Старое доброе эпическое фэнтези: пять причин посмотреть «Колесо времени»

Достойный сериал, которого так не хватало на фоне низкокачественных экранизаций.

Старое доброе эпическое фэнтези: пять причин посмотреть «Колесо времени»

В середине ноября Amazon выпустил сериал «Колесо времени», экранизацию одного из самых масштабных и известных фэнтези-циклов. Но релиз как будто не заметили — то ли из-за слабой маркетинговой кампании, то ли из-за того, что всё внимание интернета перетянул на себя «Аркейн».

Сейчас посмотреть можно только четыре эпизода, то есть половину первого сезона. Однако уже по ним можно сделать вывод: наконец-то у нас есть шанс получить достойную фэнтези-историю на малом экране.

«Колесо времени» выглядит свежо на фоне похожих сериалов

Фэнтези-шоу за последние годы вышло много, но ни одно не получило той популярности и признания, что были у «Игры престолов» до заключительных сезонов.

«Карнавал Роу» от того же Amazon авторы чересчур перегрузили идеями и событиями. «Тень и Кость» оказался очередным young-adult. «Тёмные начала», похоже, отпугнули зрителя излишней детскостью в первом сезоне, «Ведьмак» от Netflix вышел спорным практически по всем критериям, а экранизация «Стражи» Пратчетта не понравилась ни поклонникам писателя, ни обычным зрителям.

И, что удивительно, за это время никто так и не попытался снять сериал в жанре классического эпического фэнтези. Того самого, со старой доброй борьбой со злом, историей становления героев и огромными масштабами происходящего.

Именно эту нишу и пытается занять «Колесо времени» от Amazon, причём пока что успешно. В сериале нет излишней жестокости и неуместно откровенных постельных сцен, нет экшена ради экшена, зацикленности на переживаниях подростков; нет упора на геополитику или социальные проблемы общества.

Это понятное фэнтезийное приключение, главная цель которого — показать зрителю развитие событий и то, как путешествие меняет главных героев. Такой простоты повествования очень не хватало на экранах в последние годы.

Книжный цикл по праву считается одним из лучших в своём жанре

«Колесо времени» выходило на протяжении 23 лет — с 1990 по 2013 год. 14 романов, в каждом из которых больше 600 страниц, рассказывают одну-единственную историю: четыре подростка из далёкой глуши в течение нескольких лет мужают, ищут союзников и бросают вызов Тёмному — абсолютному злу, задумавшему уничтожить мир.

Несмотря на простоту сюжета, тон повествования в «Колесе времени» совсем не детский. Первая книга действительно напоминает типичное фэнтези Толкина и его последователей: молодые люди из глухой деревни под руководством волшебника путешествуют через весь континент, чтобы выполнить важное поручение. Но вскоре простая история начинает обрастать деталями.

Число персонажей, влияющих на развитие событий, увеличивается с каждой книгой. У всех своя правда и свои интересы; герои начинают вмешиваются в политические, военные и прочие конфликты, в которых невозможно понять, кто прав.

Но и в тёмное фэнтези книжная серия не уходит. Жестокие сцены и тема секса присутствуют, но внимание на них не акцентируется. В мир «Колеса времени» веришь, но он, в отличие от гримдарк-произведений, не вызывает неприязни.

Впрочем, сеттинг не стремится быть реалистичным. В нём огромную роль играет судьба, а само мироустройство крайне мифологизированное. Так, само Колесо времени — это нечто вроде прялки космических масштабов, которая оборот за оборотом вплетает в ткань мироздания новые нити. Каждая из них — чья-то жизнь с заранее предрешённой судьбой. Когда нить обрывается, она вплетается в Узор вновь, а душа человека перерождается.

То же самое происходит со всем миром. Узор одной эпохи сменяется узором следующей — и так по кругу, без остановки, без начала и конца.

В мире «Колеса времени» не нашлось места ни эльфам, ни другим типичным для жанра расам: всех существ Роберт Джордан придумал самостоятельно, стараясь не копировать образы из мифологии или других произведений. Даже Дракон здесь всего один, и то это лишь прозвище персонажа.

