Старый-новый Бэтс…

Использованный было в качестве санкции против РФ фильм Мэтта Ривза стал доступен и вскоре посмотрен, оценён и осмыслен. В статье ниже результаты этих операций. Без особенной глубины, но с лёгкими спойлерами-заметками.

Аннотация:

Спустя два года правоохранительного самосуда Брюса Уэйна под прикрытием Бэтмена, Готэм-Сити окутала новая угроза по имени Загадочник. Планомерно убирая представителей власти и обнажая их грехи, неопознанный террорист расшатывает то немногое, что всё ещё удерживает мрачный пасмурный город на плаву. Но каковы истинная цель и личность таинственного преступника?

Жанр: детектив, криминальная драма, триллер, нео-нуар, супергероика

Официальный трейлер «The Batman» (2022), Warner Bros.

Как и подавляющее большинство вещей в нашем мире, свежий фильм про Бэтмена получился неидеальным, со своими достоинствами и недостатками.

Прежде всего, картину Мэтта Ривза сложно назвать самостоятельной, ведь она в значительной степени полагается на то, что современный зритель сегодня уже слишком хорошо знаком с центральным персонажем истории и её сеттингом и не нуждается в разжёвывании давно известных комиксовых прописных истин.

За счёт этого фильм, будучи очередным перезапуском кинокомикса, позволяет себе тем не менее упускать из вида массу вводных сведений, относящихся к экспозиции: кто такие Уэйны и чем именно занят Брюс в качестве публичной персоны, какую роль в жизни Брюса играет Альфред и как обоснованы статус с материально-технической базой мрачного «alter ego» Брюса, то есть что делает Бэтмена внушающим ужас «Тёмным рыцарем» Готэма — далеко не всё из этого вы узнаете из новинки, и титул «Superhero Origin Story» для неё недостижим.

Сюда же и вступление, упускающее из виду тот факт, что за двухлетний путь, проделанный Бэтменом до начала событий картины, тот уже успел столкнуться с заклятым и наиболее узнаваемым своим врагом — Джокером. Догадаться об этом даже имеющему представление о франшизе зрителю получится только из мимолётной сцены ближе к финалу фильма или, например, из гуляющей в Сети вырезанной сцены. И то: при должных внимательности и любознательности.

Вырезанная сцена с Джокером — «The Batman» (2022), Warner Bros.

И если сей факт не является проблемой для искушённого зрителя-гика, то вот впервые знакомящемуся с персонажем гипотетическому зрителю-новичку при просмотре многое будет казаться неочевидным, недосказанным, не слишком логичным и поверхностным. То есть фильм требует от зрителя некоторого, но скорее всего уже имеющегося уровня понимания особенностей франшизы.

Впрочем, в том может крыться не недочёт, но намеренная задумка, призванная подчеркнуть то эмоционально-психологическое напряжение от смятения, которое задаёт всему фильму его центральный антагонист — Загадочник…

Загадочник — пожалуй, лучшая сторона перезапуска «Бэтмена» от Мэтта Ривза. Тут нужно снова повториться: современный зритель уже слишком искушён, и чем глубже его знакомство с киноискусством, тем сложнее его чем-то удивить. Приходится исхитряться, прыгать выше головы, проявлять изобретательность.

И тут надо отдать должное сценаристам: именно это у них и получилось провернуть с образом жертвы коррумпированного города — Загадочником. Впоследствии уже он выставляет Готэм-Сити жертвой своих головоломок. И масштаб обиды таков, что загадки впору счесть за новую форму терроризма.

Мэтту Ривзу и команде удалось значительно осовременить и приземлить образ Загадочника со времён «Бэтмена Навсегда» 1995 года, где тот был гораздо более комичным, гротескным и пародийным злодеем-безумцем зашкаливающих эмоций умелого кривляки Джима Керри, но небольшой сценарной глубины.

Загадочник же в варианте 2022 года выглядит так, словно сбежал прямиком с ориентировки правоохранительных органов, обладая очевидными признаками личности с психическими отклонениями и общественно опасным умыслом.

И метод реализации этого умысла минимально фантастичен, предельно близок современному уровню технологического развития и мало выделяется на фоне типичных криминалистических / оперативных ситуаций детективных историй.

