Ещё со времён выхода первой части S.T.A.L.K.E.R. индустрия не может предложить достойного онлайн-проекта по этой вселенной. Одни имели высокий порог вхождения и низкую доступность, например, RP-сервера в DayZ. Другие просто выглядели как посмешище или вовсе загнулись. Привет, Stay Out и Survarium. Среди всего этого ярко выделяется STALCRAFT.
Трудно поверить, но за последние семнадцать лет практически никто не смог создать вменяемый многопользовательский проект, основанный на вселенной S.T.A.L.K.E.R. или хотя бы что-то похожее. А ведь у комьюнити уже давно есть спрос на это. Тот же Survarium, несмотря на своё сомнительное техническое состояние, имел на момент релиза онлайн больше четырёх тысяч. Растерял же он его только, когда все поняли во что они вляпались.
Тем не менее, до того как в 2017 году EXBO выстрелили с их Сталкрафтом, выбирать было не из чего. Появившийся примерно в то же время Next Day: Survival ничего, кроме смеха, не вызывал, а вышедшие позже Stay Out и Will To Live были очередными кривыми поделками, которые хотелось дропнуть спустя пару часов пребывания там. Поэтому этот материал полностью посвящён Сталкрафту и его развитию.
Оглавление
Небольшая предыстория
Сталкрафт вышел в ОБТ десять лет назад и на тот момент больше походил на глобальный мод для Майнкрафта, а не полноценную игру. На серверах находилось не больше двух сотен человек, и проект был известен только в узких кругах. Поэтому материала того времени осталось очень мало.
Я познакомился со Сталкрафтом примерно в 2018-2019 году, когда он уже был широко известен и имел онлайн в несколько тысяч игроков, что для подобного проекта является очень хорошим результатом. В этот период Сталкрафт выглядел как самостоятельная игра и активно продвигался на YouTube, продолжая стремительными темпами набирать популярность. Благодаря этому я когда-то познакомился с творчеством величайшего гения — OverBro.
К слову, недавно он перезапустил серию роликов по Сталкрафту, которую я настоятельно рекомендую посмотреть. По сути, весь сакральный смысл проекта раскрывается именно в его прохождениях.
У меня было два аккаунта с пройденным основным сюжетом за сталкеров и бандитов. В сумме это заняло около шестидесяти часов, после чего игра была благополучно удалена. Потому что из-за большого дизбаланса делать там было нечего. Сюжет заканчивался в глубине Зоны, где находилось огромное количество прокачанных игроков и донатеров, которые просто не давали дышать обычному работяге вроде меня.
Хотя мой целеустремленный товарищ, даже после моего ухода, продолжил играть. Путем боли и превозмогания он смог прокачаться до уровня донатеров. Для этого ему пришлось подписаться на группу ВК, где регулярно публиковались сводки о выбросах, а потом бежать собирать артефакты на продажу. Он даже прошел квесты на абакан Зрячего (в том числе из-за него я в первый раз удалил Сталкрафт) и АО5. За последний вообще нужно медаль давать (кто знает, тот знает).
После прохождения сюжета за разные фракции, я уже не планировал возвращаться в игру. Однако в 2022 году она вышла в официальный релиз и была выпущена в Steam. Более того, разработчики глобально переделали весь проект, изменив его до неузнаваемости. Был добавлен новый сюжет, локации, оружие, ивенты и система прогрессии. Такие новшества не могли пройти мимо меня, и поэтому я решил вернуться в Сталкрафт, чтобы оценить проделанную работу.
Открытый мир и прокачка
Открытый мир Сталкрафта состоит из оригинальных локаций S.T.A.L.K.E.R. и новых, созданных разработчиками. Поэтому карта Зоны получилась огромной и простирается от Болот до Затона с Лиманском.
А ещё на базе можно зачилиться и послушать музыку по радио.
Со временем для крафта снаряжения появятся новые типы ресурсов и новые способы фарма. Например, можно ставить аномальные установки и охранять их в течение определенного времени, или самому залезть в аномалию, чтобы исследовать её и получить награду.
Высокая цена обусловлена возможностью сделать свою сборку артефактов. Учитывая полезность свойств некоторых экземпляров, цена становится полностью оправданной. Для этого даже сделали отдельный сайт, который рассчитывает характеристики вашего билда.
Новые способы фарма появились благодаря одному из важнейших нововведений нового Сталкрафта — полностью изменённая прокачка. Теперь практически всё доступное снаряжение можно получить бесплатно. Для этого нужно обменять нафармленные ресурсы на экипировку. На выбор даются автоматы, дробовики, пистолеты, пистолеты-пулемёты, несколько типов бронекостюмов, обвесы, холодное оружие, снайперские винтовки, дополнительное сталкерское снаряжение и т.д.
Также пушки и бронекостюмы можно заточить. Однако результат зависит от рандома. Чем выше уровень заточки, тем выше шанс, что у вас ничего не получится и придется тратить ещё ресурсы. Поэтому иногда будут происходить ситуации, когда вы потратили все свои инструменты, но ничего не заточили.
