Сравниваем «повестку» в Red Dead Redemption 2 и The Last of Us 2?

Привет!

В последние годы меня мучают два вопроса: почему нам не встречаются следы инопланетных цивилизаций и как в сознании игроков укрепилось мнение, что в сюжете TLoU 2 слишком много «повестки»?

И если на первый вопрос наука дала плюс-минус адекватный ответ – вероятность появления жизни слишком мала и расстояния во Вселенной слишком огромны, то по второму вряд ли стоит ждать спецвыпуска «Троицкий вариант — Наука». Поэтому я решил взять всё в свои руки и выяснить какую роль «повестка» играет в сюжете TLoU 2?

Для кого-то вид целующих Элли и Дины это повод воскликнуть: “ЛГБТ-шедевр”, “пошел на поводу у СВЖ”, “сценарная импотенция”, а для меня это скучный вторник.

Однако сразу возникает вопрос: как дать обоснованный и максимально лишенный субъективности ответ? Для кого-то вид целующихся Элли и Дины это повод воскликнуть: “ЛГБТ-шедевр”, “пошел на поводу у СВЖ”, “сценарная импотенция”, а для меня это скучный вторник. Поэтому, чтобы правильно оценить насколько TLoU 2 пропагандирует ценности, равенства и меньшинств нужно:

  • дать определение повестке
  • сравнить насколько больше/меньше “повестки” в другом произведении, неком среднем, «контрольном образце» на роль которого идеально подходит RDR 2 и этому есть целых 5 причин:

Во-первых, RDR 2, как и TloU 2, масштабные ААА-блокбастеры;

Во-вторых, обе финансово успешны, обласканы критиками и индустрией;

В-третьих, обе игры сюжетно ориентированы, т.е. повествование, подача, персонажи играют определяющую роль в их восприятии и оценке;

В-четвертых, схожий сеттинг – американский фронтир пуст и опасен, требует от своих героев жесткости и даже жесткости, не приемлет традиционные роли и пуританскую нравственность, как и мир постапокалипсиса. Плюс само бытование банды Датча ван дер Линда — это апокалиптическая история.

В-пятых, RDR 2 имеет определенный мачисткий и маскулинный ореол. В этой связи и интересно, как на его фоне будет смотреться TloU 2.

Важно: безусловно, нельзя поставить знак равенства между RDR 2 и TLоU 2, они разные как жанрово и геймплейно, так и в плане акцентов и взаимодействия с игроками.

Теперь давайте поймем, что мы будет сравнивать — я проштудировал экспертов и теоретиков “антиповесточного” движения, подписался на паблик Мужского государства, потом отписался от него (слишком мужественно для меня, на уровне сериала “Спартак”), прочитал все статьи на Wonderzine, начал чаще использовать феминитивы и вот какое определение у меня в итоге получилось:

«Повестка в художественном произведении — это позитивная презентация отдельных социальных, расовых и других групп (которые представляются как угнетаемые), критика социальных институтов и механизмов угнетения, а также негативная стигматизация угнетателей. При этом повестка зачастую (но, не всегда) сопряжена с продвижением, рекламой и/или пропагандой определенных представлений и убеждений».

Повестка зачастую (но, не всегда) сопряжена с продвижением, рекламой и/или пропагандой определенных представлений и убеждений

И здесь, получается, что термин актуален в отношении практически любых социальных групп (мужчин, белых, трансформеров), но пара минут в комментариях под любой статьей или роликом о касте нового сериала Нетфликса убеждают: «повестка» характерна исключительно для левого, либерального, СВЖ-дискурса и базируется на «защите прав» и продвижение ценностей 3 ключевых «угнетаемых групп» – женщины (фем-повестка), не европеоидные расы (расовая повестка) и ЛГБТК+ (ЛГБТК+повестка).

Не могу себе отказать в удовольствии и не поделиться наблюдением, если вы посмотрите на человека, который занят разоблачением повестки в художественных произведениях, то вы увидите, что это практически герменевтическая практика, когда необходимо в «текстах» обнаружить скрытые и явные смыслы, глубинные знаки СВЖ-пропаганды и тайные заговоры леваков. Без сомнения, эта деятельность, схожа с детективным расследованием, исполняемая с практически религиозным жаром.