Немного похожи на эльфов миролюбивые великаны Огир, живущие в изоляции. Но только немного — равно как и другие фэнтезийные черты сеттинга лишь отдалённо похожи на черты других произведений.

С тем же желанием создать уникальный мир Роберт Джордан проработал и народы: в зависимости от национальности люди в произведении сильно отличаются внешностью и обычаями.

Ещё автор детально прописал убеждения народов и их взаимоотношения с соседями, поэтому каждое посещение героями нового города — это почти акт «книжного туризма». Читатель вместе с персонажами погружается в новую культурную среду, привыкает к местным обычаям, удивляется незнакомой архитектуре и природе.

Создатели сериала по-настоящему бережно отнеслись к первоисточнику

Многочисленные экранизации, вышедшие в последнее время, доказали: даже очень хороший первоисточник всегда можно переиначить и испортить. Именно этого опасались многие поклонники «Колеса времени». Однако, судя по первым эпизодам, создатели сериала действительно с уважением отнеслись к оригиналу.

Конечно, в шоу есть вольности: темп повествования, например, вырос. В первой книге много внимания уделяли событиям в родной деревне главных героев: автор подробно описывал её быт и знакомил читателей с персонажами. В сериале же на это отведено чуть больше тридцати минут, а ещё через полчаса герои уже готовы пуститься в путь.

Но это не плохо: чем-то ведь приходится жертвовать, чтобы уместиться в хронометраж. Пока что сценаристы грамотно распоряжаются первоисточником — избавляются от второстепенных сюжетных линий, чтобы уделить больше внимания основной.

Некоторые сюжетные ходы и вовсе идут вразрез с событиями книги. Так, нам сразу говорят, что один из пяти жителей деревни станет Возрождённым Драконом — избранным, который способен изменить судьбу всего мира. В оригинале же герои долго не понимали, почему на них охотится Тёмный. При этом в сериале сохраняют интригу и не рассказывают, кто именно станет Драконом. Тех, кто не читал оригинал, это может подтолкнуть продолжить просмотр.

Есть и другие расхождения с первоисточником. Почти весь сюжет четвёртого эпизода — выдумка сценаристов, но это даже пошло «Колесу времени» на пользу. Серия удачно рассказывает о местном ордене магов Айз Седай и Лжедраконе, который провозгласил себя спасителем человечества, но на самом деле постепенно сходит с ума. В книгах о Лжедраконе рассказывают заметно позже.

И пусть местами сериал сильно отличается от книги, её основные события бережно перенесены на экран. Характеры и образы всех персонажей, встреченных главными героями, пока что не отличаются от книжных. Сценаристы грамотно прописали их поведение и поступки, а благодаря игре актёров в героев легко поверить.

В отличие от «Игры престолов», «Колесо времени» почти не создаёт ощущения, что книжный и сериальный персонаж — это два абсолютно разных человека. Заметно отличается от оригинала только менестрель Том Меррелин: у Amazon он получился уж слишком мрачным, да ещё и с гитарой вместо средневековых инструментов.

В сериале прекрасные виды и декорации

Пока что самое слабое звено «Колеса времени» — первая серия, которая сильно отличается от остальных. Видимо, просто потому, что это пилот. Там ужасный цветокор с излишне яркими пейзажами и странными лучами солнца, CGI в ней выделяется на фоне актёров, декорации выглядят слишком искусственно, а камера в экшен-сценах мельтешит. Из-за этого смотреть первый эпизод попросту неприятно.

К счастью, уже со следующей серии всё становится намного лучше. Графика теперь не так режет глаз, декорации выглядят реалистичнее, а на общих планах пропадает «сказочное» перенасыщение цвета. Даже камера и монтаж в экшен-сценах теперь спокойнее, благодаря чему следить за происходящим становится намного проще.

Пейзажи начинают приносить эстетическое удовольствие. Большую часть сериала сняли в Восточной Европе, и шоураннеры явно тщательно выбирали локации для съёмок. Леса, реки, горы и даже пустоши живописны и хорошо запоминаются.

