В фокусе последних лет одним из самых важных и интересных событий стало появление Star Citizen – огромного космического симулятора, финансируемого средствами обычных игроков, которые настолько прониклись идеей проекта, что не пожалели сдать на его нужды сто шестьдесят миллионов долларов. И это еще не предел — волна пожертвований продолжается.
Стоит ли говорить, что жанр космических симуляторов сегодня находится далеко не на первых позициях? Отбить затраты на производство качественного или, проще говоря, дорогого космосима практически нереально. Всякое издательство это осознает, поэтому от подобных игровых развлечений открещиваются, но так происходило не всегда. В девяностых космосимы чувствовали себя прекрасно, а главной звездой жанра, бесспорно, была Wing Commander, придуманная молодым игровым дизайнером Крисом Робертсом. Она вышла в 1990-ом году и мгновенно стала хитом продаж, Робертс же получил карт-бланш на разработку сиквелов. В итоге Wing Commander разрослась аж на пять частей и даже перебралась в Голливуд. За экранизацию, к слову, отвечал лично Крис Робертс, но ничего хорошего он не снял. Фильм отругали за плохой актерский состав, скучный сюжет и посредственную постановку. Производственный бюджет картина так и не отбила.
Wing Commander была, пожалуй, самым интересным и ярким проявлением жанра. И сегодня, когда разговоры заходят о космосимах, в первую очередь, вспоминают именно произведение Робертса. На пике популярности игра приносила создателям миллионы долларов, а в ее роликах мелькали Малькольм Макдауэлл и Марк Хэмилл. В конце девяностых спрос на космические симуляторы упал. Заключительные части Wing Commander заметно уступали оригинальным играм. Чувствовалось, что Робертс утомился постоянной работой в одном жанре. Последним его проектом стал очередной космосим Freelancer, который он долго делал для Microsoft и на котором окончательно выдохся. После релиза проекта Крис Робертс решил сменить поле деятельности.
Следующие годы он посвятил кинематографу. У него остались связи в этой сфере и был неплохой капитал, так что Крис заделался продюсером. Вскоре его имя числилось в титрах таких фильмов, как «Оружейный барон», «Счастливое число Слевина» и «Викинги». Во время работы в Голливуде Крис не забывал об играх. Он собрал топовую компьютерную конфигурацию и переиграл в огромное количество новинок. Таким образом он следил за всеми тенденциями и вполне понимал, на каком уровне находится индустрия.
В 2009-ом Крис окончательно решил, что хочет вернуться. Сделать это было не так уж легко. Слава осталась в девяностых, денег не было, а издатели вряд ли бы выделили нужную сумму на новый проект, да и сам Крис не очень хотел с ними связываться. К тому же Робертсу требовалось ответить на главный вопрос: какую игру он хочет сделать? Сейчас он вспоминает, что был очень близок к тому, чтобы создать еще один Wing Commander. По крайней мере идеи из его головы прекрасно ложились на очередную часть или на перезапуск главной игры в карьере, но хорошенько поразмыслив Робертс запланировал пойти дальше. Wing Commander мог ограничить его уже известной вселенной, так что он решил заняться совершенно новой игрой, которой сразу придумал звучное название — Star Citizen.
Возвращению Робертса немало поспособствовали современные технологии и инструментарий. Он часто вспоминает, как намучился со своими прошлыми играми. Приходилось с ноля создавать движок, что занимало порядка двух лет, и затем, постоянно отвлекаясь от геймплея, вносить в него улучшения, чтобы графика к релизу не устарела. Разработка Freelancer из-за этого заняла мучительные шесть лет. Конечно, Робертса не радовала перспектива вновь застревать в болоте собственных программных решений.
В интервью Game Informer он провел аналогию с кинематографом. Если раньше, чтобы снять фильм приходилось, грубо говоря, придумать камеру или линзы, то теперь есть огромное количество готовых решений. Ты просто выбираешь, на что снимать – на Arri или Panavision, — и создаешь историю. В случае с новой игрой он твердо решил, что хочет заниматься ей минимально отвлекаясь на технические подножки. Так его выбор пал на немецкий движок CryEngine.
Определенность с технологией не внесла ясность в будущее самой игры. Робертс уже совершенно точно знал, что пойдет с ней в народ просить деньги на разработку. Оставалось самое сложное: убедить людей, что Star Citizen стоит вложений. Крис объясняет, что краудфандинг требует гораздо больше сил, чем кажется.
У Криса прототип был, но на всякий случай он озаботился также пресс-туром, живым стримом и тизерным сайтом. Робертс хотел все сделать правильно и наверняка. Если бы презентация Star Citizen не обратила на себя внимание, то второй шанса проекту мог и не предоставиться.
Крис понимал, что чем больше он получит денег от игроков, тем меньше окажется влияние венчурных инвесторов. Разумеется, он не мог представить, чем обернется его кампания по сбору средств. Игроки не просто поверили в будущий космосим, но стали самым активным образом его поддерживать. На Kickstarter Робертс собрал два миллиона долларов, а отдельный сбор средств на сайте игры принес еще четыре миллиона. Вскоре сумма пожертвований увеличилась до десяти миллионов, через год — до шестидесяти. Деньги все поступали и поступали. Star Citizen стала настоящей сенсацией.
Студия Робертса Cloud Imperium Games за это время раздулась до трех сотен человек и нескольких филиалов — в Лос-Анджелесе, Франкфурте, Манчестере и Остине. Десятки человек задействованы на аутсорсинге. Специально для Star Citizen Робертс открыл собственную студию для захвата движений, а на главные роли в игре пригласил Гэри Олдмана, Джиллиан Андерсон, Марка Стронга, Энди Серкиса и, конечно, Марка Хэмилла. Очень быстро из инди-космосима от ностальгирующего ветерена Star Citizen превратилась в едва ли не самую впечатляющую разработку индустрии. Даже далекие от жанра люди увлеченно наблюдают за ходом разработки и осторожно задумываются о своем месте в игре.
Star Citizen действительно манит наполеоновскими планами. Это феноменально большой космический симулятор, где игрок, по задумке Робертса, может стать кем угодно. Пиратом вне закона, стражем порядка, авантюристом, исследователем, обычным торговцем или владельцем целой фабрики, ответственным за весь цикл производства товаров. Продюсеры характеризуют Star Citizen как многопользовательскую песочницу, Робертс уверяет, что это целый мир.
Одной из главных целей Крис видит глубокую работу над деталями игры. Тут он приводит в пример Tomb Raider и Uncharted. Первая — толковый экшен, интересный и зрелищный, но Uncharted в сравнении с ним это уже принципиально другой уровень. Качество проработки сцен, внимание даже к незначительным мелочам и анимациям делает игру по-настоящему выдающейся. Робертс хочет, чтобы игроки, запустив Star Citizen, тоже ощутили, что разработчики не схалтурили, а уделили внимание каждой детали – будь то нажатие пальцем на спусковой крючок, анимация техники в ангаре или искривление горизонта на планете.
Пока что игра состоит из нескольких модулей: модуля ангара, шутерного модуля, модуля космических боев, планетарного модуля и модуля сюжетной кампании. Все модули до сих пор на стадии самой активной разработки. Демонстрируют их отдельно, но финальная версия обязуется скрепить составные части в единую вселенную. Именно тогда Star Citizen раскроется во всем великолепии и станет той игрой, которую мечтает реализовать Крис Робертс. Правда, никто не берется предсказать, сколько это займет времени. Проект сейчас доступен избранным, помечен ярлыком альфа-версии и пока не слишком готов к релизу, что вызывает с каждым годом все больше недоумения и насмешек геймеров.
Сегодня сбор денег продолжается. Динамика поступления новых средств падает, однако до окончательного замедления далеко. Судя по всему, у Star Citizen хватит сил собрать и сто восемьдесят миллионов долларов, а в далекой перспективе не исключено, что все двести. Будет ли этому предел, неизвестно.
Для Star Citizen наступают самые ответственные времена — предстоит держать ответ перед пользователями, которые быстро определят, выполнил ли Робертс заявленное или смошенничал. Сам Крис на нападки и провокации старается не реагировать, обещая, что готовая игра расставит все по своим местам.
Скажи эти слова какой-нибудь выскочка или пиарщик — и его бы наверняка сочли аферистом. Но мы имеем дело с Крисом Робертсом, который не раз и не два отправлял нас в прекрасное космическое приключение, пусть это и было очень-очень давно. Кто знает, вдруг у него и правда все получится со Star Citizen. И тогда любой человек в любой части земного шара сможет отвлечься от серых будней и стать настоящим гражданином галактики.
Источник: DTF