State of Decay 2 — игра для «раннего доступа» Steam, которая не вышла в Steam

У «выживалки» Undead Labs есть потенциал, но она получилась очень сырой.

Когда в январе 2018 года Microsoft пафосно объявила, что прямо с релиза включит Sea of Thieves, State of Decay 2 и Crackdown 3 в свою подписку Xbox Game Pass, это казалось чуть ли не революцией. Ведь это были единственные эксклюзивы компании на ближайшие полгода, если не больше.

При этом во всех трёх тайтлах заметны определённая самобытность и акцент на кооперативное прохождение, которое Microsoft считала своим конкурентным преимуществом ещё со времён трилогии Gears of War.

Делать интересные игры среднего класса для компании друзей — чем не тактика для выживания? Тем более, что у Sony и Nintendo кооператив не в чести.

Однако серьёзные надежды на перерождение Microsoft с её игровым аналогом Netflix начали рушиться уже с выходом Sea of Thieves — игрой с потенциалом, но настолько бедной на контент, что через пару недель после релиза о ней почти перестали вспоминать.

State of Decay 2 — вроде бы другое дело. Первая часть была хорошей, так что разработчикам оставалось только обогатить и доработать свою концепцию на деньги Microsoft. Что здесь могло пойти не так?

Сюжетное начало

Стартует State of Decay 2 с экрана выбора персонажей. Вы не можете настроить их внешность или параметры по собственному усмотрению, так что сделать самого себя или соседа по офису не получится.

Немного полистав предложенные варианты, я выбрал «Странную парочку» — Ника и Вик. В описании сообщалось, что в обычной жизни эти люди никогда бы не встретились, но во время борьбы за выживание между ними вспыхнула искра.

Это чудесная история любви. Очень жаль, что спустя примерно час после начала игры разработчики о ней напрочь забывают, а Ник и Вик превращаются в двух безликих болванчиков из вашего отряда.

После выбора персонажей начинается сюжетное вступление. Главные герои бродят по заброшенному лагерю беженцев, учатся убивать зомби с помощью холодного оружия и обыскивают ящики (это можно делать либо медленно и бесшумно, либо быстро и с риском привлечь внимание нескольких мертвецов).

Пока Ник и Вик перебрасываются ничего не значащими фразами, девушку кусает новый вид врагов в State of Decay — «чумной зомби» (Plague Zombie). Если эту заразу вовремя не вылечить, то девушка сама станет ходячим мертвецом, так что у Ника на первое время появляется серьёзная сюжетная мотивация.

К счастью, в конце лагеря главных героев ждут военный и доктор, которые знают, как можно побороть недуг. Для этого им нужны ресурсы и безопасное место. Так что четвёрка персонажей, не долго думая, садится во внедорожник и отправляется в одну из трёх доступных в игре локаций. Это единственный элемент реиграбельности в State of Decay 2 — да и то с натяжкой.

Дом, милый дом

На въезде в новый регион у джипа главных героев заканчивается топливо — позже его можно заправить и вернуть в строй — и они на своих двоих начинают подбирать себе безопасный дом.

С недвижимостью в State of Decay 2 всё достаточно просто. Находишь максимально большое и при этом защищённое здание, убиваешь в нём всех мертвецов и объявляешь, что оно твоё. Для этого необходимо иметь определённое количество очков влияния, которые зарабатываются выполнением миссий.

После захвата дома все персонажи, которыми не управлял игрок (второй партнёр, врач и военный), становятся доступными для выбора. В этот момент мой Ник получает серию квестов, которые необходимо выполнить для спасения его девушки — собрать ресурсы, построить в доме медицинскую лабораторию и произвести вакцину из образцов ткани других «чумных зомби» (убить их не сложнее обычных — они отличаются только горящими красными глазами).

Первые вылазки действительно интересны. Вы знакомитесь с повадками зомби, находите мощное огнестрельное оружие и возвращаетесь на базу как король — с россыпью ресурсов. И в этот самый момент State of Decay 2 сажает игрока на «петлю» — повторяющиеся раз за разом одинаковые сценарии.

Мёртвая петля

Если вы никогда не играли в первую часть State of Decay, то поясню: прогрессия в этой серии чем-то напоминает XCOM или The Sims. Вы делаете рутинные вылазки за ресурсами (в одиночку, с одним AI-помощником или с другом в онлайне), следите за основными показателями своих персонажей, создаёте новые постройки, упрощающие жизнь (они либо производят ресурсы, либо повышают уровень счастья), открываете аванпосты и захватываете новые дома, а также выполняете автоматически сгенерированные сайд-миссии, которых тут всего несколько типов. Всё работает на то, чтобы вас не отпускало постоянное чувство тревоги.