Но недостаточно определить, что такое «повестка», важно помнить, что повестка — это пропаганда. А что мы знаем о пропаганде? Она может быть прямая и опосредованная, явная и скрытая, позитивная и негативная. Ведь, как говорит Нариман Намазов, «повестка повестке рознь». Банальный пример, давайте сравним фем-повестку в Metroid и Horizon Zero Dawn — героине обоих сильные женщины, борющиеся с планетарного масштаба злом, но можно ли поставить равенства между ними в вопросе презентации прав женщин? Конечно же, нет! В отличи от Самус, (во всяком случае, в частях мне знакомых) Элой приходится преодолевать недоверие и сексизм общества, которое ее окружает, бороться за право занимать роли, которые исторически присущи в основном мужчинам.

8-битная Самус куда более нацелена на сексуальность, чем детализированная Элой

Поэтому нам недостаточно знать, что в произведение есть СВЖ-пропаганда, нам нужно понимать, насколько она сильна, какая доля сюжета ей посвящена. Поэтому, чтобы сравнить, “взвесить” повестку в двух произведениях, предлагаю их оценить по трем критериям:

  • Презентация угнетенных — в произведении широко представлены и играют значимую роль представители угнетаемых групп. Где абсолютный чемпион: женский перезапуск “Охотников за приведениями”.
  • Презентация механизмов угнетения — значительная часть сюжета посвящена описанию угнетения (патриархат, рабство, гомофобия и т.д.), а также борьбе с его причинами. Где абсолютный чемпион: Detroit: Become Human
  • Презентация угнетателей — среди антагонистов широко представлены персонажи, которые нарушают права, применяют насилие к угнетаемым группам. Где абсолютный чемпион: Безумный Макс: Дорога Ярости.

Как это будет работать?

Покончив с методологией, предлагаю перейти к методике: я сравню «повестку» в RDR 2 и TLoU 2 в отношении 3 угнетаемых групп — Фем-повестка, расовая повестка, ЛГБТК+-повестка, по трем выделенным выше критериям (см. таблица). За более явную «повесточную пропаганду» в отношении каждого из критериев игра будет получать получать 1 балл, в случае ничьи обе получают по 0,5 балла (максимум можно заработать — 9 баллов). В итоге: узнаем какую игру нужно предать огню праведного негодования (впрочем ответ думается и так ясен).

Сравниваем «повестку» в Red Dead Redemption 2 и The Last of Us 2?

Итак, счет: TLoU 0:0 RDR

Фем-повестка

Первый раунд — Презентация угнетенных

TLoU 2 Мало какая игра настолько прочно ассоциируется с сильными женскими персонажами: две главные героини, куча второстепенных женских персонажей, в т.ч. Мария — глава Джексона или мистическая «Она» — глава культа серафитов. Вообще, мир TLoU это во многом «женский мир», стереотипная идея для жанра постапокалипсиса — мужчины «разрушили» старый мир, теперь женщины должны создать «новый и лучший».

RDR 2 Впрочем, несмотря на орел маскулинности, мир RDR 2 отнюдь не лишен “сильных женщин”, ведь жестокий фронтир не терпит жеманности. Здесь практически нет классического типажа «дама в беде», напротив, большинство женщин тут (сообразно сеттингу) самостоятельны и готовы постоять за себя. И центральный персонаж здесь Сэди Адлер (не зря именно она вынесена на обложку второго диска игра): ее сюжетная арка центральный лейтмотив всей игры — изменение личности и поиск настоящего себя. Наблюдайте: 1. Мы спасаем ее от смерти в начале игры, в тот момент, когда и само существование банды Датча стоит под вопросом (т.е. банда и Сэди находятся в схожем положении); 2. Позже, через противостояние с обществом и предрассудками, она обретает «новую-настоящую» себя, примеряя исключительно мужскую роль стрелка, так же как и игрок, вместе с Артуром проходит путь от слепого подчинения до свержения Датча как безусловного авторитета; 3. Катарсиса Сэди достигает отомстив за смерть мужа, также как и игрок заканчивает игру, отомстив Мике. При этом, в отличии от Артура Моргана ее «перерождение» не приводит к смерти, напротив к свободе и даже относительному счастью.