Не считая пары замороченных устройств и механизмов, Загадочник использует для своих замыслов изоленту, стамеску и привычные технологии связи, явно являясь опытным их пользователем и носителем соответствующей культуры поведения. Что сильно контрастирует с подходом к Загадочнику Джима Керри из фильма Джоэла Шумахера с шутовским костюмом и машиной чтения разума. Но в 1995 не существовало и стриминга в том виде, в каком он есть сейчас…

Совершенно обыденным оказывается и происхождение злодея Пола Дано: обиженный городом неприметный сирота-бухгалтер с идеей фикс, иронично скрывающийся прямо под носом следствия и всегда на шаг впереди визави. Как и Селина с Уэйном, он был разлучён с родителями несправедливостью Готэма и теперь является одним из фигуральных зеркал в лабиринте кривых отражений, коими полнится обсуждаемый фильм от самого начала и до финальных титров.

Обыденность и уязвлённость мраком Готэма характеризует и остальных героев картины. Так, Пингвин из гротескного уродца, крадущего детей, стал типичным мафиози, держащим клуб для своих и являющимся частью наркорынка Готэма — как ни посмотри, гораздо более человечная мелкая сошка преступного мира.

А Женщина-кошка растеряла со времён 1992 года свою невротичность («nobody wants to be somebody», как и нынешний Загадочник, кстати), а к ролевой модели «роковой женщины» добавила ещё одну — «дамы в беде» — в остальном ведя себя как типичный грабитель-домушник и красотка в жестоком мире чудовищ с внешностью на манер Савы из голливудской переделки другой безнадёжно печальной анимационной криминальной драмы 1998 года— «Кайт» (2013). В соответствии с этим выстраивается и динамика отношений Селины с Бэтменом, ощущающем в одинокой девушке, насильно лишённой матери, родную душу.

И даже сам Бэтс стал более убедительным за счёт шаблонных элементов своих снаряжения и обмундирования, в которых из супер-героичного остались одна только маска и значок на груди (теперь с функционалом холодного оружия).

В остальном, геройский образ стал более самодельным и практичным: с бронёй и парашютом, явно модифицированными из состоящих на вооружении неких структур и массово используемых специальных средств, техники и оснащения.

В самом Брюсе ощущается молодость и ограниченность практического опыта: он часто ошибается, не всегда способен на самостоятельные суждения и явно ведом детской психологической травмой, что делает и его ещё одной жертвой Готэм-Cити. При всём этом Бэтмен 2022 года — тот ещё непробиваемый танк!

А место напарника Бэтмена вместо Робина теперь занял более реалистичный комиссар Гордон. Надо отметить, Джеффри Райт совершенно бесподобен в этой роли, своим сильным темпераментом бывалого представителя власти порой затмевая титульного протагониста фильма. Выделить столько времени, казалось бы, второстепенному персонажу и его дуэту с Бэтсом было чертовски хорошей идеей! Ещё благодаря этому дюже мрачный фильм удалось разбавить действительно приятной шуткой Пингвина о качествах синергии этой парочки.

Но какими бы занимательными ни были сценарная проработка персонажей, траурное музыкальное сопровождение и богатые визуально-художественные решения фильма, хватает в нём и спорных моментов режиссуры / сценария вроде неловкого вступления с выходящим из темноты «тёмным рыцарьком», отсутствия для него реальных угроз на протяжении всего фильма, отдельных показанных ситуаций следовательской работы или финальной морали фильма про возмездие, сменяющееся надеждой. И к ней было бы не придраться, если бы не забавное проведение параллели со сценой в начале фильма, моментально пробуждающее в голове известный кармический принцип: «Нет, ну, всё-таки нельзя говорить людям, что я есть Месть, ведь и они потом скажут мне так же!»

В конечном итоге крайнее появление Бэтмена на больших экранах снова не получается назвать идеальным или лучшим фильмом про данного супергероя. Но и худшим на фоне картин Тима Бёртона, Джоэла Шумахера и Кристофера Нолана работу Мэтта Ривза тоже не назовёшь: он снял достойный им аналог, отлично работающий, отталкиваясь от общепринятых представлений о Бэтсе, будь то комиксы, видео-игры или предыдущие кинофильмы с мультсериалами.

Фильм получился мрачным, гнетущим, тяжёлым детективом и криминальной драмой о том, как исковерканная система коверкает души людей, которым не остаётся ничего больше, кроме как возвращать накопленные боль и обиду обратно и продолжать подпитывать процесс погружения Готэма в хаос. Посыл многократно усиливается стилистическими методами через звуковой пейзаж, достойный триллера или фильма ужаса, а также визуальное представление города сумрака и дождей с его безнадёжными обитателями. Эстетично вышло.

И напоследок неплохой визуальный символизм маргинальности сознания (к слову, фильм также богат на библейские отсылки и прочие подсказки фоном):

Подробнее о «The Batman» (2022): Вики Кинопоиск

 

Источник

Читайте также

Меню