В игре есть два вида ресурсов — непосредственные (оружие, патроны, аптечки, энергетики) и долгосрочные. Долгосрочные ресурсы представляют собой огромные рюкзаки, которые можно носить только по одному за раз.

Поэтому обычная вылазка за ресурсами выглядит следующим образом. Вы запрашиваете по рации у других выживших, где можно найти топливо. Они дают вам наводку. Вы садитесь в машину, доезжаете до нужной точки и начинаете обыск зданий, параллельно отбиваясь от зомби.

Как только находите рюкзак с долгосрочными ресурсами (это могут быть медикаменты, топливо, оружие или строительные материалы), вы относите его в багажник машины и продолжаете поиски. Когда багажник заполняется, добытчик едет домой, ставит автомобиль на парковку и быстро разгружает все найденные богатства в хранилище (это делается прямо из интерфейса машины, о чём многие игроки не знают и вручную носят мешки по одному).

Обычно к этому моменту выбранный вами персонаж либо сильно устаёт (у него уменьшается максимальная стамина), либо нуждается в лечении, так что вы переключаетесь на другого героя и продолжаете рутину. Переключаться надо в том числе и потому, что некоторые сайд-миссии привязаны к конкретным героям.

К долгосрочным ресурсам не стоит относиться с пренебрежением. Они напрямую влияют на мораль и жизнь ваших подопечных — в отсутствие строительных материалов вы не сможете возводить и улучшать постройки, а без медикаментов оставленный вами на базе раненный персонаж не сможет вылечиться.

Кроме того, долгосрочные ресурсы легко превращаются в «краткосрочные». Если у вас есть необходимые запасы, вы сможете в любой момент сгенерировать себе канистру для заправки автомобиля или патроны, что сильно упрощает жизнь.

При этом игра всячески мешает сохранять постоянный достаток. Например, если вы соберёте слишком много ресурсов, то они начнут портиться — до тех пор, пока всё лишнее не «сгорит». Склад, конечно, можно расширить, но это лишь временное решение проблемы.

Сайд-миссии

Пока вы занимаетесь строительством базы и сбором ресурсов, игра не даёт вам расслабляться с помощью случайно сгенерированных сайд-миссий. Это могут быть и выжившие, которые просят вашей помощи, и различные опасности, которые на карте создают мертвецы.

С выжившими ситуация непростая: помогать им обычно тяжело, но если этого не делать, они станут вашими врагами, а воевать с людьми в игре намного сложнее, чем с мертвецами. К тому же после успешной миссии посторонний человек может захотеть присоединиться к вашей команде, а чем больше людей — тем сильнее группа.

Своего первого персонажа я потерял именно во время миссии с участием людей: укравший медикаменты полицейский устроил засаду и убил моего напарника. Переиграть было уже нельзя, потому что в State of Decay 2 есть только беспощадное автосохранение.

Кроме того, на мораль жителей дома влияют появляющиеся в округе гнёзда мертвецов. По сути это здания, где небольшая толпа зомби пасётся вокруг Крикуна — безрукого мертвеца, который призывает ходячих со всей округи при появлении людей. Если кричащего не устранить быстро, то он может создать серьёзные проблемы.

Однажды во время дежурной зачистки такого гнезда я наткнулся сразу на трёх Крикунов, и в этот самый момент мой единственный пистолет заклинило. Из-за толпы мертвецов я не смог подобраться к Крикунам достаточно близко, чтобы убить их, и был вынужден пуститься в бегство, оставив позади мой любимый джип с кучей ресурсов в багажнике. Само по себе возвращение этой машины для меня превратилось в отдельную миссию.

Кроме Крикунов нервы сильно портят особые быстрые зомби (их лучше застрелить ещё на подлёте), пузатые зомби, выделяющие ядовитый газ в момент смерти (если вы врежетесь в них на машине, из неё придётся выпрыгивать на ходу) и «танки», на убийство которых придётся потратить много патронов.

Есть в игре и «главный квест» — уничтожение так называемых «чумных сердец». Это гигантские красные субстанции, которые появляются в случайных зданиях и привлекают к себе «чумных» зомби. Чтобы уничтожить такое гнездо, стоит сначала устранить всех мертвецов, а потом закидать «сердце» коктейлями Молотова, гранатами или любой другой взрывчаткой. Это можно делать и холодным оружием, но тогда придётся следить за активностью «сердца», которое иногда выпускает опасные для жизни красноватые волны. Как только красная субстанция лопнет, все мертвецы вокруг тут же исчезнут.

