Старикам тут не место. Разбор

Старикам тут не место. Разбор

В творчестве Кормака Маккарти часто прослеживается тема насилия и его причины, и в «Старикам тут не место» эта тема является основной наряду со сменой времени. Коэннам удалось идеально экранизировать данное произведение, передав основную тему книги. В данном обзоре я попытаюсь рассказать, как им это удалось. Но прежде чем рассказать про вступление и подробно описать каждого персонажа, скажу, что книгу самого Маккарти буду приводить в пример лишь в тех случаях когда, события будут логично связаны и дополнять сам фильм. Ибо хоть это и прямая экранизация, фильм явно отличается от своего первоисточника. Итак…

Вступление

После вступительного монолога Шерифа Бела, который является важной частью раскрытия сюжета и про который мы поговорим чуть, нам презентуют главную звезду, а заодно и антагониста данного фильма Антона Чигуру. Появившись с мрака, его садят в полицейскую машину и отвозят в участок. Полицейский уже там с довольный лицом сообщает что он поймал особо опасного преступника, как вдруг Антон начинает душить того и уходит как ни в чем не бывало.

После нам показывают сцену со вторым протагонистом данной истории Льюэллин Мосс. Находясь на охоте, он натыкается на довольно удивительную картину изображающую кучу трупов людей, собак, обстрелянных машин и гору кокаина. Ну это для нас удивительная, а для Мосса вполне закономерная. Это ж Техас, тут ходя по пустыне есть вероятность наступить на чью то могилу. Вот чему удивился так это живому мексиканцу, это да, живых мексиканцев, после перестрелки, увидеть довольно необычно. Раненый, он просит у Мосса воды, на что тот игнорирует его и идет дальше исследовать эту бойню. Осмотрев все, он понимает, что в данной сцене чего то не хватает. И чутье не подвело его неподалеку возле дерева находиться труп, сторожащий чемодан внутри которого находятся деньги много денег. Ну и как здравомыслящий человек забирает деньги себе. Ну верно, ведь что может пойти не так, взять деньги с нарко-бойни ведь наверняка за ними никто не следит и никакой психопат киллер за ним не выйдет. Ну норм же.

Последним нам презентуют Шерифа Белла, пришедшим обследовать место преступления, такого типичного на первый взгляд ковбоя с Техаса с одним лишь нюансом для этих самых ковбойских дел он уже слишком стар, но про это чуть позже.

Итак, рассказав вступление каждого персонажа, стоит теперь обсудить каждого из них и их действия. И для начала обсудим главного беспредельщика данного фильма — Антона Чигуру.

Антон Чигура

Антон Чигура родился хер знает где, хер знает когда, жил до этого ну тоже хер знает. Единственная информация про его прошлое дается от Карса, тот говорит что Чигура довольно таки поехавший. Ну это и в фильме довольно ясно дают понять.

Для начала стоит выделить, что Чигура несмотря на свою психопатичность, апатичность и другие признаки человека с кризисом средних лет, не является безумным или невменяем. Все его действия четко спланированы и даже в незапланированных ситуациях действует хладнокровно и решительно. В этом ему помогает многолетний стаж, приобретенные навыки выживания и невероятная выносливость. Ну, как бы этот человек под конец фильма попав в аварию, получив множественные травмы и поламав себе руку, из реакций издал лишь слегка потежелевший голос.

И казалось бы, он идеален для кандидатуры на роботу для подобных заказчиков. Но вот в чем дело. Несмотря на то, что многие его качества указывают на то, что Антон является профессионалом своего дела, можно заметить, что иногда он творит довольно странную хуйню. Вот например, основная задача заказа — найти деньги потерянные его заказчиками и вроде по началу все он делает правильно, даже попав с ситуацию с копом удачно выходит с нее. Потом идет на встречу с помощниками, получает от них инфу, датчик, затем убивает их и по датчику пытается обнаружить деньги. Единственнное, зачем он их убил? Зачем такому профи настраивать против себя своего заказчика? Ведь, по сути, эти же действия мешают ему достичь цели, расторгает договор и превращают его из исполнителя в саму цель для других киллеров. И если смотреть в русском дубляже, то можно и не понять почему. Но все становиться понятней, смотря в ориджинал саунде.

Да, он убил его чисто из-за того, что тот прозвал его. Не логично для такого профи скажите вы логично для Антона скажу я вам. И вот почему.

Я хоть и не следил за жизнью Антона (и слава богу), но мне кажется, что, являясь идеальной машиной для убийств и распоряжаясь чужими жизнями, Антон приобрел довольно высокомерную мысль что он является выше всех, этаким полубогом, если не богом. И поэтому убийства кого то из за оскорбления в его адрес является довольно таки естественной реакцией для него.