Городские сцены тоже хороши. Пока что мы видели только Шадар Лагот — город-призрак, огороженный от всего мира крепостной стеной без входа и выхода. И на общих планах, и вблизи город выглядит впечатляюще, хотя экранного времени ему уделили немного. К тому же Шадар Лагот в сериале очень похож на своё книжное описание.

А вот костюмы в «Колесе времени», увы, не похвалишь. В сериальном фэнтези хорошие наряды, отражающие характер персонажей, — почему-то до сих пор редкость. Хотя та же «Игра престолов» семь сезонов подряд демонстрировала, насколько это улучшает общие впечатления от шоу.

Однако в «Колесе времени» всё не так плохо, как в «Ведьмаке». По крайней мере доспехи здесь похожи на настоящее боевое обмундирование, а одежда главных героев зачастую помогает передать их характер. Правда, уж слишком эта одежда странная: половина нарядов словно куплена в H&M, а плащ одного из персонажей больше похож на банный халат, чем на походную одежду. Актёры массовки одеты не лучше, но их наряды хотя бы смотрятся более уместно.

Если в сериале затронут тему феминизма и отношений между народами, это будет уместно

Одна из самых раздражающих черт современного сериального фэнтези — неловкие попытки создателей касаться остросоциальных проблем. Чаще всего это выглядит ужасно не к месту. Темы взаимного уважения и избавления от предрассудков действительно важны для общества, так что понятно, почему о них снимают сериалы. Но поднимать их в экранизациях произведений, которые изначально не об этом, — не лучшая идея.

Однако если эти же темы затронут в «Колесе времени», ощущения чужеродности возникнуть не должно — просто потому, что в сеттинге Роберта Джордана феминизм уже победил.

В этом мире равенство между полами царит очень давно: достаточно сказать, что и в прошлую эпоху положение мужчин и женщин в обществе было равным. С приходом новой эпохи, во времена которой и разворачивается действие сериала, ничего не поменялось. В разных культурах сохранились разные отношения между полами, но нигде нет ни притеснений, ни доминирования одного пола над другим.

Создателям сериала не придётся вводить сильных женских персонажей: в книгах почти каждая женщина по-своему сильна. Одни правят королевствами, другие сражаются наравне с мужчинами. Более того, только женщины умеют прикасаться к местному аналогу магии, Единой Силе, не обрекая себя на сумасшествие.

А вот о втором важном аспекте мира «Колеса времени» шоураннерам говорить будет сложнее. Особенность книжного цикла — очень подробное описание народов мира: их внешнего вида, цвета кожи, одежды и манеры говорить. Различия между культурами были основой конфликтов, поэтому в сериале наверняка будут придерживаться той же концепции.

Вот только этому помешает современный подход к кастингу, когда на происхождение и ведущих актёров, и артистов массовки обращают мало внимания. Например, жителей Двуречья — глухой деревеньки вдали от торговых путей, откуда родом главные герои — играют актёры с самым разным оттенком кожи. В итоге персонаж Ранд, который в книгах выделяется высоким ростом и рыжими волосами, в сериале сливается с разношёрстной толпой.

А через несколько сезонов, когда нужно будет показать прибытие в Двуречье беженцев из самых разных стран, различия между коренными и пришлыми будут менее заметны, чем следовало бы.

Экранизация «Колеса времени» получается не идеальной: к чему-нибудь придраться можно уже в первых четырёх эпизодах. Но сериал почему-то до сих пор вызывает только положительные эмоции. Это самое обычное фэнтезийное приключение, только качественно написанное, снятое и поставленное — и, оказывается, в 2021 году этого достаточно, чтобы сериал выделился на фоне других представителей жанра.

Конечно, делать выводы обо всём сериале пока рано. Мы не знаем, как здесь покажут масштабные сражения, в которых постепенно будет применяться всё больше изобретательной магии. Не знаем, насколько удачно покажут политические конфликты или «Игру домов», как её называют в этом сеттинге. Неизвестно, удастся ли шоураннерам достоверно передать характер главных героев, учитывая их развитие по ходу саги. Зато можно сказать, что у шоу есть потенциал стать одним из главных фэнтези-сериалов на ближайшие годы.

#колесовремени #мнения

 

Источник

Читайте также