Но не Сэди единой — нас встречает целый сонм второстепенных женских персонажей, как среди банды:

— Мисс Гримшо («мать» всего лагеря, отвечающая за банду практически наравне с Датчем и Хозией),

— Мэри-Бет, Эбигейл, Карен, Тилли, работающие на равных с другими членами банды, в т.ч. участвуя в ограблениях.

Мисс Гримшо на страже ценностей банды

Яркие женщины есть и в рамках второстепенных сюжетных линий: Черная Бель (ака «Королева стрелков»), Шарлотта Бальфур (то ли горюющая по мужу, то ли радующаяся обретенной свободе), Дебора Макгиннесс (прототип — Мэри Аннинг, реальный британский археолог и ученая), Салли Нэш (лучшая укротительница диких зверей в игре), Пенелопа Брейтуэйт (умница, красавица и суфражистка) и др.

TLoU 2 При этом нельзя сказать, что в TLoU 2 женщины лишены женственности, чувства материнского долга и т.д. Да, сюжет оставляет мало места сантиментам, но посмотрите на Эбби, она же во многом олицетворение классического типажа «девочки отличницы»: обожествляет своего отца, по уши влюблена в «хулигана» Оуэна, не пропускает тренировки и является лучшим бойцом «ВОФ» (читай старостой класса), по матерински заботится о Леве.

Оуэн:- ..сядь со мной рядом, и мы насладимся видом

Эбби: — а как же тренировка?

Оуэн: серьезно? Ты что, не можешь один раз пропустить?

Эбби: нет

Дина, несмотря на то, что «круче Элли», хочет жить в в большом загородном доме, заботится о близких и сохранять домашний уют. И от чего фем-патрулю (если бы он существовал) стоит особенно напрячься — Дракман практически презентует образ «истеричной беременной» в Мэл: «Вообще-то я пойду с ними, но только без тебя. Он, может, и повелся на твою игру с детьми, а я нет.. Лучшая убийца шрамов внезапно подобрела и Оуэн тут не причем, да? Ты дерьма кусок, Эбби. Всегда была… Хочешь помочь этим детям исчезни из их жизни, пока ты и им ее не изгадила»

В чем игры сильно отличаются, так в сексуальной объективации женских персонажей. Naughty Dog плюют на всю историю игровой индустрии, которая упорно конструировала образ женщины воина. Да у них ни один женский персонаж даже бронелифчик не использует! (лифчик в принципе, появляется в кадре всего один раз на пару секунд).

Если крушить врагов, то в латексе!

RDR 2 Женские персонажи, напротив, не стесняются и не прячут свое тело, естественно, в меру своего социального статуса и вульгарности профессии. Хотя и до дейтсимов игре далеко, это Вам не ведьмаковское — Цири, конечно, видели в Новиграде, но вот эта конкретная магичка сама с собой не замутит.

Впрочем, по степень откровенности сцен игры могут друг с другом поспорить

Результат: Два центральных женских персонажа и отсутствие фансервиса перевешивают большое количество сильных второстепенных персонажей, так что 1 балл для TLoU 2. Я бы, конечно, дал полбалла RDR 2, но правила есть правила.

TLoU 1:0 RDR

Второй раунд — Презентация механизмов угнетения

TLoU 2 Несмотря на обилие сильных женских персонажей, сюжет игры лишен гендерного конфликта. Казалось бы, что может быть проще заставь Эбби/Элли бороться с сексистами, отстаивать своё право на самоопределение и месть, придумай, наконец, какой-нибудь аналог Мужского государства (хотя конечно, какая борьба с квасом и доставкой еды в постапокалипсисе), но нет, они упорно пытаются убить друг друга. Мир вокруг и вовсе «болен» равенством — мужчины наравне с женщинами воют, состоят в тоталитарных сектах, превращаются в зомби и только только игра в гольф стоит на страже неравенства. Так, борьба за жизнь не предполагает сохранения классических гендерных ролей, – скажите вы. Но постойте, а как же Дорога Ярости, Рассказ служанки, Дитя человеческое или Сексмиссия, наконец?