Также эта черта подкрепляется некой моделью поведению с людьми, которую он выработал за многие годы и определенными принципами, по которым он следует. И если принципы других людей вступают в конфликт с его, ну можно лишь пожелать им удачи. Это проявляется в сцене на заправке, когда, услышав про жизнь продавца, он чуть не подавился конфетой и в итоге начал с ним в игру с монеткой, на кону которой была жизнь незадачливого продавца.

Но самое лучше эти две черты, присущие ему, проявляется в разговоре с Карсоном Уэллсом. Узнав про деяния Чигури, заказчики посылают за ним убийцу, коим Уэллс и является. Но Антона так легко не провести и садит на бутылку самого Уэлса. Тот, понимая в какой он жопе, предлагает деньги в обмен на его жизнь, на что Чигура улыбается, давая понять, что нахуй они ему не сдались. Антон дает понять ему, что, вступив с ним в конфликт, дороги назад уже нет. И говорит …

«Если твои принципы привели к такому концу какой от них был прок?»

Антон Чигура

То бишь основываясь на его взаимодействии с людьми, можна выделить три типа его поведении с ними. Если у тебя правильный подход к жизни или вообще помогаешь ему -то найс, респект. Если твоя жизнь кажется ему противоречивой — о, дружище, ставим твою жопу на кон в игре с монеткой.

Но есть ещё одна черта характера Антона, которую мало обсуждают. Видите ли Антон Чигура — первоклассный рофлист и приколист. И если вам это кажется надуманным, то вот вопрос: как он в начале попал в участок? В фильме это не говориться для сохранения таинственности образа, но в книге в разговоре с Уэлсом, Чигура признается ему, что он попал в участок из за того, что убил парня возле закусочной, который просто посмел оскорбить его. А поймали его только потому, что ему так захотелось. Чтоб узнать сможет ли он выбраться, проверить свой лимит так сказать. И именно в этой сцене Чигура получает кайф от содеянного акта убийства, ибо ситуация, из которой он выбрался была ему в новинку в отличии от всего остального.

Коэны, думаю специально не вставили этот диалог в фильм, чтобы внести больше неясности в его образ, но даже так в фильме есть эпизоды, по типу сцен на заправке или стрельбы по вороне, которые указывают его желание чисто по приколу попадать во всякие разные ситуации. По мне, так Чигура с его меняющим настроением и поведением больше всего похож на символ насилия и то даже тут есть некоторые моменты ставящие это предположение под сомнение. Об этом нюансе в конце. И вот такой человек будет противостоять Льюэллину Моссу.

Льюэллин Мосс

Льюэллин Мосс на первый взгляд это такой, знаете, обычный нормальный мужик. Работает сварщиком, пьет пивасик, лапает свою жену, в свободное, от роботы время, охотиться. Ну мужик. Но смотря в эти глаза видно что чему то его не хватает в этой повседневной жизни. Пересекая границу он общается с погранцом, в разговоре с которым раскрывается важная деталь из жизни Мосс. Оказывается он ветеран вьетнамской войны. И тут все становиться ясно. Ветераны Вьетнама, в послевоенное время имеют ряд проблем, с которыми они сталкиваются в повседневной мирной жизни. Такие как ПТС, непринятие общества, невозможность адаптироваться к мирной жизни и так далее. По мимо всего перечисленного, они приобретают зависть зависимость к наркотику, который они получали во время войны каждый день. И я не про опиум. Не все подсаживались на него, но те у кого получилось нуждались в нем все больше, особенно после войны. Мосс как вы догадались из того числа. И зовется этот наркотик «Вкус риска». И это объясняет дальнейшие поступки Мосса. Только находясь в месте, пропитанную чувством насилия он получил малую, но нужную дозу, которой ему так не хватало. Но как и любому наркоману, ему этого мало. Придумав себе отмазку в качестве принести воду раненому бандиту, который наверняка уже давно сдох, он приезжает обратно и уже влазит по полной. Диллером доз для него же и становиться Чигура.

А сейчас немного построении событий и о режиссуре. Основное время хронометража уделяется противостоянием Мосса с Антоном. Но большая часть этого самого противостояния состоит в подготовках пред самой конфронтацией. Будь-то покупка вещей, создание подручных предметов, самолечение, модификация оружия и тому подобное. То бишь их действия чем то напоминают геймплей компьютерной игры, где прежде чем пойти в битву с врагом ты покупаешь или лутаешь припасы, крафтишь нужные айтемы и только потом вступаешь в сражение. И несмотря на профессионализм Чигури, сам Мосс тоже не промах и поэтому предугадать кто из них лучше подобрал тактику просто невозможно.

