Краткая история разработки игры, собравшей на краудфандинге больше 150 миллионов долларов.
Вряд ли кто-то будет спорить, что Star Citizen в перспективе выглядит потрясающе. Запоздалая кульминация (или триумфальное возвращение, если угодно) практически умершего жанра космосима.
Помимо громкого возрождения игра несёт с собой много новых идей (сочетание космосима и полноценного шутера, к примеру). У неё невообразимый бюджет, и это обстоятельство как раз наталкивает на тревожные мысли. Не выйдет ли чересчур успешная краудфандинговая кампания игре боком?
Как бы то ни было, историю этой космической эпопеи необходимо рассказать по порядку. Как росли и без того непомерные амбиции, как по ходу проекта привлекалось всё больше и больше голливудских звёзд, и как бюджет из скромных 500 тысяч долларов вырос настолько, что игру и выпускать-то уже в принципе не обязательно.
Командир Эскадрильи
Вся эта история берёт начало с Криса Робертса, чьё имя неизменно ассоциируется с жанром космических симуляторов.
В начале своей карьеры Робертс работал над фэнтезийными ролевыми играми в студии Ричарда Гэрриота Origin Systems. Однако любовь к научной фантастике дала начало его собственному большому проекту — космосиму Wing Commander (1990 год).
Игру постиг ошеломительный успех, и с каждой новой частью Робертс и команда лишь наращивали обороты. В третьей части даже появились видеоролики с живыми актёрами, где главную роль сыграл сам Марк Хэмилл (Люк из «Звёздных войн») и засветился Малкольм Макдауэлл («Заводной апельсин»).
В 1999 году игра получила одноимённую экранизацию с бюджетом в 30 миллионов долларов (в то время сумасшедшие деньги для игровой адаптации). Робертс лично ставил фильм, но первый режиссёрский опыт оказался неудачным. Как и мультсериал Wing Commander Academy 1996 года.
Сама игровая серия становилась от части к части только лучше, но свежих идей почти не появлялось. Успех игры постепенно сходил на нет, пока права и вовсе не перешли ЕА. Издатель обошёлся с серией, по мнению многих фанатов, не слишком разумно и выпустил лишь простенькую аркаду для Xbox 360 под названием Wing Commander Arena.
Тем временем, Робертс становится кинопродюсером и к играм практически не притрагивается. Исключением становится культовый Freelancer, над которым он поработал два года, а затем с головой ушёл в киноиндустрию, став продюсером фильмов «Оружейный барон», «Счастливое число Слевина», «Каратель» и «Викинги».
Поднаторев в производстве многомилионных проектов, Крис Робертс вернулся к играм.
Звёздный гражданин
В октябре 2012 года студия Робертса Cloud Imperium Games начинает краудфандинговую кампанию своей новой игры — Star Citizen. Бешеный ажиотаж вокруг сбора средств на собственном сайте вынудил разработчика прибегнуть к Kickstarter. Сумма была запрошена относительно небольшая — 500 тысяч долларов. Но скорость сбора денег дала понять, что тогдашнему рекордсмену краудфандинга Pillars of Eternity (4 миллиона долларов) скоро придется подвинуться.
В то время Робертс собирался использовать деньги фанатов лишь в качестве «подъёмных» (для будущих переговоров с более крупными инвесторами), ведь даже бюджет старенькой Wing Commander 4 составлял 12 миллионов. Примерно тогда же был объявлен движок игры — CryEngine 3, а также приблизительная дата выхода в 2014 году.
Уже через месяц игра преодолевает порог в 5 миллионов долларов. И всё это — на одном лишь имени Робертса и красноречивых обещаниях о возвращении космосимов. Студия хочет совместить тотальный фриплей Elite-игр с проработанной одиночной кампанией и полноценным сюжетом в духе Wing Commander, поместив всё это в постоянно изменяющийся, живой игровой мир.
Робертс по-прежнему позиционирует собранные средства как приманку для инвесторов.
Следующая цель — 6 миллионов долларов. Большую часть этих денег разработчик успешно собирает через свой сайт. С преодолением новой отметки Star Citizen обзаводится оркестровым саундтреком, а бэкеры — ещё 16 новыми миссиями.
