Есть и многие другие — альтернативные таймлайны, временные парадоксы, самокоррекция времени и прочее. С каждым новым поп-культурным произведением с использованием перемещений во времени эти клише смешиваются в попытке выдать нечто оригинальное. Но, как вы знаете, выходит очень плохо.
Вот новые «Мстители», например, представляют «путешествие, чтобы исправить прошлое» с поиском «некого устройства, способного изменить будущее». То есть ничего оригинального в концепте нет. Более того, сценаристы Кристофер Маркус и Стивен Макфили это понимали, и потому представили всю инициативу Мстителей с самоиронией. Они буквально заставили персонажей вслух упомянуть десятки фильмов с перемещениями во времени — и все ради того, чтобы настроить зрителя на отсутствие адекватного объяснения подобных путешествий в самих «Мстителях».
На первый взгляд, все это выглядит весело и задорно — герои встречают самих себя, зритель снова пересматривает некоторые знаковые сцены из прошлого MCU, но если на секунду задуматься о том, как все это работает, то возникает множество вопросов, откинуть которые уже не получится.
Я оставлю подробный разбор фильма Александру Трофимову в его «Неудобных вопросах», которых наверняка будет больше сотни на этот раз, но несколько моментов все же отмечу.
Допустим, в конце удалось вернуть все Камни на место. Для этого, вероятно, необходимо вернуться ровно в следующую за моментом «исчезновения с Камнем» секунду. Но разве вмешательство героев не меняет историю этого прошлого? Скажем, в фильме есть показательная сцена между Древней и Халком. Он убеждает отдать ему Камень Времени, но при этом говорит, что Стивен отдал его Таносу. Волшебница задумывается — как так, неужели она ошиблась, и Стрэндж не достоин быть величайшим волшебником Земли? Или напротив — его решение истинно верное и потому она должна довериться незнакомцу?
Теоретически сам факт появления персонажей в прошлом и их вмешательство в произошедшие события должны были изменить будущее, которое вело к их линии времени. Но раз в их таймлайне ничего не изменилось, то вывод напрашивается только один — они своими действиями создали альтернативную линию, в которой события могут отличаться от того, что было в их мире. Причем нам вряд ли снова покажут эти линии времени и события, из-за чего фанаты еще долгие годы будут строить теории в духе «а что, если та Земля, где Мстители вмешались в естественное течение времени, станет аналогом Ultimate-вселенной в MCU?».
И точно такая же проблема возникает почти в каждом поп-культурном продукте с тематикой перемещения во времени. Пытаясь осмыслить все эти линии времени, парадоксы и прочие штуки, люди осознают, что на самом деле концепции очень нестройные — они легко разрушаются при попытке задать вопросы к их устройству, а ответов в большинстве случаев просто нет.
Это во многом условность научной фантастики как жанра — далеко не во всех произведениях авторы пытаются дать хотя бы псевдонаучное объяснение. Зачастую его опускают в угоду сюжету или драме, из-за чего фильм, книга или комикс хорошо работает в моменте, но попыткам осмыслить его отдельные элементы он не поддается.
И если фильмы или сериалы чаще всего имеют ограниченный хронометраж, из-за чего они не могут объяснить механику этих путешествий во времени, то у комиксов такие трудности очень условны. Если в графической истории не хватает деталей, то это чаще всего осознанный выбор сценариста, который решил, что прописать, скажем, реакцию персонажа на другую эпоху гораздо важнее для его сюжета, чем объяснить, как именно было совершено перемещение в другое время.
Так, например, было в «Днях минувшего будущего», когда Росомаху отправили в его же тело в прошлом способностями, которых у Китти Прайд никогда прежде не было. Но суть фильма была не в объяснении таких деталей, поэтому на этот рояль в кустах просто решили закрыть глаза, сосредоточившись на других элементах.
И пример Людей Икс наглядно показывает, для чего чаще всего используются подобные путешествия — для того, чтобы персонажи получили шанс исправить какие-то совершенные ошибки. Причем иногда эти вещи сугубо сценарные — то есть, сценаристы отправляют персонажей решать ими же созданные ситуации. Так, например, в знаменитом Flashpoint сценаристу пришлось использовать способности Флэша и изменить прошлое, чтобы событие могло помочь изменить ряд элементов основной вселенной и «перезапустить» ее в New 52.
То есть получается, что прием путешествий во времени — удобный сценарный инструмент, позволяющий откатить любое решение в комиксах. Это обнуляет ценность сделанного ранее выбора, а иногда и вовсе лишает персонажей развития, ведь читатель осознает, что любое, даже самое радикальное происшествие, могут откатить. И толку тогда переживать за героев? Перемещения во времени превратились в крайне дешевый сценарный прием, который к тому же зачастую лишь создает новые проблемы, а не решает старые. И, к сожалению, он неминуемо портит все истории, в которых используется.
Источник