Построение сюжета вокруг гендерного конфликта классический прием для постапокалиптики.

RDR 2 Напротив, в судьбе практически каждого женского персонажа есть проблема, причиной которой, является: неравенство, мужчины, общество (естественно, живущие по патриархальным законам). Дебора Макгиннесс доказывает, что, несмотря на то, что она женщина, она может быть ученым (как и ее прототип); Тилли Джонс доказывает, что не чья-то собственность; Сэди Адлер, что она может быть равна мужчинам; Мэри Линтон, страдает от деспотичного отца и общественных нравов; Пенелопе Брейтуэйт собственная семья отказывает в праве распоряжаться своей судьбой; Карен Джонс хочет, чтобы за внешностью, поведением, прошлым увидели «настоящую ее»; Салли Нэш приходится прикрываться некомпетентным мужчиной, потому что, по ее собственному же мнению, женщина не может быть дрессировщиком.

Салли: Моя скромная мечта — когда-нибудь стать второй храбрейшей в мире укротительницей дикий зверей…. Я надеюсь, что я хотя бы в пятерке лучших. Это зависти от того, сколько еще парней захотят потягаться за титул.
Артур: Может, когда-нибудь женские титулы начнут и правда присуждаться настоящим женщинам.
Салли: Сомневаюсь, что это когда-нибудь случится.

Момент близости Карен и Шона вовсе как будто из классического санденского драмеди про потерянных девушек и не чутких мужчин. Фраза Карен во время секса: «Я хочу, чтобы меня увидели», отлично бы смотрелась в какой-нибудь Леди Берд

TLoU 2 Но, может быть хитрый Дракман продвигает «повестку» не напрямую? Быть может, конфликт заложен в самой структуре сюжета? В предании мужским персонажам негативных и патриархальных черт? Что может быть ближе сердцу левака, как не история про двух женщин — одна лесбиянка, вторая качек (как она вообще умудрилась так накачаться?) придающем огню этот проклятый мужской мир?

Возможно, на уровне QAnon теорий всё и так, но если смотреть поверхностно, то я Вас расстрою:

Во-первых, женщин они убивают столько же, сколько мужчин (проклятое равноправие);

Во-вторых, среди важных второстепенных мужских персонажей сплошь и рядом положительные герои.

Нет, ну можно, конечно, считать злодеями вот этих трех чуваков, работорговцев или вот этого мужичка, что называет Элли лесбиянкой. Но если использовать такую логику, то TLoU 2 вполне можно обвинить в сексизме, ведь есть женщина, казнящая детей или повернутая на религии мать Лева и Яры.

Конечно, среди персонажей TLoU 2 в принципе нет злодеев, одна лишь серая мораль. Но давайте посмотрим на образы и подачу центральных мужских персонажей: Джоэл — фигура отца и защитника; Томми — фигура старшего брата для (Элли) и преданного младшего брата; Джесси — хороший, понимающий друг; Оуэн — возлюбленный и триггер положительных перемен в Эбби.

мужчины даже смеют быть сильными и самостоятельными, играя в глобальном сюжете роли не менее значительные, чем главные героини

Эти мужчины даже смеют быть сильными и самостоятельными, играя в глобальном сюжете роли не менее значительные, чем главные героини — Джесси и Томми спасают Элли, а не наоборот, при этом Томми умудряется быть также успешен в мести; Мэнни вместе с Эбби должен возглавить авангард, Оуэн первым понимает тщетность и опасности пути мести и т.д.

Даже похожий (немного) на классического злодея Айзек скорее фейковый отец и уставший лидер, чем опереточный тиран и маньяк, да и времени ему уделяется всего пара минут.

RDR 2 Мы не просто наблюдаем за борьбой женщин за свои права — игрок становится полноценным ее участником. Вместе с мисс Гримшо, освобождает Тилли из лап ее бывшей банды, помогает Сэди с обретением ее нового — мужского статуса, учит Шарлотту Бальфур самостоятельной жизни, спасает Эдит Даунс от мира (мужского), принудившего ее стать проституткой, потому что по другому женщина без мужа себя обеспечить не может. Контрольный выстрел здесь, естественно, защита митинга суфражисток.

