 Гбайт оперативной памяти. Исключение составляет PlayStation VR, для которого хватит приставки PlayStation 4 – она обойдется раза в два дешевле, чем требуемый для остальных шлемов системный блок. Но покупка консоли или мощного ПК не решит, пожалуй, главную проблему шлемов виртуальной реальности.
Третий недостаток всех устройств – катастрофическая нехватка игр. Сейчас практически нет проектов, которые всерьез затянули бы – так, как это делают обычные экшены, стратегии, гонки, RPG. Подавляющее большинство проектов для VR представляют собой короткие демо, которые пробегаются за 40-60 минут. Есть, конечно, и длинные, полноценные игры: например, хоррор-тир Until Dawn: Rush of Blood, гонки DriveClub и Project CARS, шутеры Serious Sam VR: The Last Hope и Doom. Но для глобального распространения нового формата развлечений этого мало.
Проблемы с играми возникают по нескольким причинам. Разработка под VR обходится безумно дорого. Другая сложность – шлемы только появились в продаже, и есть они у небольшого количества игроков. Мало кто захочет рисковать и вкладываться в создание игры для небольшой аудитории, которую еще и не факт, что купят. В настоящее время компании прощупывают почву – для определения не только выгоды, но еще и потенциала шлемов.
А потенциал между тем огромный. Виртуальная реальность на самом деле создает мощнейший эффект присутствия. Речь не только об играх – это лишь одна индустрия, где используется VR. Вполне может быть так, что виртуальная реальность для интерактивных развлечений окажется нишевым развлечением, а в других сферах выстрелит.
Например, активно снимаются VR-фильмы для взрослой аудитории – тема, конечно, щекотливая, но нельзя отрицать, что здесь виртуальной реальности уже обеспечено как минимум хорошее будущее. Если рассматривать серьезные области, то VR отлично подходит для обучения. Представьте, сколько лягушек останутся живыми, если студенты-медики будут изучать вскрытие на виртуальных земноводных. И это не говоря об уроках истории: экскурсии по Лувру, возможность рассмотреть вблизи древний артефакт. Военные тоже наверняка смогут использовать виртуальную реальность в своих целях: менее затратное обучение солдат управлению техникой без риска случайно куда-нибудь выстрелить (и попасть). Пока что это фантазии, хотя возможности у виртуальной реальности широчайшие.
Другая категория VR-шлемов – «футляры» для мобильных устройств. С 2014 года Samsung продает Gear VR, а минувшей осенью Google начала реализацию DayDream. Модели представляют собой наголовные дисплеи для смартфонов, они же HMD. Вставляете в очки мобильник, и готово. Безусловный плюс – низкая цена. Модели стоят порядка $100. Но и смартфон нужен непростой. Samsung поддерживает топовые модели, вроде линеек Galaxy Note и Galaxy S. В свою очередь, Google добавила поддержку виртуальной реальности в свежую версию своей ОС – Android 7.0 Nougat. Пока что устройств, работающих с HMD, мало. Дорогущий Google Pixel, семейство Motorola Moto Z – на официальном сайте Google DayDream другие устройства не указаны.
У таких шлемов ограниченная функциональность, которая упирается в аппаратные возможности смартфонов и поддержку разработчиков приложений. При этом устройства быстро — в течение пары часов — разряжаются. Но дольше в очках VR все равно не высидеть – сильно устают глаза, появляется головокружение.
Gear VR и DayDream хороши тем, что позволяют за небольшие — по сравнению с PlayStation VR, HTC Vive и Oculus Rift — средства познакомиться с виртуальной реальностью. Если не уверены, стоит ли отдавать деньги за VR, лучше обойтись малой кровью и купить HMD, чем полноценные очки. Об этом говорят и продажи: среди всех очков виртуальной реальности наибольшие продажи за 2016 год – у Samsung Gear VR (2,3 миллиона экземпляров). Далее идет PlayStation VR (745 тысяч), HTC Vive (420 тысяч), Oculus Rift (355 тысяч) и Google DayDream (255 тысяч). Но тут надо учитывать, что Gear VR широко известна и к началу года уже была в продаже, в то время как остальные шлемы появились позже.
