Миф о происхождении Адама и Евы является самым популярным мифом о сотворении первых людей. Давайте сравним библейскую историю с мифами других религиозных культур и найдем между ними общие элементы.
Первые люди в мифах Древней Греции
Титан Прометей сотворил человека из глины и огня при участии богини мудрости Афины, которая вдохнула в титаническое изваяние душу. Первым человеком оказался мужчина, он был подобен богам. Из-за того, что Прометей стал потворствовать людям, Зевс решил наказать титана и его творение. Последней каплей, переполнившей чашу терпения Зевса, было похищение огня у Гефеста с горы Олимп и дерзость Прометея вкупе с пророческим даром последнего — титан хорошо знал, что обязательно появится на свет тот персонаж, который отнимет влась у Зевса и низвергнет в Тартар. По приказу Громовержца бог огня Гефест создал первую женщину, которая стала инструментом для уничтожения людей. В некоторых вариантах мифов первую женщину называют Пандорой.
Пандора была женой Эпиметея, младшего брата Прометея, и их общая дочь Пирра вышла замуж за Девкалиона, сына Прометея и Гесионы, своего родственника, и они стали единственными из смертных людей, переживших потоп, насланный Зевсом в наказание, и возродили род человеческий,- ни чего не напоминает? Кстати, по мифу эллинов Пандора вскрыла не ларец или ящик, а пифос (сосуд для хранения припасов, порой весьма объёмный, раз в одном из таких обитал даже как то Диоген), из которого в мир выплеснулись всяческие невзгоды, а осталась лишь надежда…
В одном из читанных мною вариантов это вообще был скучающий Зевс, а миф на библейский очень похож. И Женщину Зевс из Мужчины сотворил, и инжир заповедный кушать запретил, и из Сада прогнал. Из древка копья создал громовержец человека. И были люди могучи и свирепы, войну и кровь возлюбили они прежде всего. Опасался их Зевс, и после того, как они сами друг друга уничтожили, отправил их в самую глубокую часть подземного царства Аида, чтобы никто не слышал и не знал их имен.
Шумерская:
«Вначале все мировое пространство было заполнено водами великого океана. Он не имел ни начала, ни конца. Он существовал всегда». Богиня этого океана Намму без мужа родила бога Ану и богиню Ки. От их брака родился бог Энгиль. «Его воздушные члены светились необычайным блеском, и от каждого движения подымался бурный ветер, потрясявший вершину и основание всемирной горы.
Вслед за Энгилем у первой супружеской пары появлялись все новые и новые дети. Семь старших богов и богинь, самых мудрых и самых могучих, стали править всем миром и определять судьбы вселенной. Всё сущее стало подвластно им, и они заранее предопределяли то, что должно свершиться в будущем». Среди них бог мудрости Энки и богиня земных недр Нинмах. Как везде и у всех народов эти боги не пахали и не сеяли. Поэтому для своего прокорма и прокорма других богов Энки и Нинмах сотворили первых людей. Это они из простых комков глины слепили первых людей во всем подобных богам, только не бессмертных.
Первые люди в Библии
Все знают миф о сотворении богом первых библейских людей — Адама и Евы. В творческом божественном процессе они стали венцом творения. Бог сначала создал мужчину — Адама, чтобы тот царствовал в Эдеме, а когда последнему стало скучно, Бог отнял у него ребро и наградил женщиной — Евой. Можно, конечно, пошутить про фразу: «Не приведи Господь»….А дальше развивались события, которые мы знаем: Адам давал сам названия животным, да и Еву назвал по имени гораздо позднее, потом Еву соблазнил Змей-Сатана, с Древа познания добра и зла она вкусила яблоко, обманула мужа, а потом всё завершилось карой Божией и изгнанием из Эдема.
По крайней мере, примерно так гласит адаптация Библии. На самом деле же в оригинале мифа никаких яблок раздора и в помине не было, а был лишь плод, и он не конкретизируется. В первом варианте Книги Бытия имени Адама тоже не упоминается, а если и появляется, то в собирательном смысле, как «человечество»; впоследствии в Бытие 2–3 он несет определенный артикль ha, эквивалентный английскому «the», что указывает на то, что это «человек». В этих главах Бог создает «человека» ( ха адам ) из земли ( адамах ), вдыхает жизнь в его ноздри и делает его смотрителем над творением.