Эти миссии сжигают огромное количество ресурсов, и один из персонажей в них наверняка заразится, так что по возвращении домой вам вновь придётся создавать для него вакцину. После уничтожения всех «сердец» на карте начинается эндгейм, построенный на специализации лидера вашей группы — это могут быть миссии как на уничтожение противников, так и на строительство.

Когда вам покажется, что все дела на карте сделаны, вы можете попросту переместиться на другую и начать всё с нуля с теми же персонажами. Как такового финала у игры нет.

В целом вы действительно можете думать о State of Decay 2 как о подобии The Sims: здесь персонажи тоже постепенно «богатеют» ищут себе дома побольше, чтобы возвести новые постройки — например, унитаз или установку для очистки воды, которые делают всех счастливее, но создают много шума и привлекают зомби.

Ворох проблем

Если из предыдущих пунктов вам вдруг показалось, что State of Decay 2 — интересная игра, то это действительно так, но тут есть много существенных «но».

Чем больше я в неё играл, тем сложнее мне было в неё возвращаться. Достаточно быстро весь геймплей скатился в рутину, а персонажи стали напоминать мне ещё один вид ресурсов, а не живых людей. Да, разработчики учитывают тысячи факторов, и игра временами создаёт действительно интересные ситуации, но они тонут в той самой «петле» сбора ресурсов, о которой я писал выше.

И, к сожалению, кроме подробной симуляции State of Decay 2 не может предложить почти ничего интересного — ни сюжета, ни полноценных сайд-миссий, ни какой-то существенной цели, к которой хотелось бы стремиться в будущем. То же строительство баз со временем упирается «в потолок» — даже в самом большом здании на карте у вас быстро заканчиваются свободные места, и вы не можете попробовать ничего нового.

Что ещё неприятнее, у игры нет лица и атмосферы. В плане картинки — это стандартная «выживалка» на базе Unreal Engine 4, которая иногда напоминает нечто среднее между PUBG и Fortnite.

Общая дешевизна игры заметна во всём. Её мир живой только там, где находится игрок (в том числе поэтому в кооперативе нельзя отходить друг от друга), а проработка некоторых мелочей вызывает недоумение. Например, чтобы показать темноту ночи, разработчики просто обрубают игроку дальность видимости, и это было бы не так страшно, если бы другие выжившие не видели игрока в эти моменты так же, как и днём.

Управление автомобилями реализовано на самом базовом уровне. У них почти нет никакой инерции — они очень быстро разгоняются и так же быстро тормозят. И — что особенно страшно — машины часто застревают в геометрии и упираются в невидимые стены в самых неожиданных местах, что может стоить вам даже жизни. Зомби в State of Decay 2 спокойно могут оторвать дверь и вытащить водителя наружу.

Наконец, State of Decay 2 — наверное, самый сырой релиз, к которому мне довелось прикоснуться за последние годы. В этой игре не работают нормально даже двери.

До лучших времён

Если первая State of Decay была инди-чудом, где интересный геймплей окупал все недостатки, то ко второй части были изначально более высокие требования. К сожалению, разработчики едва улучшили общую концепцию. Ни «чумные сердца», ни конфликты с другими выжившими не справляются с разбавлением рутины.

И обещанный кооператив совсем не улучшает ситуацию — настолько урезанным он получился. В нём игрокам нельзя отходить друг от друга и почти весь прогресс достаётся только одному, а сама по себе базовая механика не делает прохождение вдвоём более интересным, ведь эта игра не про стрельбу, а про менеджмент. Более того, в кооперативе количество багов как будто бы удваивается. Лучше уж просто болтать с другом по телефону, параллельно играя в одиночном режиме.

В итоге State of Decay 2 — это не мощный проект для продвижения Xbox Game Pass. Всё наоборот: только благодаря Game Pass у этой игры есть какие-то шансы. Через пару месяцев, после десятка патчей, её всё же стоит попробовать — по крайней мере, по подписке. Она вполне может вас затянуть — особенно, если вы не боитесь рутины и любите «выживалки». Но в текущем состоянии State of Decay 2 — типичная игра из раннего доступа Steam. В ней не хватает полировки и разнообразия. Поэтому особенно иронично, что именно в Steam она пока и не вышла.

 
Источник: DTF

Читайте также