RDR 2 не просто знакомит нас с историческим контекстом борьбы с права женщин, мы становимся полноправным ее участником.

Итог: Безусловная победа Дикого Запада: бойтесь сексисты Артур Морган идет!

TLoU 1:1 RDR

Третий раунд — Презентация угнетателей

TLoU 2 Если нет угнетения, то нет и презентации угнетателей. Однако, для понимания фем-повестки TLoU 2 мне кажется интересным следующий момент: главные положительные персонажи в этой истории — мужчины, а именно Джоэл Миллер (фигура отца Элли) и Джерри Андерсон (отец Эбби). Отцы моральные ориентиры, они символизируют все лучшее, что было в жизни героинь, а их смерть становится триггером кровавого безумия.

Редкие светлые моменты в мрачной и кровавой истории

С другой стороны, главные злодеи TLoU 2 — злодейки (простите, не могу не вспомнить величайший заголовок в истории медиа — Лучшая доярка Ленобласти оказалась дояром). Первую половину одна, затем другая, но вообще каждый выбирает себе по вкусу (я как фанат Эбби….).

RDR 2 Rokstar не много времени уделяет мужчинам-сексистам как важным антагонистам: есть комичный англичанин-укротитель, переодевающийся в женщину, который газлайтит Салли Нэш; есть банда Мерфи, которая содержит женщин в сексуальном рабстве, но они в принципе убивают и насилуют все, что движется; есть банда, которая пытается вернуть Тили; отец Мэри Линтон; семья Греев, мешающие счастью молодых; да, даже мистера Пирсона можно заподозрить в сексизме в отношении к Сэди, но это поменьше мере смешно.

Несильно большой улов, особенно в сравнении с другим «повесточным» сюжетом в RDR 2 (но, об этом позже). Однако, игра довольно интересно интерпретирует классический для массовой культуры архетип «женщина в беде». Ну, знаете, знакомый с детства образ — привлекательная дама кротко ожидает, когда ее спасет мужчина хоть из лап Кинг-Конга, хоть из замка охраняемого драконом. В RDR 2 за этот образ отвечают два персонажа: Мэри Линтон и Молли О’Ши. Они обе лишены, в отличии от других женщин, сил и возможности управлять своей жизнью. И финал у обоих схожий, их не спасают, они терпят трагедию — одна умирает во имя своей дурацкой наивной любви, вторая отвергает счастья, не желая брать ответственность за свою жизнь.

Бедный, бедный Артур!

Итог: RDR 2 не дарит нам запоминающихся злодеев, сексистов, но за старания и критику классического образа «женщины в беде» игра получает заслуженный балл.

TLoU 1:2 RDR

Расовая повестка

Четвертый раунд- Презентация угнетенных

TLoU 2 У нас есть важные второстепенные герои — азиатского, африканского, латиноамериканского (Пендехо!) происхождения, одна еврейка, куртки, две замшевые… Ладно, ладно, теоретики «повестки» могут быть максимально довольны Naughty Dog — не смотря на то, что главные герои вполне себе белые американцы/ки, всё выглядит в соответствии с «нетфликовскими» стандартами разнообразия.

RDR 2 Реалистичный мир дикого запада тоже не без добрых людей — в составе банды Датча афроамериканец и индееафро…/чернокожий коренн…., черт, в общем, Чарльз Смит. Также у нас целая глава посвящена свержению рабовладельческой тирании, даже бОльшая часть сюжета – проблемам коренных американцев, ну и афроамериканцы не последние участники жизни под белоснежными кучевыми облаками дикого запада.

Итог: здесь нет смысла даже думать — ничья.

TLoU 1,5:2,5 RDR

Пятый раунд — Презентация механизмов угнетения

RDR 2 Не знаю, отдает ли Rockstar долги американской культуры или исполняет приквельные повинности, но угнетение коренных американцев центральный «повесточный» элемент RDR 2 и одна из ключевых линий всего сюжета игры:

  • ей посвящена чуть ли ни треть сюжета
  • именно использование Датчем в своих интересах конфликта племени с Правительством становится тригером перехода Артура на «сторону добра»
  • по сюжету игрок, словно член Черных пантер, толпами уничтожает белых цисгендерных мужчин и, кажется, ни одного коренного американца (это правда вестерн? Да даже в «Человеке с бульвара Капуцинова» есть перестрелки с индейцами!)

Я насчитал ровно одного отрицательного персонажа индейца, все прочие либо мудрые вожди, либо наивные юнцы, умирающие за справедливость. И это в игре славящейся неоднозначными персонажами и антигероями.

TLoU 2 В сжатом до скорости полета пули сюжете TLoU 2 я нашел ровно 2 момента, которые хоть как-то могут презентовать расовую повестку. Это фраза Дины в церкви: я происхожу из нестребимого рода.. и это и инквизицию, и холокост, и диалог Джесси и Элли: ты не в моем вкусе. — Потому что я азиат?

В остальном это удивительно индифферентная к расовым проблемам игра. Можно, конечно, трактовать конфликт «ВОФ» и Серафитов, как аллюзию на расовые и межэтнические конфликты. Но если Вы фантазируете, что разработчики закладывают в любой конфликт расовую подоплеку, то у вас большие проблемы — современность доказывает, чтобы начать убивать друг друга, людям достаточно куда менее значимых причин.

Если Вы фантазируете, что разработчики закладывают в любой конфликт расовую подоплеку, то у вас большие проблемы — современность доказывает, чтобы начать убивать друг друга, людям достаточно куда менее значимых причин.

RDR 2 С другой стороны RDR 2 не оставляет без внимания и хайповую тему прав афроамериканцев. Так, Ленни Саммерс и Чарльз Смит исключительно положительные персонажи (в отличии от других членов банды, имеющих скрытую или явную негативную черту), Ленни вовсе любимец Артура с классической историей потомка рабов, Чарльз же второй напарник (помимо Сэнди), который остается с нами до самого конца игры, а также связующие звено с другими коренными американцами.

Большой акцент в сеттинге делается на Гражданскую войну, несмотря на то, что с ее окончания прошло уже 25 лет — мы встречаем солдат конфедератов, наказываем бывшего охотника на рабов и вступаем в конфликт с семьями бывших рабовладельцев.

Ну и разбираемся с бытовым расизмом помогая доктору

Итог: RDR 2 получает 10 золотых Марлонов Брандо из 10, ну и балл в нашем соревновании

TLoU 1,5:3,5 RDR

Шестой раунд -Презентация угнетателей

TLoU 2 Давайте признаем, что Дракмана в TLoU 2 абсолютно не интересуют расовые и этнические конфликты.

Хм, в TLoU 2 даже «как бы злодей» и последний минибосс для Эбби афроамериканцы

RDR 2

Rockstar феноменально умеет в постановку — вот вы скачите вместе с хорошими коренными жителями Америки убивать проклятых белых!

В RDR 2 есть непреложное правило: как только персонаж проявляет расовую или этническую нетерпимость, то можно ожидать его скорой и бесславной смерти — Генри Фейворс, Анджело Бронте, семейства бывших рабовладельцев Брейтуэйт и Грей. Мой любимый момент: когда на плавучем казино идешь вслед за распорядителем и он в диалоге начинает ругать мексиканцев («даже не верится, что кто-то взял на службу этого мексекашку») и в туже секунду я понимаю намек игры — жить ему осталось пару минут (хотя обычно развитие сюжета довольно трудно предугадать).

Но самый симптоматичный, конечно же, сайдквест — «Историческая несправедливость». На самом деле миссия довольно круто играет с ожиданиями — вот мы встречаем несчастного нищего старика, которому хочется помочь, но в ходе миссии обнаруживаем, что он бывший охотник на рабов, который их истязал и пытал, а крушение его жизни вызвано отменой рабства и, следовательно, потерей работы. Довольно неоднозначная история, при этом в финале мы либо получим честь убив несчастного старика, либо не получим ничего оставив его в живых. В игре, в основе которой формирование кармы через поступки, нам даже не дадут минусовую честь за «плохой» поступок, и почему-то убийство засчитывают за «хороший».

Итог: Все расисты на колени. Балл для RDR 2

TLoU 1,5:4,5 RDR

ЛГБТК+повестка

Презентация угнетенных

RDR 2 Я старался, искал даже на reddit, но RDR 2 гетеросексуален на уровне нашего президента с голым торсом верхом на коне. Есть, конечно, теория, что Билл Ульямсон гей, а еще англичанин в женском платье, но камон, у нас же не научно-популярное шоу на РЕН ТВ.

TLoU 2 Удивительно вспоминать, но главным скандалом, сопровождавшим выход первой части TLoU, было обвинение Naughty Dog в нелегальном использовании образа Эллен Пейдж для внешности Элли. За последующие годы Эллен совершила трансгендерный переход в Эллиота (кстати как она умудрилась так накачаться?), а Элли стала полноценной гей иконой.

Так что давайте разбираться: у нас есть гомосексуальная главная героиня (вместе с ее романтическим интересом), мужеподобная вторая главная героиня (Томми- «сложна как бык»), из подслушанных диалогов и сюжета мы знаем, что как минимум в «ВОФ» и Джексоне абсолютно нормальное отношение к геям, а еще есть Лев, который (вот тут сложно ибо я не сильно разбираюсь в терминологии) трансгендерный мужчина. В общем, моя команда мечты на случай зомбиапокалипсиса.

Естественно, все ЛГБТК+ персонажи если не положительные (я все еще считаю, что Элли злодей), то их ориентация или гендерная идентичность подана без негативных ассоциаций.

Итог: Виталий Милонов пишет депутатский запрос – 1 балл TLoU 2

TLoU 2,5:4,5 RDR

Восьмой раунд — Презентация механизмов угнетения

TLoU 2 Итак, перед нами произведение, где ЛГБТК+ персонажи представлены как норма, достаточно ли этого, чтобы говорить о гей пропаганде? Если вы состоите в лиге безопасного интернета, то да! Я же предлагаю разобраться.

Начнем с простых вещей в TLoU 2 нет никакого приоритета гомосексуальности в сравнении с гетеросексуальностью: две любовные линии плюс минус занимают одинаковый хронометраж (Элли – Дина/ Эбби- Оуэн), да и геторосексуальных персонажей банально больше.

Гетеросексуальным и лесбийским поцелуям/обжиманиям уделяется по две сцены

Тема гомофобии также не раскрыта, ну, есть единственный персонаж, который обзывает Элли «чертовой лесбиянкой», а она его в русской озвучке «шовинистским ублюдком» (все еще не понимаю, почему именно шовинистским?). Но боже мой, мужчина появляется на 15 секунд, его сюжетная функция продемонстрировать, что Джоэл стремится защитить Элли (иначе Дракман бы как минимум продолжил бы его сюжетную линию, скорее всего, по заветам RDR 2- смертью).И вообще, помните те прекрасные времена, когда ходили слухи, что сюжет TLoU 2 будет строится вокруг мести Элли гомофобному культу за убийство Дины?

Однако отношение к Леву совершенно другая история: от осуждения (это мы слышим в диалогах серафитов) и не принятия (серафиты упорно называют его Лили) до попытки наказать и убить.

Трансфобия серафитов настолько явная, что складывается ощущение, что мифическая «она» списана с Джоан Роулинг. (Моя девушка просила уточнить, что это шутка)

Правда, видите ли, какой момент, серафиты ненавидят примерно всех. Как и в любой тоталитарной секте, жизнь «шрамов» полностью подчинена внутренним правилам и иерархии, поэтому преступление Лева не только в том, что он начал ощущать себя мужчиной, а не в меньшей степени в том, что он в открытую выступил против законов секты.

Вот что Яра говорит Эбби: Он хотел быть солдатом, как я, а его решили выдать замуж за одного из старейшин.

В этом плане «смена» пола не главное преступление Лева, а лишь сопутствующее тому, что он отказался исполнить волю секты – стать женой иерарха.

Изменилось бы восприятие персонажа, будь он просто девочкой или мальчиком, сбежавшим из секты? Ну, он как минимум лишился бы загадочности и таинственности, а как максимум игроку было бы сложнее поверить в такое сильное отвращение к нему со стороны других серафитов и в первую очередь матери. В таком случае гораздо логичнее была бы другая интенция со стороны членов секты – поймать и заставить выполнить волю глав серафитов. После своей символической смены пола Лев, напротив, становится для окружающих испорченным, охваченным дьяволом и тем самым приговорённым к смерти.

RDR 2

Итог: Россия защитит Джоан Роулинг от культуры отмены, а TLoU 2 получит балл.

TLoU 3,5:4,5 RDR

Девятый и финальный раунд — Презентация угнетателей

TLoU 2 Итак, у нас есть трансо-гомо-квир-что-то там-фобные серафиты и супер толерантные няшки из «ВОФ». Проводятся ли в сюжете между ними какое-то различие, может, готовится особый финал, предлагается дидактическое заключение?

Нет, обе группы сгорают в огне, который естественно символизирует взаимную ненависть.

Не очень, я вам скажу, стандартная концовка для произведения, которое должно пропагандировать нетерпимость к нетерпимости, продвигать ЛГБТК+ и убеждать белых цисгендерных мальчиков и девочек становится, цветными и небинарными. Ну, т.е. хотелось бы какой-нибудь сатисфакции с угнетателями, какого-то катарсиса в отношении Лева (а то у него даже единственный родной человек, который его принимал таким, как он есть, умер).

И вроде бы есть фигура матери и ее убийство, но, видите ли, … (предупреждаю, далее по тексту, как, впрочем, и везде ранее исключительно моё восприятие)…Если бы убийство матери, являлось пропагандистским актом, если бы его целью было дидактическое – «Смотри товарищ, как каленым железом мы выжигаем змею трансфобии», то оно, как минимум, было бы показано. Ну, т.е. TLoU 2, как и любое художественное произведение, учит нас своему языку:

  • как мы узнаем, что в общем-то хороший человек и наш любимый персонаж Элли съехала с катушек через сцену кровавых пыток Норы;
  • как нам презентуют ПТСР Элли через видения с Джоэлом;
  • как нам обозначают беременность Дины – ей становится плохо.

Naughty Dog нам всегда показывают важные для восприятия и раскрытия своего замысла моменты и всегда буквально их обозначают – кровь, убийство, насилие, секс, близость, улыбка или гримаса. Это не хорошо и не плохо, просто такой у TLoU 2 язык.

А вот убийство Левом матери нам не показали (и не скажешь, что это какая-то самоцензура – убийство беременной показали, пытки показали, а убийство матери испугались) потому что это не важный для сюжета момент. Хотя правильнее сказать по другому — символически это убийство матери уже произошло – ее давно заменила Эбби, Лев именно в ней обрел материнскую фигуру. Если идти дальше (хотя не совсем понятно зачем): Эбби и Элли даже не упоминают о своих матерях, их семьи составляют исключительно отцы и чтобы стать частью семьи Эбби, Лев должен «избавиться» от своей биологической матери.

Итог: на последних сантиметрах, но все же TLoU 2 вырывает ничью.

TLoU 4,5:4,5 RDR

Стойте! Не надо сжигать диски, создавать петиции, отменять Артура Моргана, пожалуйста, не пишите Позднякову (он еще с квасом не разобрался). Я понимаю ваше возмущение, но не забывайте RDR 2 все таки великая игра и все таки всего лишь игра. Хотя, конечно, без ролика “гнилая правда. RDR 2 фем-БЛМ шедевр” на 2 миллиона просмотров нам не обойтись.

Ладно, если серьезно мне понравилось писать этот текст, потому что я очень люблю обе игры, НО мне кажется, этот текст пример того, как НЕ НАДО писать тексты и рассуждать об играх и художественных произведениях.

Нет, я готов подписаться абсолютно под каждым словом, но мне кажется, максимально скучно, ограничено и даже глупо трактовать любое авторское высказывание через призму приятной вам идеологии. Конечно, никто не запрещает так поступать, это нормально потреблять то, что тебе идеологически и ценностно близко (я например, именно так и поступаю). Но вот штампы, стереотипы, абсолютная вера в чужое популярное мнение и исключительная уверенность в его правоте — это «разговор не про суп», это не может чему-то научить, дать какое-то новое знание, расширить возможности восприятия и понимания, наконец.

 

Источник

Читайте также