Стала ли «Тьма» самым авторским сериалом пятилетки?

Недавно вышел финальный сезон немецкого проекта. Почему он стал редким образцом авторского сериала, и как теории временных петель уживаются вместе с буддистской философией?

Spoiler alert!

Netflix выпускает неприлично огромное количество контента, в котором, как может показаться, не может найтись место авторским проектам. Успех «Тьмы» показывает, что это не так. Сериал можно поставить в один ряд с «Твин Пиксом» Линча или «Молодым папой» Соррентино, в плане влияния авторов на финальный продукт. За созданием «Тьмы» стоят супруги — Баран бо Одар (Baran bo Odar), ответственный за постановку эпизодов, и Янтье Фризе (Jantje Friese), которая писала сценарии. Они изначально планировали уложить историю в три сезона, что в итоге и получилось.

Первый сезон:

При просмотре прочно ассоциировался (читай возникало déjà vu) с «Очень странными делами» — маленький городок, исчезновение подростков, какая-то неведомая дичь в лесах. Но они быстро разрушились, когда стало понятно, что «Тьма» уходит совсем в другое направление.

Три черты отделили немецкий проект от других сериалов 2017-ого. Первая – каст. Заслуживающий всех возможных положительных эпитетов. Если бы была номинация Оскара за подбор актёров, то ее однозначно должна была взять «Тьма».

Второе – атмосфера. Название отражает её очень четко — весь сериал мрачен и безысходен, также как и все жители Виндена.

И последнее – тайм-тревел. Фильмов про путешествия во времени всегда достаточно, но по-настоящему годных выходит очень мало (последним на тот момент был нолановский «Интерстеллар»). А в первом сезоне «Тьмы» складывалось ощущение, что к этой ветке вопросов тут не будет.

А про оппенинг и визуал уже всеми было сказано достаточно.

Второй сезон:

Тут прослеживается одна из главных черт сериала – многократное расширение. Если представлять первый сезон в виде капли, то второй будет уже рекой. Вселенная и мир значительно расширяется, когда к ней добавляется Адам и другие путешественники во времени. Если условно главным героем первого сезона был Джонас, то теперь – нам словно рассказывают, как минимум, о трёх. При этом главная задача из «вернуть мальчика-попаданца обратно в настоящее» превращается в вопрос «а какого чёрта тут происходит?». Какие-то циклы, четыре (!) временных отрезка, версии одного персонажа разных возрастов, работающие вместе, библейские имена. К этому еще добавляется главный твист с личностью Адама, который (что забавно) полностью повторяет твист в первом сезоне, но, опять же, на новом уровне.

Однако, во втором сезоне появляется главная проблема сериала – излишняя эпичность происходящего. Особенно это заметно в диалогах, которые в какой-то момент становятся просто ужасны – дико пафосными и повторяющимися фразами общаются герои.

И, конечно, финальный плот-твист:

Третий сезон

Скажу прямо – то, что происходило в первых четырёх сериях выглядело очень натянуто (и реально надоели одни и те же фразы в каждой серии), главное тут — не бросить сериал на них. Если досмотреть дальше, то все это встанет в четкую картинку, и за это огромный респект сценаристам, которые разделили сюжет как пазл, а потом собрали заново.

На удивление второй мир, кажущийся вначале излишним, плавно ложится на сюжет, а третий вообще преподносится как очень изящное сюжетное решение.

В этом сезоне наиболее заметны все квантовые и философские отсылки, которые вплели авторы в сериал: всем знакомый кот Шрёдингера, квантовые узлы, библия, и трикветр.

Time travel stuff

Концепция путешествий во времени практически не поменялась со времени Герберта Уэллса. В отдельном жанре – хронофантастике, который создан специально под это направление, вводились лишь различные переменные, которые усложняли сам процесс путешествия – запрет на встречу с самим собой в прошлом, проведение путешествий строго в конкретное время ( Звездные врата) или создание двух миров, в которых время текло в противоположные стороны (Homestuck). Каждое новое обстоятельство делало процесс куда увлекательнее для зрителей.

Ключевым вопросом для хронофантастике всегда был вопрос предопределенности событий или свободы выбора. Тьма использует так называемую «В-теорию», согласно которой прошлое, настоящее и будущее существуют одновременно и только в одной версии. К этой единственно правильной версии и движутся все события.

При этом сама техника путешествий всегда была где-то на втором плане. Обычно она осуществлялась с помощью какого-предмета (будь то маховик времени Гермионы или DeLorean Дока). В Тьме можно проследить эволюцию машин времени, которые проходят через 4 версии: пещера, две модели машины времени и тёмная материя. При этом объяснения как это работает, почему с помощью одних можно попасть в любое время, а с помощью других только на 33 года никто не объясняет.

Также путешествия во времени в сериале ломают принцип причинности, нарушая законы логики. В результате возникает причинно-следственная петля, когда следствия опережают причины, и нельзя точно определить какое событие происходило раньше. Попытки героев поменять что-то в прошлом лишь приводят к закреплению того будущего, которого они и хотели избежать.

Но создатели Тьмы на этом не остановились, введя в сюжет раздвоение времени, при котором после определенного временного узла создавался новый мир, похожий на предыдущий, но отличающийся лишь парой деталей (например, отсутствием глаза или руки у Торбена Веллера).

Это привело к значительному майндфаку, если пытаться разобраться в последовательности событий (тут вам в помощь специальный сайт Нетфликса с хронологией). Но запутанность и есть главная черта, за которую зрители любят любой тайм-тревел и «Тьму» в частности. Чем более запутан сюжет, тем более сильный эффект он произведет на зрителя, особенно на того, который досмотрит до конца и оценит всю картину в целом.

Ницше как идеолог

«Эту жизнь, которой ты сейчас живешь и жил доныне, тебе придется прожить еще раз, а потом еще и еще, до бесконечности; и в ней не будет ничего нового, но каждое страдание, и каждое удовольствие, и каждая мысль, и каждый вздох, и все мельчайшие мелочи, и все несказанно великое твоей жизни — все это будет неизменно возвращаться к тебе, и все в том же порядке и в той последовательности…» — это прямая цитата Ницше, иллюстрирующая его идею Вечного возвращения.

Ей подчинено происходящее в «Тьме». Каждый новый раз (новый цикл) все начинается сначала. Миккел попадает в прошлое, Джонас узнает о путешествиях во времени, пытается уничтожить червоточину, соединяющую три времени, и, тем самым, становится триггером ее создания.

Да будет Будда

Однако весь временной детерминизм и предопределение разбивается в финале с появлением третьего мира. В очередной раз рассказывают о лазейке, в которую надо попасть, чтобы все изменить. Знаем, видели уже несколько таких.

Но на этот раз это нечто другое — чтобы выбраться из цикла нужно «отступиться от своих желаний». Эта идея очень напоминает буддистские учения, в которых все человеческие желания рассматриваются как тригеры, приводящие к страданиям. После всех библейских отсылок в сериале такой поворот кажется весьма и весьма неожиданным.

Концовка, в стиле Интерстеллара с четвертым измерением тут не выглядит инородно, к ней так или иначе подводили все сезоны с их временными туннелями. Но… открытым остается вопрос, как Клаудия смогла узнать обо всем? Если сама, то она урыла всех по своим интеллектуальным способностям.

Остается и другой вопрос, но уже с научной точки зрения – если Джонас и Марта переместились в изначальный мир и остановили всю цепь событий, то возникает очередной временной парадокс. Это немного смазывает впечатление, ведь до этого создатели относились с огромный вниманием ко всем временным измерениям и парадоксам.

Формула успеха?

В случае «Тьмы» она в соединении — проработанных путешествий во времени с раскрытием героев, визуала с подбором саундтрека, бережного отношения к деталям с сюжетом.

Авторские проекты – всегда риск для студий, ведь неизвестно понравятся ли они зрителю или нет. Гораздо легче выпустить новый сезон старого и проверенного или запустить новый сериал с похожим сеттингом. Поэтому Тьма и крута, она показывает, что безумные ( в сюжетном плане) авторские проекты воплотить на экране все еще можно, и они даже иногда могут заинтересовать таких гигантов как Нетфликс. Не удивлюсь если в ближайшее время мы узнаем о новом сериале, который будет строится вокруг путешествий во времени и послужит субститутом «Тьме». Ведь the end is the begging, не так ли?


 

Источник

Читайте также

Меню