Безграничная любовь
В феврале 2013 года сумма собранных средств превысила 8 миллионов.
Проект позиционировался как ПК-эксклюзив, но выход на консолях следующего поколения разработчики не исключали.
Вскоре бюджет достигает 10 миллионов. CIG оборудуют студию для motion capture.
Игра продолжает собирать миллион за миллионом — Робертc только и успевает объявлять награды за каждый преодолённый рубеж. На этот раз разработчики, помимо добавления новых миссий и звёздных систем, замахиваются на кое-что помасштабнее: было объявлено, что по достижении отметки в 20 миллионов в игре появится шутерная составляющая. Эту сумму игра собрала уже к концу сентября.
В октябре Крис Робертс в рамках политики тесного сотрудничества с фанатами объявляет конкурс на создание космического корабля для игры, проходящий в два этапа. Пользователям для начала предстояло спроектировать модель оружия, а авторы 16 лучших работ допускались уже к созданию кораблей.
В ноябре Робертс дал комментарий по поводу ПК-эксклюзивности проекта. Он не исключил появления игры на PlayStation 4 и Xbox One, но только если на них будет возможен кроссплатформенный мультиплеер.
Тем временем бюджет превышает 29 миллионов, и студия приступает к работе над сюжётной кампанией под названием Squadron 42.
До конца года проект Робертса успевает достигнуть новой юбилейной цифры — 35 миллионов. Виртуальный космопорт продолжает пополняться новыми кораблями, в том числе и небоевыми.
Все будет в порядке
Покупка Oculus компанией Facebook не на шутку встревожила фанатов. Oculus, как и Cloud Imperium Games, стала успешной благодаря краудфандингу. В связи с этим игроки выразили беспокойство — не продаст ли Робертс права на игру? Геймдизайнер ответил категорическим «нет», успокоив фанатов.
Штат студии значительно растёт. Летом 2014 года были наняты ещё 260 новых сотрудников. Становится ясно, что фанаты могут обеспечить студию не только «подъёмными».
Позже стало известно о намерении разработчиков создать три уникальных языка для игровых рас под названием Vanduul, Xi’An и Banu. Робертс подчеркнул, что никаких переводчиков встроено не будет. Для создания языков планировалось привлечь профессиональных лингвистов. Всё это – по достижении цели в 50 миллионов.
В добавок ко всему был выпущен набор из четырёх кораблей, стоимостью от 150 до 600 долларов. Несмотря на цену, набор пользовался большой популярностью
Вскоре денег становится столько, что даже будничные обновления, вроде свежих кораблей, начинают анонсировать с помпой.
В октябре на личном фестивале игры CitizenCon было выпущено 10-минутное геймплейное видео, в котором показали особенности, на тот момент не введённые даже в рамках закрытого тестирования.
PAX Australia также стала знаковой выставкой для Star Citizen — там впервые была продемонстрирована шутерная часть игры.
В планах разработчиков — последовательно ввести в игру модули один за другим. Сперва наиболее простой в реализации Hangar, а затем бои между кораблями под названием Arena Commander (этот модуль в декабре наконец достигает версии 1.0).
Звёзды сошлись
В новом 2015 году разработчикам удалось впечатлить фанатов демонстрацией продвинутой системы повреждений, позволяющей чуть ли не по болтику разносить вражеские судна.
На выставке PAX East 2015 Крис Робертс выступил с подробнейшим сорокаминутным докладом, отчитавшись об успешном ходе разработки и наполнении игры всё большим количеством контента.
Вскоре становится известно, что игровой клиент будет занимать ни много ни мало 100 гигабайт на жёстком диске. Объём обновлений (добавляющих не только новые файлы, но и оптимизирующие старые) будет составлять до 20 гигабайт.
На выставке SXSW в Остине игра получила награду как «самая ожидаемая игра, спонсируемая игроками». Разработчики представили новый трейлер, а в течение некоторого времени через официальный сайт игру могли опробовать все желающие.
В мае 2015 года по невнимательности коммьюнити-менеджера происходит утечка файлов игры объёмом 40 гигабайт. Пользователям удалось обнаружить в них ассеты, представляющие собой прототип огромного корабля Bengal Carrier, пилотируемый сразу несколькими игроками. Пользователь Parias Denton выложил ролик, демонстрирующий судно.
