Спойлеры. 5 лучших концовок в истории сериалов

Этим материалом мы открываем новую рубрику «Спойлеры», в которой без всякого стеснения будем рассказывать о ключевых моментах великих сериалов, фильмов, игр, книг и комиксов. Возможно, что вы знакомы с разбираемыми работами и захотите еще раз освежить их в памяти. Но также рубрика предназначена для читателей, которые пропустили то или иное культурное явление, и теперь хотят максимально быстро и эффективно ознакомиться с его лучшими наработками.

В случае с сериалами мы будем разбирать как давно прошедшие, так и самые долгоиграющие проекты. Читайте смело — это сериалы такого уровня, что при их просмотре нет нужды по-фэнбойски цепляться за какие-то «сюжетные тайны». Но в дебютном материале речь пойдет именно о лучших финалах — а следовательно, о давно почивших в массовой культуре вещах.

Почетное упоминание: Twin Peaks («Твин Пикс»), 1990-91, 2017

Никита Казимиров

Спойлеры. 5 лучших концовок в истории сериалов

Дэвид Линч — главный волшебник-шарлатан современного кинематографа. Он способен даже из жалкого обрубка идей создать настоящую феерию эмоций, при этом успев свысока плюнуть на все стандартны представлений об искусстве. Потому в своем знаковом сериале «Твин Пикс» он спрятал даже не одну, а сразу три концовки. То есть по одной на сезон.

Финал первого — это ранний Линч в его лучших проявлениях, когда он и без продолжительных и наглядных циклов безумия умудрялся шокировать зрителя. Главной провокацией тогдашнего финала стало отсутствие развязки, присущее стандартным детективным историям. Казалось бы, вот отважный агент Дейл Купер находит важную зацепку, ведущую к убийце Лоры Палмер и раскрытию всех грязных тайн маленького городка, как вдруг его застреливает неизвестная персона.

Что будет дальше? А ответа и не планировалось! Именно на такой высокой, оборванной ноте Линч хотел завершить сериал.

Однако огромные рейтинги и всеобщая популярность вынудили творца поступить иначе, пускай и против своей воли. Потому второй сезон «Твин Пикс» — это местами очень вымученное, натужное действие, отношение к которому у Линча было весьма посредственное. Впрочем, финал вышел как раз в духе режиссера.

Если в первом сезоне он высмеивал всех фанатов детективов и размякшие умы тогдашних зрителей, работающие по одному шаблону, то во втором прошелся уже по своим собственным фанатам, утопающим в догадках, теориях и домыслах. Вместо долгожданных ответов концовка решила еще сильнее заинтриговать всех, показав, как главный герой проиграл мистическим силам, захватившим его тело. Казалось бы, отличный задел на продолжение, но тогда о нем никто и не думал. Нет, история попросту оборвали в вычурной «линчевской» манере. И даже так сериал жил в сердцах людей целых двадцать шесть лет.

Спойлеры. 5 лучших концовок в истории сериалов | - Изображение 2

А потом случился третий сезон, который окончательно все разрушил. В его финале все предыдущие приключения Дейла Купера потеряли смысл, будто и не было никаких трагедий в Твин Пиксе. Лору Палмер никто не убивал, только имя у нее теперь другое, как и вся личность. Крик в последние секунды лишь окончательно запутывает и без того непростую сюжетную линию. Только теперь ответов нам точно никто не даст. И в этом есть свой смысл.

В каждом своем сезоне «Твин Пикс» так или иначе разрушал устои, будто ницшеанский сверхчеловек. С первыми двумя все более-менее понятно. Сначала был едкий комментарий относительно телевидения до Линча, затем — уже при нем. А вот с третьим все гораздо любопытнее. В нем режиссер отрицает саму важность поисков смысла, выставляя его его наивысшим злом. Именно многочисленные фанатские умозаключения, которых успело предостаточно расплодиться за три десятилетия, и служат главной тьмой Твин Пикса, разрушая его как снаружи, так и изнутри.

Это не хорошо и не плохо — просто так решил Дэвид Линч, режиссер, музыкант, художник, мастер трансцендентальной медитации и, пожалуй, один из немногих авторов, кого можно без скромности назвать гением. И не нам, простым смертным, его судить.

5. Code Geass, 2006-2007

Алексей Егоров

Спойлеры. 5 лучших концовок в истории сериалов | - Изображение 3

Я довольно долго думал, что можно поставить в эту подборку, но остановился именно на концовке Code Geass. Она у сериала получилась мощной и трогательной, завершающей большую часть сюжетных линий, и ставящей — на первый взгляд! — весьма жирную точку в истории протагониста. При этом вы можете легко со мной не согласиться, ведь в оригинальном сериале финал очень даже открытый. Но, как бы смешно это не звучало, это не мешает ему при этом быть цельным и завершенным.

Ведь, по сути, о чем повествуют два сезона сериала? О мести главного героя родной семье, а заодно о его же попытке сломать устоявшийся мировой порядок. И то, и то у Лелуша в итоге вышло, пусть и не сразу. Создатели, конечно, могли поступить совсем иначе — могли бы например показать, каким бы правителем стал мятежный принц, если бы остался у руля новорожденной империи. Я, кстати, когда смотрел «Гиасс» в первый раз, примерно в том направлении и думал. Мол, ну не будут же авторы громоздить ЕЩЕ ОДИН сюжетный поворот, причем в самом конце сериала? А они взяли и вставили его туда.

С другой стороны даже понятно, почему Лелуш не мог остаться на троне. Мир только-только отошел от мировой войны, к самому Лелушу и его режиму относятся, мягко говоря, не лучшим образом. В такой ситуации было бы логично, что где-нибудь появились бы очередные революционеры, и все пошло бы по-накатанной. Такого будущего для своих товарищей, и, что самое главное, для своей сестры, он совершенно не хотел.

Именно поэтому он жертвует собой. Ради мира, ради друзей, ради сестры. Ради того, чтобы восстановить репутацию «мстителя в маске», Зеро.

Самое главное — весь этот «Реквием по Зеро», который Лелуш проворачивает на протяжении финального акта второго сезона, только поначалу выглядит бредовым нагромождением совершенно несуразных планов и нереализуемых идей. Под конец, когда все карты выкладываются на сто, зрители понимают, что к чему. Тем концовка и хороша — она никак не обесценивает все то, что мы видели на протяжении двух сезонов. Скорее, напротив — она подчеркивает готовность героев идти до самого конца, невзирая ни на что. Минимум соплежуйства, максимум действий. В аниме вообще очень часто концовки делают такими, что всех спасают рояли из кустов, а хэппи энд падает с неба, как деус экс машина. В случае с «Гиассом», к счастью, все не так.

Единственное, чего я сильно боюсь — так это грядущей полнометражки, которая должна продолжить сюжет оригинальных двух сезонов. Авторы уже выпустили фильмы-компиляции, в которых отретконили пару деталей, плюс подтвердили, что Лелуш в фильме — это именно Лелуш. Не двойник, не массовая галлюцинация, а именно что главный герой всего сериала.

Спойлеры. 5 лучших концовок в истории сериалов | - Изображение 4

И собственно я боюсь, что этим фильмом авторы просто перечеркнут такую мощную концовку. Понятно, что фанатам хотелось узнать, что там на самом деле с Лелушем — жив он или в самом конце последнего эпизода С. С. разговаривала сама с собой.

Не скрою — мне тоже чертовски хотелось это узнать. Но сейчас, когда этот фильм уже буквально в двух шагах от премьеры, меня так и тянет спросить самого себя — «а нужно ли»? Конец «Гиасса» вполне самодостаточный, несмотря на эту небольшую недосказанность. Конечно, в том случае, если фильм получится плохим, всегда можно прикинуться ветошью и сказать, что этот фильм к сериалу отношения не имеет, и забыть о нем как страшный сон.

Иногда продолжения — это то, что очень сильно бьет по тем произведениям, которые послужили основой. Из относительно свежего у нас есть пример «Звездных войн», где «Дисней» начал городить чудовищную ахинею, устраивая пляски на костях. Искренне надеюсь, что с «Гиассом» такой истории не получится. Не заслуживает тамошняя концовка такого отношения.

4. Сalifornication («Блудливая Калифорния»), 2007-2014

Денис Варков

Спойлеры. 5 лучших концовок в истории сериалов | - Изображение 5

О том, ради чего стоит смотреть сериал «Блудливая Калифорния» с Дэвидом Духовны в главной роли, я рассказывал в отдельном материале в рамках нашего проекта «История сериалов». И хотя многие фанаты считают, что историю было бы логично закончить на четвертом сезоне, когда Хэнк Муди получил три года условно за отношения с несовершеннолетней, я рад, что сериал продолжили.

Пятый, шестой и седьмой сезоны предложили много интересного в плане развития самого Муди, так и его окружения — в особенности дочери Бекки. На глазах зрителя она проходит эволюцию характера, и в финале сериала понимает, что ее родители на самом деле не сломали ей жизнь, наглядно показав, что отношения — штука катастрофически сложная.

Напротив — они помогли ей лучше понять себя и мир вокруг. Причем в случае Хэнка зачастую этот родительский посыл получался сам по себе.

Если говорить именно о финальном сезоне, то в нем есть отличное нововведение, которого помогло раскрыть Хэнка с новой стороны — у него появляется сын, о котором он не знал. Причем, в отличие от отца, Левон — неудачник, у которого не ладится с женщинами. И здесь Хэнк, никогда прежде не предполагавший, что окажется в таком положении, пытается использовать свой опыт, чтобы помочь сыну измениться. Никуда не исчезают и другие люди из окружения Хэнка — любовь его жизни Карен и решившая выйти замуж дочь Бекка.

Главный плюс финала — в постоянстве Хэнка. На протяжении семи сезонов он пытался наладить отношения с Карен, чтобы они снова могли быть вместе, но не преуспел. И в финале Муди решает, что будет бороться за их любовь и дальше — уже за кадром. То есть создатели сериала оставили открытый финал, позволив зрителям самим решить, получилось у Хэнка в конечном счете или нет. И это отлично работает в пользу сериала, который наглядно показывал, какой безумной может быть жизнь Муди.

3. Cowboy Bebop, 1998-2000

Никита Казимиров

Спойлеры. 5 лучших концовок в истории сериалов | - Изображение 6

Шедевр Синъитиро Ватанабэ про приключения экипажа космического корабля «Бибоп» (который, кстати, мы советуем всем и каждому, даже если вы только хотите начать смотреть аниме) целиком и полностью посвящен бегству от себя и своего прошлого. Естественно, несмотря на самые невероятные приключения, встречи и откровения, все сводится к тому, что грехи былого все равно настигают каждого.

Мысль, будем честны, не блещущая оригинальностью. Но Ватанабэ своей постановкой финального эпизода аниме-сериала «Ковбой Бибоп» сумел вывести простую фабулу на уровень легендарной классика и заставить разорваться сердца миллионов зрителей.

Концовка разбита на две серии, объединенных общим названием The Real Folk Blues («Блюз настоящих мужчин»). И если первая часть лишь подготавливает почву для будущей трагедии, то вторая без лишних стеснений стреляет из всех орудий. В ней главный герой Спайк Шпигель, который только вновь объединился с любовью всей своей жизни — Джулией, видит, как ее убивают. В этот момент все иллюзии и надежды Ковбоя на хотя бы подобие нормальной жизни окончательно рухнули. Осталась только боль и желание поставить точку в своем прошлом, чтобы уже никогда не видеть очередное завтра, полное страдания. Тогда он решает покончить с синдикатом «Красный Дракон», темной главой прошлого и причиной всех своих бед. Даже если это будет стоить ему жизни.

И все же Шпигель ценит моменты, проведенные на корабле «Бибопа» и полные маленьких радостей. Он возвращается ради одного последнего ужина, после которого сталкивается со своей напарницей Фэй Валентайн. Ее основной конфликт был диаметрально противоположен Спайку — пока тот бежал от грехов былого, девушка пыталась обрести себя и излечиться от амнезии. К финалу ей все-таки удалось это сделать, только болезненное прошлое не принесло ей ничего хорошего.

В этот момент разворачивается, пожалуй, один из самых лучших диалогов в истории драматургии. Спайк говорит, что его искусственный глаз видит только прошлое, а вся жизнь похожа на сон. Фэй пытается отговорить его от опрометчивых поступков, на что Ковбой говорит, что «идет туда не ради смерти, а чтобы узнать, жив ли он на самом деле». Девушка даже угрожала своему товарищу пистолетом, но так и не смогла в него выстрелить, в конце от отчаяния разряжая магазин в потолок.

Спойлеры. 5 лучших концовок в истории сериалов | - Изображение 7

А затем начинается самая яростная схватка в японской анимации. Она выверена до мелочей и грамотно поставлена сама по себе, так ее еще и подпитывает мощнейший эмоциональный груз. Ведь по сути Спайк мертв с самого ее начала, он из человека превратился в несокрушимую силу, которая жаждет разрубить все канаты, связывающие его с этим миром. И самый главный такой канат — его бывший верный друг и нынешний злейший враг Вишез.

Выдерживая все ранения, Спайк все-таки добирается до него и убивает собственными руками. После этого для него все окончательно потеряло значение. Он наконец-то стал свободен от забот прошлого, от той невыносимой боли, которую он скрывал за шутками и ужимками. И его последнее «бам» — это метафорический выстрел себе в голову, жирная точка в конце печального эпоса.

Играющая в самом конце песня Blue окончательно добивает зрителей и способна многих довести до слез. Ведь 26 серий мы наблюдали за бессмысленной борьбой одного человека против беспощадного естества, которое всегда будет стараться растоптать тебя и стереть в порошок. Просто вспоминая последние минуты серии, по коже идут мурашки, а к горлу подступает ком. Ведь все мы по-своему Спайки Шпигели, только от наших забот не освободиться при помощи пистолетных выстрелов.

Everything is clearer now

Life is just a dream, you know

Thatʼs never ending

Iʼm ascending

2. Babylon 5 («Вавилон-5»), 1993-1998

Сергей Цилюрик

Спойлеры. 5 лучших концовок в истории сериалов | - Изображение 8

«Вавилон-5» был изначально рассчитан на пять сезонов, но ввиду нависающей угрозы отмены сериала его создатель, Дж. Майкл Стражински, уместил всю кульминацию и развязку в четвертый сезон и снял концовку — «Сон в сиянии». Она показывала, что случается с героями через двадцать лет после событий сериала, давала каждой из их сюжетных арок достойное завершение. Это было эмоциональное и глубоко личное прощание с каждым из них.

Но когда стало ясно, что пятому сезону все же быть, Стражински наказал отложить уже снятый финал и завершить четвертый сезон другим — «Деконструкцией падающих звезд», рассматривающей достижения руководства «Вавилона-5» в историческом ключе. Нам показывают, что произойдет через сто лет, когда память о героях сериала уже сотрется, через пятьсот, когда человечество погрязнет в жестокой войне, через тысячу, когда оно вернется в развитии к Средним векам, и через миллион, когда оно достигнет трансцендентности. Лейтмотив эпизода — в том, что все это было не зря, что события, произошедшие на «Вавилоне-5», действительно повлияли на историю — настолько, что о них вспомнят и через миллион лет.

Как правило, если произведение ухитряется в своем финале рассказать о значимости и последствиях своих событий или красиво, драматически попрощаться с героями, это уже хорошо. У «Вавилона-5», благодаря двум его концовкам, получилось и то, и другое.

1. The Sopranos («Клан Сопрано»), 1999-2007

Спойлеры. 5 лучших концовок в истории сериалов | - Изображение 9

В моем подробном разборе The Sopranos в рамках проекта «История сериалов» я рассказывал о значении его концовки для образа главного героя — Энтони Сопрано:

В финале последнего эпизода «Сопрано» Чэйзу в буквальном смысле слова пришлось показать зрителям черный квадрат, зияющую пустоту на экране, чтобы они наконец-то задумались над тем, кому сопереживали и за кого болели в этом сериале. За Тони на телевидение придут Декстер Морган, Уолтер Уайт, Вик Мэки и прочие обаятельные социопаты, с которыми будут мощно ассоциироваться определенные группы зрителей…, но Гандольфини успел раньше, лучше и универсальнее.

Но финал 6 cезона остается величайшим — и одним из самых противоречивых — в истории сериалов и по целому ряду других причин. Не последняя из них — нежелание создателя «Сопрано», Дэвида Чэйза, что-то объяснять или добавлять от себя по поводу концовки. Лишь в начале января 2019-го, в серии интервью Deadline по случаю 20-летнего юбилея сериала, Чэйз высказался по поводу своего «черного квадрата»:

Я не знаю, пусть люди сами думают. У меня была заготовлена другая сцена смерти Тони — года за два-три до того, как мы придумали этот вариант. Тони едет обратно через туннель Линкольна, встречается с Филом Леотардо, и его убивают. Не помню точно, саму смерть мы вроде не показывали, но было понятно, что его убили. Если бы нас отменили, я бы это использовал. Но в итоге принял иное, более интересное решение.

Объяснение характерное для создателя одного из самых гениальных сериалов (и самых гениальных концовок сезонов) — оно исчерпывающее, лаконичное, но при этом мало что добавляющее к пониманию его работы помимо того, до чего мы могли бы дойти и своим умом. Мы никогда не знали, куда повернет сериал в течение сезона или в рамках одной отдельно взятой серии, предсказать можно было только общий сверхвысокий уровень качества истории.

Спойлеры. 5 лучших концовок в истории сериалов | - Изображение 10

Вопросы жизни и смерти в сериале возникали из-за пошлой шутки, самых лучших намерений по благоустройству жизни престарелых родителей, кошмарного сна, приснившегося Тони, и снятого одним из героев ужасного бандитского клона «Пилы». Решались они по-разному — персонажи пропадали на целый сезон, чтобы не подставляться под пули, попадались как раз тогда, когда и мы, и они считали, что все наконец-то обошлось, получали огнестрельные ранения при самых причудливых обстоятельствах, выпутывались из безнадежных ситуаций только для того, чтобы погибнуть в вульгарной «бытовухе» или автомобильной аварии.

В истории криминальных сериалов хватает слабых концовок — «Щит», «Дурман» и даже великая «Прослушка» откровенно разочаровали своими последними сезонами, «Во все тяжкие» вообще нельзя рассматривать в этой категории с его надуманностью, натянутостью и тем огромным разрывом, который существует между красивым телевидением и реальной жизнью, на которую оно должно опираться.

«Сопрано» в последнем сезоне достигли еще более высокого накала страстей вокруг судеб немногих уцелевших персонажей, не забыв заинтересовать нас и дальнейшими векторами жизни «гражданских» героев — детей и жены Тони, его психиатра Дженнифер Мелфи, друга детства, Арти Букко, ставшего шеф-поваром. Можно было закончить все и более спокойно — просто показав Тони с семьей за ужином, что отвечало бы финалу первого сезона всего сериала, а потом мягко пустив финальные титры под меланхоличную музыку.

Но всего одним решением — внезапностью обрыва видеоряда, секундами тишины, в которую 10 июня 2007 года напрасно вслушивались миллионы телезрителей, — Чэйз в десятки раз усилил художественный эффект от своего и без того гениального сериала, придал ему ускорение, донесшее споры о финале и до наших дней. Повторить этот эффект невозможно — и потому, что невозможно снять второй такой качественный сериал, и потому, что прием внезапного обрыва срабатывает всего один раз в истории телевидения. Поэтому концовку «Сопрано» будут обсуждать и еще через 20 лет, и, вероятно, когда нас всех не станет, а может быть, и еще позже, на закате человеческой цивилизации. Ведь она такая одна, неповторимая в своей наглости, непредвиденности и уместности.

Кстати, сейчас Чэйз снимает полнометражный приквел «Сопрано», The Many Saints of Newark, где дело происходит в 60-х и в котором, помимо других знакомых персонажей, появится и молодой Тони. Его сыграет 19-летний сын покойного Джеймса Гандольфини, Майкл, уже успевший отметиться отличной ролью во втором сезоне The Deuce.

 
Источник

Читайте также