Адреналин, кровь и современная война, как она есть. Небольшая заметка и легкий критический разбор по первым впечатлениям от игры.
Пейн, я игр не чувствую!
Буба, а у тебя их нет! Шел 2020-й год, к DayZ выходил ненужный аддон, о сиквеле ArmA нет даже слухов, Battlefield умер в мучениях силами Dice и EA, если шутер, то героический, если что-то отдаленно напоминающее милсим, то батлрояль. Старым любителям тактически-стратегического превозмогания остается тихо сидеть и ждать. Ладно, идем в стим, смотрим по тегу, напрягаем голову и вспоминаем, что там вообще выходило-то, и что прожило дольше недели. На ум первым пришел Squad.
Был когда-то такой батлфилд, под номером два. С отрядами, сквадными и командиром. Скажу по секрету, нихрена там это все не работало в 95% процентов случаев. И был к этому самому батлфилду мод под названием Project Reality. Ну так вот Squad — это PR, только на UE4 и без наследия в виде бф. Этакая (в разы) более продуманная версия батлфилда, с упором на пехотный бой.
После небольшого исследования было установлено, что игра живет и здравствует. Онлайн в прайм тайм около 5 тысяч человек и это, в принципе, много. О чем будет подробнее чуть позже.
Реализмъ
Отлично, игра приобретена, обучение пройдено, идут первые попытки освоения уже на серверах. Первый диссонанс возникает от того, что игра совершенно не про реализм, но при этом умудряется воссоздавать на экране то, что можно посмотреть на ютубе из современных и не очень горячих точек. Честно говоря очень трудно деконструировать этот момент, но я попробую.
В первую очередь тут все боятся всех. Танкисты боятся трубачей в лесу. Трубачи в лесу боятся танкистов. Перебегая открытый брод вся пехота боится одного пулеметчика, что может лежать на любой из десятка крыш или сидеть в одном из сотен окон. Пулеметчик тоже боится, у него в чемодан заряжены трассирующие пули и он быстро выдаст свою позицию, если полностью не подавит всех в зоне видимости. Но у подавляемого отряда может быть марксмен, что будет его искать. Сидя в укреплении одна граната убьет всех в радиусе 25 метров, а минометный обстрел может покрыть площадь с целый район. При этом в игре, несмотря на отсутствие разрушений, имеются прострелы, так что дома тоже не полностью безопасны. Ну и убивают тут с 2-3 выстрелов, в голову с одного. Спасает то, что стычки чаще ведутся со 100-200 метров, с PKP на весу стрелять почти невозможно, нужны сошки, а у части сторон и классов нет оптики на оружии. Похоже на очередные сказки аля невероятный экспириенс из очередного yoba-шутера? Похоже, только тут это все работает. За 30 часов (около 25-30 полных игр) кол-во разных ситуаций, в которые мы попадали с отрядом, сопоставимо с двумя сотнями часов в арме или всему циклу жизни одной части бф.
Если не вдаваться в подробности, то геймплей построен на тысяче небольших нюансов. Будь то построение передовых баз (FOB), облегченной логистике (воскресший на FOB солдат не восстанавливает боеприпасы, их нужно брать с ящика, а запасы ящика нужно пополнять, привозя припасы с главной базы), или то, что нельзя настраивать оружие. Вот есть у тебя 2 медика в отряде, один из них будет с оптикой, а второй без. А человек труба — это парень с, собственно, противотанковой трубой и акс-у даже без коллиматора. И все они нужны. Так и получается, что в игре имеется некий баланс. Каждый член отряда важен, но совершенно не самодостаточный человек-армия. У всех сильные и слабые стороны и требуется плотное взаимодействие отряда между собой. А так же тут есть прострелы, подсадки, зероинг, ориентация на местности, умение выбрать позицию и использовать складки местности, правильно дымить, закладывать мины, знать куда стрелять технике и каким боеприпасом. И это только со стороны простого солдата. А у командиров еще строительство, глобальное планирование и взаимодействие между целыми отрядами. При этом, все это, в отличие от той же армы — УДОБНО. По большей части.
Чем я не люблю перекосы в реализм в играх и, особенно, в модах — это полное непонимание того, что такое игра. В жизни у нас 5 основных чувств и еще хрен знает сколько побочных, объемное зрение и мощное подсознание. Игры всего этого задействовать не могут, будучи просто проекцией на плоский экран, вот для этого и нужны условности со всякими небольшими удобствами и поблажками игроку. Ну, в меру.
Как я понимаю концепт авторов, хоть Squad и стремится моделировать реалистичные ситуации, но в первую очередь является игрой. Вот в Arma Богемия создала десятки невзаимосвязанных систем, воссоздала реальный остров и говорит вам — воюйте! И почему-то не воюется. В очень редких случаях, типа игр на Тушино, где идет одна игра в неделю, да и то с ace модом. А в остальном как-то не складываются эти разрозненные механики в целое. У Squad наоборот. Карты построены с точки зрения интересного геймплея, классы и стороны жестко настроены с точки зрения игрового баланса. Да, крупный калибр тут заруливает мелкий, но важно кол-во этого крупного калибра в команде, как и техники, стоимости строительства в конце концов — у РФ и американцев дорогие вундервафли, а духи, напротив, могут буквально, простите, срать фобами с их быстрыми мобильными логистическими машинками, против здоровенных камазов.