Также важным режиссерским ходом является саундтрек. А точнее полное его отсутствие. Не, ну конечно есть группа мариачи, оживляющих Мосса после перестрелки своей прекрасной музыкой, но, а так ее нет. И на контрасте с этой тишиной, звук от окружения фильма, действует еще сильней для восприятия атмосферы. Ибо как говориться, тишина это тоже звук.

После ранения от Мосса и убийства Уэлса, Чигура по телефону, предлагает ему сдаться и принести деньги в обмен на жизнь его жены. Льюэлин недолго думая отказывается от предложения. Ибо нахуй ему это надо!? Все что он хочет, так это чувствовать запах напалма по утрам и чтоб опасность его поджидала на каждом углу. Только вместо запаха напалма по утрам и гуков на деревьях, опасностью его, является психопатичный киллер. Но он и не против. Даже если ему предстоит участь всю жизнь скрываться, он только будет за. Ведь для него лучше так, нежели жить обычной жизнью. Попытки же спасти Мосса, берет на себя Шериф Белл.

Эд Белл

Раследованнием перестрелки в пустыне занимается Шерифу Беллу. Но сам Белл проявляет инициативу чуть меньше чем нихуя. Почти все его действия при расследовании сложно назвать то и действиями. Скорее это указания для других. И его можна понять. Старику уже скоро на пенсию, а тут скоро потенциально начнется бойня. Пусть лучше уже молодые это расследуют или ФБР. Но иногда желание понять, что таки движет насилие в современном одолевают. Ему даже удается узнать местонахождение Мосса у его жены в обмен на обещание вытащить Мосса с данной ситуации. В отличии от Чигури, Мосса Белл хоть понимает. Думая что он хоть у него узнает что происходит, он едет к нему, но к сожалению опаздывает.

После убийства Мосса, у Белла начинаеться жесткая депрессия. Мало того, что потерял последние шансы расскрыть дело, так еще и не смог сдержать обещанние, данное жене Мосса. Даже у такого поникшего деда как он, появилось хоть немного но мотивейшен хоть что-то предпринять и взяв всю свою волю в кулак и доверившись чутью, отправляется в мотель для расследования дела.

Это впервые в фильме Белл решаеться идти на дело самолично. И вот он подходит к мотелю, нам показывают что Чигура стоит за дверью на поготове, Белл также готов к тому, что он встретиться с Антоном. Он останавливается возле двери на секунду, но решившись, он открывает дверь и… там никого нет. Осмотрев комнату он садиться на кровать и вздыхая, успокаивается.

Шериф Белл неспроста является главным протагонистом данного фильма. В начальном монологе, Белл рассказывает про парня, который убил маленькую девочку. На вопрос Белла, почему он убил ее, тот сказал «ну просто». Ничего не напоминает, да?

В самой книге монологи Белла были перед началом каждой главы. Но для фильма Коэнны взяли только этот. И в нем хорошо расскрывается не только главные темы фильма, но и отношение Белла к современным реалиям. В монологе явно прослеживаеться некая усталость и непонимание даного мира. Ну и фразы по типу «Раньше было лучше». И автора хотели, чтобы мы понимали Белла в его мировозрении. А как зрителю поставить себя на место Белла? Дать антогониста действия которого логичны и алогичны одновременно. И когда мы впервые смотрим фильм, нельзя понять истинные намерения Чигури. Любое последующее действие Чигури ломает предыдущие догадки об его образе. Нету ни одного истинно правильного расскрытия образа Антона, даже с моими мыслями вы можете не до конца согласиться. Также как и Белл не может понять его действий. Так мы еще видели поступки Чигуры, а теперь представте что твориться с Беллом когда он видит всю эту дичь.

И в этом и заключается гений Антона Чигури. Если же говорить про Белла, то для него Чигура олицитворяет страх перед приходом нового времени, того чего он никогда не поймет и конца его эпохи, где он жил. А Мосс это молодое поколение которое пытается уберечь и зачастую безуспешно. В финале он выходит на пенсию ожидая времени когда он уйдет туда, где ждет его отец и там он наконец обретет покой. А Чигура дальше пойдет беспредельничать по рофлу.

Вот такое произведение. Если Г.Ф.Л. говорил что страх — перед неизвестным самый древний страх, то насилие — самый необъяснимый и меняющийся фактор в человеческих отношениях. И чем дольше ты будешь всматриваться в него, тем более оно будет всматриваться в тебя.

Видео-версия обзора
 

Источник

Читайте также