В июне 2015 года у игры начались трудности. Крис Робертс пропустил Е3, обойдясь демонстрацией видео с motion capture на PC Gaming Show.
Проект покидает старший продюсер Трэвис Дэй, а затем и исполнительный продюсер Алекс Мэйберри.
Разработчики рапортуют о серьёзных сложностях с FPS-составляющей игры.
Позже студия подвергается нападкам со стороны Дерека Смарта, руководителя студии 3000AD. Дерек, вложивший в игру 250 долларов, потребовал полной информации о потраченных средствах, объявления точной даты релиза и возможности вернуть деньги, пригрозив коллективным иском.
Студия без лишних комментариев вернула Смарту деньги, посчитав, что так он пытается «раскрутить» собственную персону. К слову, деньги пользователям разработчики стабильно возвращали и до угроз от Смарта. Робертс отметил, что из миллиона бэкеров недовольными остались всего лишь чуть более тысячи.
Следующим важным этапом разработки стало привлечение целого ряда знаменитых актёров. Среди 16 звезд заявлены Марк Хэмилл, Гэри Олдмен, Марк Стронг, а также Джон Рис-Дэвис и Джиллиан Андерсон (Рис-Дэвис, как и Хэмилл, ранее появлялся в Wing Commder). Все они сыграют роли в сюжетной кампании Squadron 42
Позже разработчики выпустили видео, посвященное герою Хэмилла, который, к слову, согласился на участие в проекте по старой дружбе, даже не читая сценарий.
Тем временем альфа игры достигает версии 2.0, а бюджет — почти 100 миллионов.
Под конец года вышло видео, демонстрирующее процедурную генерацию мира. Система, по словам разработчиков, была введена из-за огромного масштаба планет, для отрисовки которых попросту не хватит памяти.
Ставки растут
2016 год. В одном из дневников разработчиков актриса Джиллиан Андерсон («Секретные материалы», «Ганнибал») рассказала о своем участии в игре.
Признанный мастер компьютерных перевоплощений Энди Сёркис (Голлум из «Властелина колец», Цезарь из «Планеты обезьян» и Манки из Enslaved) также принял участие в проекте. Ожидаемо, что его ролью стал не человек, а инопланетянин по имени Thul’Oqquray. В видео с Сёркисом раскрываются тонкости создания иллюзии пониженной гравитации. Релиз сюжетной кампании запланирован на 2017 год.
На выставке Gamescom разработчики демонстрируют 50-минутное геймплейное видео. Участникам альфа-теста по-прежнему доступны лишь ангар и небольшая область планеты ArcCorp.
Под конец года студия сообщает, что перевела игру на бесплатный движок Amazon Lumberyard. Робертс объяснил это удачным симбиозом движка с Twitch, а также оптимальной работой Lumberyard с облачными вычислениями.
Бюджет достигает 140 миллионов. Игра попадает в Книгу рекордов Гиннеса, обойдя GTA V (137 миллионов долларов). Одиночная кампания снова откладывается.
Повод для беспокойства
В 2017 году в сети появляется документ, из которого следует, что игра сдана под залог банку Coutts & Co.
Это коснулось всех игровых файлов и прав на проект. Кредит, который взяла студия у банка, вызвал нешуточные волнения среди фанатов. Общественность решила, что если у Cloud Imperium начнутся финансовые трудности, разработка будет остановлена.
Позже Cloud Imperium отрицали наличие финансовых проблем, сославшись на оформление налоговой льготы посредством кредита. Разработчики уверили — с игрой абсолютно всё в порядке. Финансовые манипуляции были проделаны по рекомендации консультантов, дабы избежать будущих переплат при конвертации денег с государственной льготы.
Есть у игры финансовые проблемы или нет, причин для беспокойства достаточно и без ситуации с кредитом. Бюджеты растут, как и амбиции, а крупные обновления раз за разом откладываются. Многие игроки справедливы в своем скептицизме.
На данный момент бюджет игры составляет более 150 миллионов долларов.
Источник: DTF