Более того, новой системой прокачки разработчики частично решили проблему, связанную с ПКшерами. В Сталкрафте так называют игроков, которые кемперят в людных местах, чтобы убить и отобрать весь лут у ничего не подозревающих бедолаг. Раньше ПКшеров было очень много уже с самого начала игры. Я постоянно умирал на переходах между локациями от кустарных нагибаторов, которые потом приватизировали весь мой лут.
С появлением новой системы прокачки крафтовые предметы стали выпадать из нас в виде мешочка. Да, противник всё ещё может подобрать его, но ресурсы будут доступны только хозяину. Поэтому частенько после смерти вам будут отсылать ваш мешочек по почте или продавать на аукционе. Это позволяет сэкономить огромное количество времени и нервов, ведь всегда есть шанс вернуть самый важный лут.
Изменения в системе прогрессии действительно серьёзные, ведь раньше экипировка давалась в основном за задания и зачастую ощутимо отставала по уровню. Из-за этого я в своё время постоянно страдал от других игроков, которые имели лучшее оружие и броню, пока я бегал в новеньких, но уже устаревших квестовых шмотках. Единственной альтернативой этому был безбожный гринд в определённых местах на определённых локациях. К тому же, благодаря этим изменениям, меня больше не кошмарили возле каждого перехода, чтобы отобрать весь лут. Поэтому новая система прогрессии — это шаг вперёд для Сталкрафта.
Графика и техническое состояние
За время развития Сталкрафт претерпел серьёзные графические улучшения. Если раньше игра выглядела, как Майнкрафт с текстурпаком, то сейчас от былого кубического духа остался лишь общий антураж. В игре довольно глубокая картинка, с чёткими HD текстурами, неплохими эффектами и освещением. Это создаёт ощущение того, что ты играешь в серьёзный проект, а не кривую, созданную на коленках, поделку.
Раньше Сталкрафт также был переполнен багами. Я мог по пять минут безрезультатно стоять возле НПС, спамя кнопку F, чтобы поговорить с ним. Не менее приятно было провалиться в текстуры или быть разорванным аномалией, которая могла притягивать с десяти метров.
Поэтому я могу назвать техническое состояние Сталкрафта очень хорошим. Он отлично балансирует между качеством графики и системными требованиями, что делает его доступным для абсолютного большинства пользователей. К тому же за всё прохождение я всего единожды столкнулся с небольшим багом, из-за которого у меня криво отображалась метка на задание. В остальном Сталкрафт полностью стабильный.
Сюжет и квесты
Вторым по важности изменением после системы прокачки стал основной сюжет. Теперь в Сталкрафте он хотя бы есть. Потому что раньше мы играли за обычного болванчика, который бесцельно блуждал от локации к локации, выполняя поручения всех встречных-поперечных, чтобы получить новое снаряжение и выполнять более сложные поручения. Никакой общей связанной истории с итоговой точкой не было.
В новой сюжетной линии мы играем за блаженного — человека, которого неведомая сила тянет в Зону. Также наш герой подвержен сильным галлюцинациям, в которых нам постоянно является Голубой Шар — особенный артефакт, обладающий огромной силой. Из-за этого мы и оказались в Зоне, а нашей главной целью будет расследование природы нашего недуга и поиск Голубого Шара.
Не самая остросюжетная завязка, но теперь у выполнения квестов хотя бы есть какой-то смысл. К тому же с появлением сюжета наконец-то появилось сюжетное повествование. Раньше всё подавалось через пустые диалоги ни о чём, во время которых ещё и умереть можно было. Поэтому их зачастую просто скипали, чтобы не подвергать себя лишнему риску.
Теперь все ключевые сюжетные моменты подаются через 2D катсцены. В определенный момент главный герой ловит галлюцинации и нам показывают симпатичный мультик, раскрывающий детали истории.
Однако чем дальше мы продвигаемся по сюжету, тем более душной становится беготня. Нас все чаще и чаще отправляют на квесты, где необходимо что-то найти. При этом добираться до места нужно минут пять или больше, а после еще умудриться не умереть на вражеской территории, пытаясь обнаружить квестовый предмет, находящийся в огромном радиусе поиска.
Да, проект всё ещё далёк от идеала. Виной тому душные квесты и очень тяжёлый контент на этапе эндгейма, который отбивает желание играть даже у людей, завершивших основной сюжет и имеющих хорошую экипировку. На самых северных локациях практически невозможно выжить в одиночку. Поэтому немало игроков, наиграв около сотни часов, бросают Сталкрафт.
Однако эти минусы меркнут на фоне того кайфа, который можно получить во время игрового процесса. На каждом шагу вас будут поджидать мутанты, боты, аномалии, игроки и прочие прелести Зоны. Из-за этого шанс умереть и потерять весь лут немаленький, но зато как приятно после продолжительного рейда наконец-то вынести всю добычу, которую успел нафармить, и продать её скупщику.
К тому же в Сталкрафте довольно неплохое комьюнити. Поэтому собрать свой стак и фармить ресурсы вместе не составит проблем. Что уж говорить, если даже случайные игроки на локациях всегда готовы прийти на помощь, если вы вдруг попадёте в беду.
#лонг #лонгрид #мнения #обзоры #обзор #мнение #tierlist #Stalcraft #EXBO #MMORPG