Говорящий змей искушает женщину съесть запретный плод, и она дает немного мужчине, который тоже ест (Вопреки распространенному мифу она не обманывает человека, который, кажется, присутствовал при встрече со змеем). В конечном итоге Бог проклинает всех троих: мужчину на пожизненный каторжный труд с последующей смертью, женщину на муки деторождения и подчинение своему мужу, а змея на то, чтобы он ходил на чреве и терпел вражду как от человека, так и от самки-рептилии. Затем Бог изгоняет их из Рая, чтобы они не вкусили плод второго дерева, дерева жизни, и не жили вечно. При этом в Бытии Змей не отождествлён с падшим ангелом, а показан, как самое хитрое животное.
Далее по мифу следует первое убийство сыном Адама и Евы — Каином — своего брата Авеля. Злой Яхве дал в утешение семье другого сына — Сифа/Сета, а Каина фактически оставил безнаказанным, отправив того в изгнание и пообещав, что «тому, кто убьёт Каина — отомстится всемеро!«. В Бытии говорится, что Адам перед своей смертью родил «сыновей и дочерей» в возрасте 930 лет, а Сиф жил сто пять лет и родил Еноха (женщина при этом не упоминается). Кстати, у Каина в изгнании тоже была неизвестная жена, от которой появился сын, также названный Енохом.
Никакого инцеста не было вовсе. «И у Еноха родился Ирад; и Ирад родил Мехуджаэля; и Мехуджаэль породил Мафусаэля; и Мафусаил породил Ламеха«. И Ламех также не удержался от греха убийства, о чем и сам признался: «И сказал Ламех своим женам: Ада и Цилла, послушайте мой голос; вы, жены Ламеха, слушайте мою речь; ибо я убил человека за то, что он ранил меня, и юношу за то, что он поразил меня; Если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро«. Нефилимы были на земле в те дни, а также после того, когда сыны Божьи стали входить к дочерям человеческим, и они родили им детей; таковы были сильные люди, бывшие в древности, люди славные.
После этого следует решение Бога уничтожить мир и спасти только праведного Ноя и его сыновей; затем от них нисходит новое человечество и распространяется по всему миру, но, хотя новый мир так же греховен, как и старый, Бог решил никогда больше не уничтожать мир потопом, и история заканчивается биографией Фарры, отца Авраама, от кого снизойдет избранный Богом народ — израильтяне — и родятся Дева Мария и Иисус Христос.
Первые люди в мифах Кореи
В Корее возникновение первых людей началось с женщины.
Медведь и тигр молились в пещере богу Хвануну, чтобы тот дал им человеческие облики. Хванун сказал им есть чеснок и полынь в течение ста дней. Тигр не выдержал испытания, а медведь (или медведица) смог превратиться в женщину. Ее взял в жены Хванун. У них родился первый мужчина — Тангун, основатель первого корейского государства.
Австралийская мифология
Бог-творец Бунджил создал двух человек из глины и своего дыхания. Чтобы мужчины не скучали, бог достал с помощью крюка двух женщин из грязного водоема.
Новозеландская мифология
Божества маори Ранги (небесный отец) и Папа (мать-земля) были парой, заключенной в крепкие объятия. Их сын Тане, бог лесов, создает первого человека — Тики. Потом Тане заметил, что Тики скучно, поэтому создал ему женщину.
Филиппинская мифология
Вначале были только небо, море и одна птица. Птица устала и, пока искала место для отдыха, взбаламутила море, да так, что воды морские достигли неба. Затем небо осыпало море островами, чтобы успокоить его, и велело птице выбрать остров, чтобы построить там гнездо.
Однажды птицу ударил бамбук. Раздраженная птица ударила бамбук в ответ, растение раскололось. Из одной половины появился мужчина — Малакас (сильный), из второй женщина — Маганда (красивая).
Мифология индейцев штата Висконсина
В мифологии индейского народа меномини бог Киша Манидо забрал медведя в реку и изменил его форму. Медведь стал первым мужчиной. Медведю стало одиноко, и он позвал к себе Орла, который стал вторым мужчиной. Мимо проходил бобр, он стал первой женщиной. Так они повстречали прочих зверей, которые также приобрели человеческий облик.
Существует множество других мифов о сотворении первых людей, но вышеперечисленных будет достаточно для обозначения сходств.
Во всех приведенных случаях богом-творцом выступает мужское лицо. Сначала создается мужчина, затем женщина (обычно в качестве дополнения). Женщины создаются с помощью мужчины и для мужчины.
Мужские персонажи в мифах обобщены в следующих значениях: богоподобный/творец, могущественный и крепкий. Женщины представлены в более подданническом положении: происходят от мужчины, созданы мужчиной, созданы для мужчины, красивы. Гендерная предвзятость мифов согласуется с идеей о превосходстве мужчин и неполноценности женщин.