Если сжать в тезис, то тут все комплексно, сложно, но удобно и есть попытки в баланс. Благодаря этому играть интересно, генерируются кучи разных ситуаций, выходящие за пределы очередных выигранных клатчей или «сломали внезапную стену» в сидже.
Сами игры идут где-то от получаса до двух. Чаще посередине. В зависимости от режима. Но в основном играют в вариации конквеста.
Взаимодействие
Ну и о главном. Почему это вообще все работает, не разваливается и такой небольшой онлайн вполне достаточен. А дело вот в чем. Если вы думаете, что в доте, сидже или кс есть тимплей. То его там нет. Если вы думаете, что они требуют тимплей, то они его не требуют. Есть личный скилл отдельных игроков и легкое взаимодействие. Тут все совсем наоборот. Будь ты трижды великим снайпером, то ты нахрен не нужен команде. Намного важнее, что ты будешь делать грязь, давать важную информацию и не умирать. Да, скилл тут тоже очень важен, выживать будучи в одиночестве, убивать, ставить метки, уходить из под обстрела и занимать верные позиции. Но все это вне взаимодействия с отрядом, своим, или помощи чужим — бесполезно для победы, тебя вежливо попросят сменится на что-то более полезное. Ведь важны тикеты, а не фраги. А они в основном идут за флаги, постройки и технику.
Сама команда тут работает по системе старых батлфилдов. Есть командующий, который занимается координированием всех действий. Есть взводные, что слышат друг друга и уже они командуют каждый своим отрядом размером до 9 человек и разделенный до 4х подотрядов. Но последнее чаще дают разведчикам или маленьким собранным пати, чтобы можно было использовать командирские метки на карте и планировать более точные действия.
Информация передается по цепочке в обе стороны. Есть три голосовых чата, каждый на свою кнопку (удобно, говорю же!): командирский, отрядный и просто разговор в радиусе 50 метров со всеми. В идеале, каждый отряд занимается своим делом, но тут, все же, война, и никогда ничего не идет по плану. Что порождает еще больше драматичных ситуаций. И ругани.
И вот, повторюсь, это все работает. Почти всегда. Бывает конечно, особенно ночью, что говорить всем лениво или нет полноценной возможности. Что нет желающих быть сквадными и тем более командером (по личному опыту сквадного уже с десяток раз — это очень сложно, особенно без знания карт и скиллов управленца ИРЛ) или набралась критическая масса неопытных солдат. Но чаще все отлично. И по одной простой причине, весь онлайн игры — это только заинтересованные в таком взаимодействии люди. Они идут сюда именно за этим экспириенсом. Они хотят выполнять приказы, продумывать блицкриги и круто провести вечер под обстрелом «акации», попав в самый натуральный котел. Всего один раз в войсе я услышал ребенка и так же единожды девушку. Остальные: пацаны, разной степени культурности. Но чаще всего общение довольно веселое, без херни.
Собственно, из-за такого упора на общение, путь на евро сервера заказан. Тут почти нет ENG only в Европе. Зайдя к полякам без знания польского или к немцам без немецкого, вас просто кикнут. Да и английский нужен на уровне носителя. Тут с русскими то постоянное «не понял, повтори», что уж говорить про забугор. И требуется давать быструю, лаконичную и точную информацию. А без отряда и взаимодействия играть не получится, да и не хочется, одиночка страшно урезан в возможностях.
Но есть и хорошие новости. Вечером в прайм с десяток русских серверов, на которые еще и очереди. Днем и поздно ночью поменьше, но проблем найти место повоевать нет совсем. К тому же игры тут очень длинные и очень выматывающие. 1-2 полных за вечер и прям прилечь охота, особенно, если ты был сквадным.
Итог
А не будет итогов. Игра отличная, впечатления дарит восхитительные, по накалу происходящего оставляет любой бф далеко позади, а тем, что она просто тупо работает, затмевает уже арму, хоть та, теоретически и разнообразнее. Все в контексте pvp сражений, разумеется. К тому же в игре нет скинов, длц, батлпассов, ачивок и опыта. Только задача победить на карте, ничего лишнего. Для меня, сильно уставшего от всей этой херни, это самый огромный и весомый плюс.
Ps. Ryzen 2600, 16 ram, gtx1066. Игра работает очень плавно и почти всегда 60+ на высоких настройках. Изредка валясь ниже в совсем уж неприличные моменты, типа ковровой бомбардировки по городу, в котором воюет 80 человек. Разве что с 8 гигами оперативки лучше даже не соваться.