⇡#В чем разница между шлемами?
Несмотря на общие черты, представленные VR-устройства довольно сильно различаются. Вкратце напомним об их особенностях.
⇡#HTC Vive
Продукт сотрудничества HTC и Valve считается лучшим шлемом на данный момент. Но он же и самый дорогой – в районе 65 тысяч рублей. Устройство поставляется с интересными контроллерами, датчиками и подставками, дополнительно покупать ничего не придется.
Разрешение составляет 2160 × 1200 — 1080 × 1200 для каждого глаза. По центру шлема установлена маленькая камера, благодаря которой можно не снимая устройство видеть окружающее пространство. Это важно, потому что HTC Vive, в отличие от других шлемов, предлагает не сидеть на месте, а активно двигаться во время игры. Но здесь возникает очевидная проблема – модель, как и конкуренты, проводная.
Если при сидении на месте это не критично, то во время ходьбы по комнате можно зацепиться за провод или оборвать его. К тому же для HTC Vive нужно устанавливать сенсоры движений и, по-хорошему, отвести для развлечений отдельное место без мебели.
⇡#PlayStation VR
Шлем Sony работает с PlayStation 4 и ее более мощной версией Pro. Во время игры заметно, что стандартной консоли нелегко дается работа с PS VR – долгие загрузки, провалы в частоте кадров. Вся надежда на топовую версию приставки, мощности которой должно хватить для раскрытия потенциала очков.
Вначале PlayStation VR удивляет обилием проводов и дополнительных приспособлений, которые вам понадобятся. До HTC Vive, конечно, очень далеко, но между шлемом и консолью располагается модуль с внешним блоком питания – к нему идет куча кабелей.
Качество изображения оставляет желать лучшего. Разрешение 5,7-дюймового OLED-экрана составляет 960 × 1080 для каждого глаза – как выяснилось в процессе, этого катастрофически мало. Графика в играх тоже весьма слабая. Но и по цене PlayStation VR не сравнится с HTC Vive или Oculus Rift: 35 тысяч рублей — и шлем ваш. Хотя отдельно нужно купить PlayStation Camera и, в идеале, контроллеры Move.
Устройство хорошо тем, что экосистема, по сути, уже готова: есть шлем, есть приставка, игры постепенно появляются. Так что с развлекательной точки зрения именно у PlayStation VR дела обстоят лучше всех.
Самый нашумевший шлем, о котором рассказывали все начиная с 2012 года. Теперь это устройство, наконец, появилось. Модель поставляется с джойстиком от Xbox One, в дальнейшем будут доступны необычные на вид контроллеры, которые выглядят подозрительно хрупкими и неудобными – но в реальности мы их пока не испробовали, поэтому можем ошибаться.
Главный прокол Oculus Rift – цена. Пару лет назад разработчики бодро уверяли, что стоимость потребительской версии будет на уровне $300-350. Озвученная в январе цифра $600 вызвала много вопросов. В России устройство можно найти по цене в 58-60 тысяч рублей – немного добавить, и можно взять уже HTC Vive.
Зато у модели широкая поддержка игр. Doom 3: BFG Edition и новая часть шутера, War Thunder, Half-Life 2 и другие популярные проекты. К тому же в Steam можно найти массу бесплатных демоверсий.
Тема давно на слуху, но на самом деле виртуальная реальность делает лишь первые шаги. У устройств много недостатков, с которыми приходится мириться. Но продажи показывают, что интерес аудитории все-таки есть, и теперь нужно просто развивать технологию. Это совершенно новый опыт, ничего похожего ранее не было.
3D-очки, громоздкие шлемы виртуальной реальности из 90-х? Не смешите, они бесконечно далеки от впечатлений, которые дарит VR даже в текущем виде. Теперь остается просто ждать, когда разработчики совладают с железом и сделают сверхвысокое разрешение при качественной графике. Можно даже утверждать, что VR поспособствует очередному скачку производительности процессоров. И особенно – графических процессоров.
Источник: