Приветствую Вас господа и дамы, жители-читатели-писатели-любители-поклонники-хейтеры DTF ресурса. Мне очень давно хотелось написать о Star Citizen лонгрид, нудный с мельчайшими подробностями, «скучными» деталями, важными аспектами, историями «о том как там в игре» и все в таком духе. В связи с тем что на DTF так сильно «полюбили» этот проект, я решил поделиться своим опытом. Статья разбита по тематическим абзацам, т.к. я излагаю свою историю от и до, по отдельности каждую из возможных интересующих Вас тем постарался описать как если бы мы с Вами говорили в свободной и доступной манере. Забегая вперед хочу сразу коснуться главного, все что написано это сугубо мой личный опыт, мое личное мнение, которое не является цитаделью мудрости и знаний, так же на протяжении всего текста Вам будут встречаться стилистические и грамматические ошибки, т.к. я пЕсатель еще тот. Прошу Вас не стесняться минусовать, критиковать, обсуждать и все остальное с -рать, -вать и -дать.
В любом случае всем добро пожаловать и позвольте начать !
Мои первые шаги
Субботний день не предвещал ничего особенного, когда в очередной раз натыкаясь в Youtube (далее YT) на ролики по Star Citizen и Squadron 42 (Звездный Гражданин и Эскадрилья 42, далее SC и SQ42) я увидел пестрящий баннер в одном из видео о том, что открывается неделя бесплатных полетов, т.е. free fly event, где любой желающий в период проведения (7-10 дней) может скачать и попробовать проект SC не покупая стартовый пакет при чем во время этого мероприятия будет возможность покататься-полетать почти на любом транспортном средстве (далее ТС) представленном в игре и имеющим статус fly ready, т.е. законченный, не всегда корректно работающий, но готовый к полету-езде космический корабль или наземное ТС. Каждый день на импровизированной выставке на одной из планет, в крупнейшем на тот момент городе, Вы могли прилететь, сесть в отдельно отведенный для Вашего корабля ангар, подняться на лифте в вестибюль, пройти к соседнему лифту ведущему на выставку, спуститься и арендовать бесплатно любое из заявленных в выставочный день ТС на сутки, предварительно походив внутри, посидев за штурвалом, нажимая разные кнопки, с восторгом или полным покерфейсом наблюдая за тем, как гидравлические приводы складываются и раскладываются открывая огромные грузовые, жилые или промышленные отсеки. Конечно же я был «куплен» всеми этими новшествами, т.к следил за проектом с момента его основания с 2012 года, но никогда не углублялся на столько, что бы изучать его от и до как сейчас. Все мои знания ограничивались простыми YT видео и моей искривленной физиономией глядя на то, как люди при 10-15 fps пытаются что то сделать в дико лагучем и забагованном космосе, нечто напоминающее стрельбу или полет ТС. Только в этот раз просматривая ролики от октября-ноября 2018 года можно было сделать вывод, что лаги есть, но не смертельные, баги присутствуют, но пережить можно, да и fps так же подрос. 24 ноября 2018 года я решил зарегистрироваться на бесплатный ивент в SC версии Alpha 3.4 (сейчас Alpha 3.8.1). Судорожно скачивая лаунчер с официального сайта мне было невтерпеж отправится в путешествие за приключениями, но оказалось не так все просто, проснувшись в маленькой каморке на космической станции Олисар, вышел в вестибюль и тут же начал искать терминал вызова кораблей, затем вызвав корабль я побежал искать его на указанной посадочной площадке, методом «тыка» я открыл корабль и запрыгнул в кресло пилота и … «Какого черта ?!?! где здесь кнопка взлететь ?» Ничего непонятно, куча каких то тупых мониторов, все двигается и нажимается, описания никакого нет, это был ад. Спустя 5 минут нащупав нужную мне кнопку завел свой Катлас Блэк (он тогда давался на неделю фри флая) и начал взлетать, затем снова был ступор, корабль кидало то влево то вправо, я начал сшибать все на своем пути теряя то крыло то один из движков и каким то случайным образом мне удалось стабилизировать положение и начать свое долгое путешествие в сторону планеты Херстон, город Лорвиль где и проходила выставка. Сразу хочу сказать, что никакого юзер френдли интерфейса нет и по сей день, подсказок, мигающих лампочек что и в какой момент нажать нет, заходя в игру впервые вы как слепой котенок пробуйте метод известный всем — «тык тык», это один из самых неприятных аспектов помимо отсутствия русификации, сам я fluent, а вот большинство страдает и не готовы входить в проект из за всей этой тарабарщины. В случае если Вы решитесь, то ознакомьтесь с базовыми гайдами как взлететь и т.д., в YT огромное кол-во обучающих видео или обратитесь к коммьюнити. И так что же нас встречает во всей этой бескрайней бездне спросите Вы ? Первое это масштаб, да, звездная система Стентон очень большая.
И вы думаете «Ого как интересно, а сколько их будет таких систем?» тихо тихо, не торопитесь, все по порядку. Так вот лечу я лечу в кванте к планете Херстон, выхожу из кванта, вижу планету, снижаюсь к Лорвилю, крыша уже отъезжает от того что все происходит без единого экрана загрузки начиная как я проснулся на одном конце звездной системы, заканчивая противоположным концом системы где вот я уже на своем корабле снижаюсь на планету, в любом месте могу высадиться и походить-побегать-полетать, но нет, я лечу в Лорвиль, самый большой промышленный город в v3.4 и за 20-30 км я вижу его, главное здание Херстон Дайнамикс
высота которого составляет почти 4 км (в v3.8.1 его можно увидеть из космоса), зависнув над городом запрашиваю посадку у оператора, зеленый свет и один из ангаров открывается куда я свободно залетаю параллельно прибывая от всего увиденного в полнейшем шоке, позабыв о безопасности сажаю свой корабль в ангар, потом рука срывается и я снова взмываю вверх, взрываюсь и просыпаюсь уже в Лорвиле в комнате чуть большего размера, со всеми удобствами: туалет, душ, стол, стул, кофе машина, телек, шкаф, книжные полки, диванчик, предметы первой необходимости. Не долго думая направляюсь к выходу пытаясь разглядеть и понять в какой части города я оказался, попав в холл встречаю тупых неподвижных забагованных NPC, огромное витражное окно в котором открывается панорама города над которым пролетают корабли других игроков. Около часа ушло на изучение точек интереса в городе, а это магазины, рестораны, госпиталь, станции метро, бар, центр по приему цвет мета и т.д. Все интересно рассматривать буквально под микроскопом. Лорвиль — город будущего для шахтеров и работяг разных специальностей где Ваши легкие не смогут нормально дышать без маски, т.к. загрязненность воздуха на очень высоком уровне, о чем постоянно нас предупреждают электронные дисплеи и инфо панели развешанные по всему городу включая говорливого оператора звучащего из всех динамиков. После блужданий мы садимся в поезд, фактически главная достопримечательность в 3.4, потому что тут ты понимаешь, что момент из трейлера Cyberpunk 2077 в поезде происходит прямо перед тобой здесь и сейчас, ты едешь без загрузок и телепортов по городу, хочешь в космопорт, хочешь к гейтам-выходам по периметру города где мы можем вызвать наземное ТС для путешествий и все это требует времени, перейти на соседнюю ветку, дождаться поезда, все как в жизни. В итоге я доехал до космопорта, посетил выставку, арендовал все возможные корабли, развлекался как мог на протяжении проведения free fly event. Я еще не понимал тогда что за баги меня подстерегают, какие проблемы, с чем мне придется столкнуться, как тут все работает-не работает, т.к. ошарашенность проектом и его масштабы перекрывали все и вся. Наконец пришел час икс 1 декабря 2018 года — покупка стартового пакета. В тот момент я не знал ничего, не отличия пакетов, не предназначение кораблей в конкретном пакете, полная неизвестность. Я лишь спросил на одном хардварном форуме в маленькой теме про игру SC «что мне надо для комфортной игры без покупки дорогих кораблей ?», где мне ответили «бери пакет с Авроркой, коробки легче возить», что я и сделал потратив $35 со скидкой и не цента больше.
Коммьюнити
А затем началось самое главное, поиск информации, сообщества, любого места где можно говорить, спрашивать и что то узнавать про игру. Все мы знаем что есть форумы, но это пережитки прошлого и сейчас нам требуется более живое, доступное и быстрое общение, где мы получаем все что нас интересует по конкретному проекту здесь и сейчас. YT со всем его видеопотоком удобно, но ждать ответа в комментах не так приятно. Привет Гугл и поиск дискорд каналов, сабреддитов и все что может быть связано с темой SC. К моему удивлению оказалось что SC достаточно популярен среди определенного класса геймеров, а именно те кто одержим авиасимуляторами, космосимуляторами и в принципе кто грезит космической тематикой. Так я попал на самый крупный русскоязычный RU дискорд сервер, где собралось более 4 тыс. поклонников, ждунов, страдальцев и хейтеров игры Star Citizen и Squadron 42.
Ну и что же там такого спросите Вы ? Это похоже на то, когда ты попадаешь в библиотеку где доступ к информации сваливается на тебя со всех сторон, неиссякаемый поток знаний, сплетен, закрытых сливов, экспертных мнений, безграничной помощи новичкам и конечно же хейтеры, не желающие слушать и слышать, куда в наши дни без этого, конечно да ! Хочу отметить, что вся подготовленная инфо база в дискорде меня очень удивила, т.к. осилить мир игры с начала времен со всеми тонкостями, примененными технологиями, механиками, лор и т.д. было просто неподъемной задачей в начале, но постепенно общаясь в чате, в голосе, появилось понимание всего что творится вокруг, правда и этого мне было мало, хотелось услышать «тру коучей» бекеров-старожил, их мнение о проекте. Я стал бомбить дискорд новичков, старичков, я был одержим проектом и готов был читать, слушать и смотреть все что можно, только бы ухватить новую частичку информации и тут мне пришли на помощь мастодонты — Rexof, Grind3rs, Narayan и n1ghter, фактически как всадники апокалипсиса влетели и начали закидывать инфой, которой мне так не хватало. Кто то наверняка скажет что я кого то пиарю и мне заплатили и все в таком духе, но это не так, во первых главное в жизни правило «Никогда не забывай кто тебя всему научил», в жизни это наши родители, близкие друзья, коллеги по работе, а в виртуальном мире так же присутствуют личности в разных игровых жанрах, которые знают чего то больше и не надо негативно относится к тому, когда тебя поправляют и чему то хотят научить, я лишь констатирую факт того, что есть среди тысяч людей в коммьюнити SC достаточно уважаемые парни, которые знают очень много и могут правильно донести информацию по проекту без лишних слов и без прикрас, по возможности предоставят корабль для теста, покажут и расскажут что и с чем едят, за все это я всегда буду им благодарен, т.к. знания в среде SC это очень большая сила, тем более если Вам интересен данный проект и «быть в теме» Ваш конек. Не бойтесь спрашивать, не бойтесь казаться смешным, если интерес есть, то дискутируйте и интересуйтесь всем что происходит в среде. Еще очень важные инфо ресурсы и контент мейкеры
Почему все так долго разрабатывается ?
Компания стартанула в октябре 2012 года, планы были по одной игре, а именно SQ42 и как это обычно бывает на бумаге все выглядело отлично, в 2014 мы должны были получить синглплеерную игру SQ42, но полились финансы с такой скоростью, что этот Ниагарский водопад было не остановить и Крис Робертс принимает решение расшириться создав еще один проект, мультиплеерный, Star Citizen, далее фантазия начала бить через край и господин Робертс начал понимать, что игру мечты как он ее называет, невозможно выпустить в срок, да и не одну, а целых две, а на дворе уже 2015 год, все сроки сорваны, технологии просят внедрений и тут происходит судьбоносный перелом в разработке, когда ближе к концу 2015 года компания переводит оба проекта на движок Ламберъярд, т.к. текущий КрайЭнджин не мог вместить и осилить все то, что Крис Робертс напридумывал. К Вашему сведению, Ламберъярд это тот же КрайЭнджин, но с большими модификациями, который принадлежит компании Амазон. Я не буду касаться всех текущих судебных разбирательств, т.к. все это уже не раз описывали коллеги на данном ресурсе. Так вот, фактически разработка уже двух игр началась почти с нуля в конце 2015 года, разработчикам пришлось «писать» инструменты под новые механики, многие аспекты игры были созданы заново, из за чего все так сильно и затянулось, я так же прошу Вас не забывать, что мы имеем на кону не одну игру, а две, которые разрабатывают параллельно и если кто не знает, то SQ42 это исключительно сингплеерный проект, события которого происходят до событий SC, который будет состоять из трех эпизодов, где каждый эпизод включает в себя 28-32 главы геймплея, бета выхода первого эпизода с 28 главами ожидается в октябре 2020 года, но не для общего пользования, возможно для ограниченного кол-ва бекеров с жесткими мерами по non-disclosure agreement (NDA) (договор о неразглашении), а релиз первого эпизода по слухам ожидается в первом или во втором квартале 2021 года, последующие два эпизода должны будут выпускаться с разницей в 1-1.5 года. Все силы которые есть сейчас и кого можно задействовать брошены на разработку первого эпизода SQ42, т.к. продажа кораблей хорошо, но нужны постоянные вливания превышающие продажи кораблей, а такое может дать только законченный продукт и который будет являться показателем качества, кинематографичности, с хорошим сюжетом, умеренной драмой и увлекательным геймплеем. Задавая такую планку и реализовав это все в сингле, разработка SC должна пойти намного быстрее, т.к. мы уже знаем, что почти все новшества SQ42 плавно перекочуют в SC. Компания Cloud Imperium Games (далее CIG — СиАйДжи) является и разработчиком и издателем обоих проектов и купить игру можно сейчас только в их официальном магазине. Это еще одна причина по которой SC развивается не так быстро как нам хотелось бы, все таки необходимо выпустить проект SQ42 в таком состоянии, что бы он потом нес золотые яйца, помогая беспрепятственно развиваться проекту SC.
Что нам обещают ?
Ооооооооооооо здесь можно либо начинать писать новую «Войну и Мир» в 3-х томах либо заканчивать мой рассказ, но я с Вашего позволения все таки продолжу.
И так самое сомнительное на сегодняшний день заявление — в игре будет порядка 120 звездных систем (заявлено официально со сцены на Ситконе 23 ноября 2019 года), ключевое слово «будет», сегодня у нас есть только одна звездная система — Стентон. Смотрим на звездную карту и видим много красивых планет, прыжковые точки, визуальные отличия поражают наше воображение, вопрос когда ? Когда я увижу все это ? Ходят слухи, опять же среди мирового сообщества, что на выходе будет порядка 7-10 звездных систем, полностью законченных, со всеми планетами, жизнью, миссиями и огромным количеством геймплея, но разве 7-10 похоже на 120 ? НЕТ !!! И что же мне делать ? Ну как что ?!?! Ждать, надеяться и верить ! Эту фразу я периодически повторяю себе рассчитывая получить какую нибудь скрытую уникальную фичу в очередном ежеквартальном патче. Смею предположить что через 10 лет все 120 систем и будут, да, а что Вы смеетесь ? Не верите ? На Джеймса Камерона посмотрите, дедушка выпустил Аватар в 2009 и только в 2021 в декабре мы увидим Аватар 2, так что нормально все, подождем (говорю себе это и кручу пальцем у виска параллельно).
Дальше по списку — количество игроков на сервере. Сегодня мы имеем 50 человек, буквально пол месяца назад они тестировали на протяжении двух дней 60 человек на сервере, достижение не правда ли ? Так вот по их словам они не знают пока точную цифру, говорили о 1 тыс., 2 тыс, 5 тыс. и 10 тыс. игроков на одном сервере, в любом случае к концу 2020 обещали поднять до … я хочу верить что не меньше 100-200 чел минимум, а там как пойдет, ждем !
Переходим к одному из важнейшей составляющей игры — постоянство. Проще говоря это когда все нажитое непосильным трудом, приобретенные товары, кредиты aUEC, уровни разыскиваемости и многое другое сохраняются между игровыми сессиями. Это значит, что когда вы в следующий раз зайдете в игру, вся ваша прошлая активность будет сохранена. Даже если вы оставили свой корабль на заброшенной планете и если на него никто не наткнулся, то прилетев туда через месяц он будет Вас там ждать. Все это будет доступно только тогда, когда они введут технологию SSOCS
Искусственный интеллект. Да, в игре 90% населения будет супер умный AI, надеюсь не Скайнет с Т-1000, но и не робот-пылесос Xiaomi. По заверениям разработчиков нас ждет интереснейшая вселенная, которая будет населена умными NPC с которыми мы сможем свободно взаимодействовать и не всегда сходу различать кто перед нами, игрок или AI. Сегодня этого нет и близко, т.к. все NPC выполняют роль манекенов-болванчиков, которые крипово поглядывают на Вас из текстур.
Геймплей. Сегодня его нет и точка. Сегодня это красивая техническая демка, где вы можете заниматься ограниченным набором действий и механик. Но он обязательно будет, помните наше ключевое слово ? Будет, господа и дамы, очень много геймплея, миссии, исследования, безлагучий дог файт, FPS бои, строительство домов-городов и сел, ремонты кораблей, заправка, путешествия к самым удивительным местам во вселенной, массовые космические битвы, пиратство, встреча с неизведанным и еще очень очень много всего БУДЕТ ! Когда ?!?!?! Отвечаю — на релизе !!!
Я мог бы продолжать Вам рассказывать о еще очень и очень многом, о будущих механиках, нововведениях, о том как тут все устроено с технической точки зрения, как они разрабатывают игру, с чем сталкиваются и как расставляются приоритеты, но всем наверняка интересно что же сейчас происходит в «игре» и какие там проблемы.
Star Citizen сегодня
На текущий момент игра находится в билде Alpha 3.8.1, я пришел в игру Alpha 3.4, так что же изменилось за это время ?
На самом деле по механикам и геймплею не все так радужно что тогда, что сегодня, все достаточно примитивно как многие уже успели отметить, например есть категория кто любит только летать и стрелять, отрабатывая маневры, но поймите, при диком рассинхроне в PU (Persistent Universe — Постоянная вселенная), 30-40-50-60 кадров разве можно назвать комфортным такой геймплей ? Конечно, сейчас в комментарии подтянуться знатоки, которые будут говорить о режиме Арена Коммандер, для тех кто не знает это один из режимов где вы можете только летать и стрелять по игрокам или NPC в ограниченной зоне, так вот мол там все хорошо работает, но там и не Вселенная с игроками и планетами, там хорошо, в Постоянной Вселенной все очень плохо пока что, такой же режим есть и для FPS шутинга, Стар Марин, это как десматч, несколько карт и Вы носитесь и убиваете друг друга. Одна из популярных механик это майнинг (добыча полезных ископаемых, цвет мет), торговля так же имеет очень большой вес в игре, перевозка коробок «из пункта А в пункт В», как по мне самое скучное что можно придумать, но это одна из ключевых механик для заработка стартового капитала если у Вас ничего нет кроме обычного стартпака, так же выполнение простейших заданий, где Вам надо прилететь на точку, может это разбитый корабль в космосе или на планете, опознать погибших членов экипажа или прилететь на планету, спуститься в пещеру, 10 раз там потеряться, попытаться найти погибшего туриста, потратить на его поиски 20-30 минут, а потом еще столько же что бы выбраться из пещеры, так как там ориентиры теряешь очень быстро, еще можно выполнять баунти на игроков или на NPC, но это так же не всегда работает корректно. Наконец то у нас есть возможность покупать корабли внутри игры за внутриигровую валюту или брать в аренду, на продажу представлено конечно больше кораблей, чем в аренду, цены сложно назвать адекватными, но на общие позиции вполне умеренные и заработать на средний корабль возможно правда продержится у Вас все это до первого Wipe (Вайп), т.е. обнуление прогресса. На Ситконе было объявлено о системе iCash (item Cash), некое подобие полупостоянства я бы сказал, когда все что Вы купили в игре за внутриигровую валюту, все Ваши деньги, корабли сохраняются даже после вайпа, но как заявили CIG, они сами будут решать когда именно оставлять ваши пожитки, а когда сбрасывать. Систему iCash обещали ввести в одном из патчей 3.8 (3.8.1—3.8.2—3.8.3), но что то мне подсказывает, что раньше чем в 3.9 (конец марта-начало апреля) мы врят ли увидим эту фичу. Господа из CIG мастера срывов всех возможных сроков и доверять им что это будет «вот вот» уже не получается. За время пребывания в проекте было огромное количество факапов (от англ. fuck up) после которых ты находишь свой дзен спокойствия и непоколебимо ждешь. Так что же мы имеем сегодня ? Все просто, это обычные миссии, это торговля, майнинг, перевозка коробок, мисси прилети найди и чекнись и баунти хантинг. Конечно есть куча планет, городов, точек интереса, но на все про все у Вас уйдет неделя, максимум две, что бы со всем познакомиться и потом наступает пустота, вся эйфория рано или поздно пройдет, т.к. геймплея нет, его развитие пока заморожено и когда он появится сложно сказать, хочется верить в то, что в 2020 году что то прикрутят интересное. Сегодня очень многие и я в том числе, если играю, то придумываю геймплей себе сам, например устроить гонки на машинках или гравибайках на одной из планет, наторговать на определенную сумму и купить самый дорогой корабль в игре, намайнить полный корабль самой дорогой руды, доставить быстрее всех коробку в назначенное место, сбежать от законников имея самый высокий уровень крайма и все в таком формате, т.е. «сделай сам», потому что проблем в игре хватает. Всегда выбирайте себе рабочую механику, сегодня это торговля, майнинг, коробки и некоторые миссии это по геймплею, а остальное уже с переменным успехом ну и конечно все то, что Вы придумаете себе сами или с друзьями, главное это играть не одному, для соло геймплея тут скучно, с друзьями или в коммьюнити в разы веселей и занятия находится быстрее чем обычно. На сервере 50 человек, в огромной звездной системе это иголка в стоге сена, так что всегда думайте с кем поиграть, т.к. встретить кого то кроме как у крупных городов и станций, практически нереально.
Проблемы, баги и неработающие элементы
Очень много что можно сказать о проблемах, но главное надо понимать что это не игра, это глубочайшая Альфа-демка с большим количеством постоянных наработок, фиксов, поломок и очередных фиксов. В коммьюнити уже сложилось мнение что «одно лечим — другое калечим», отчасти это так, сегодня у Вас работает корабль, выходит патч и этот корабль убивает Вас как только Вы садитесь в кресло пилота или со-пилота, сегодня выход из игры работает корректно, а завтра вы просыпаетесь внутри планеты на корабле и единственный выход это взорвать себя вместе с кораблем. Маркеры миссий могу слетать, деньги не зачисляться, нужные предметы не подбираются, активные элементы не имеют меню выбора. Постоянные ошибки вылета сервера, вылет игры без ошибок на рабочий стол, коробки которые проваливаются сквозь ваш корабль, Вы, сидящий в одном корабле рядом с Вашим другом внезапно выпадаете находясь в квантовом прыжке и оказываетесь посреди пустого космоса, выход из кванта без тормозов и столкновение с планетой особенно это «актуально» когда вы загружены тысяч на 800 по полной, так же отказ систем навигации и невозможность построить маршрут на карте, не стреляющие пушки, зависающий интерфейс, недвижимые персонажи и так можно продолжать до бесконечности, но это Альфа, господа и дамы, и к этому надо быть готовым, особенно если Вы решитесь на погружение в данный проект и все это ни в коем случае не должно Вас пугать, т.к. это часть разработки очень интересного проекта, где Вы являетесь непосредственным участником всего, что творится на этой «сцене».
Покупка кораблей
Забудьте о покупке безумно дорогих кораблей, начните с простого стартпака, посмотрите что нравится что нет, всегда спрашивайте у народа какой корабль нужен, для чего нужен, что в нем работает или не работает, освоитесь в игре, попробуйте разные механики, затем выбирайте по предпочтениям, чем хотелось бы заняться, если финансы позволяют, то можно брать любой корабль или корабль с механикой, которая только появится в игре в ближайшем будущем и именно тем делом Вы хотите заниматься когда это все заработает. В этой игре нет такого как корабль-нагибатор, тут есть Вася нагибатор и Петя нагибатор, потому что у них скил, потому что у них руки из правильных мест. Конечно от части тут и элемент pay-to-win присутствует, когда игра выйдет и Ваш друг с огромным флотом выходит в космос, а Вы на дрищ Аврорке вынуждены драить чью то палубу за похлебку с хлебом и копить год на средний файтер, но и по этому поводу есть много что сказать, даже обладать флотом не означает летать на всем как ас и развешивать людям люлей, только Ваш опыт будет решать практически все.
Когда выйдет Star Citizen?
На этот вопрос Вам никто не даст ответа, опять же опираясь на слухи и догадки всего мирового коммьюнити, люди приходят к мнению что через 3-4 года будет бета, а релиз спустя 1-2 года.
Вердикт
В завершении хочу сказать, что я не фанатик, я фанат, поклонник, бекер, человек который играл в далеком 1993 году в Wing Commander 1, а потом на протяжении 90-х в Wing Commander 2-3-4 и конечно же 5, далее любимый многими Freelancer, Privateer, все шедевры к которым «прикладывался» ПАПА космосим жанра мистер Крис Робертс и конечно же я хочу что бы обе игры вышли в идеальном состоянии, но и не сойду с ума если что то пойдет не так, в любом случае на сегодняшний день пока нет законченного продукта данная ниша игрового жанра свободна и единственный чемпион, который может претендовать на место это SC для любителей мультиплеера и SQ42 для поклонников синглплеера. Возможно кто то спросит, а «что ты для себя находишь сегодня в проекте ?» и я отвечу Вам коротко, наверное мечту, игру в которой можно будет делать почти все, космос о котором мечтают многие, я не так часто сейчас в нее играю из за отсутствия полноценного геймплея, но с большой теплотой отношусь ко всему происходящему и совершенно спокоен на счет сроков разработки, в жизни есть много вещей чем можно заняться, а если говорить про игровой мир, то игр сейчас вагон и маленькая тележка, просто вопрос космоса всегда будет открыт до выхода данных проектов. А пока продолжаем ждать, надеяться и верить !