Еще раз предупреждаем: нижеследующий текст содержит спойлеры к сериалу «Игры престолов» и будущим книгам цикла «Песня льда и огня».
В показанной на этих выходных серии Game of Thrones был раскрыт один из главнейших да что там, самый главный секрет сериала: как Ходор стал Ходором, и что означает его имя. Напомню, что Ходор удерживает в закрытом положении дверь, на которую напирает армия зомби, другая героиня кричит ему hold the door, hold the door! («держи дверь, держи дверь»). Бран Старк одновременно телепатически управляет Ходором и погружается в прошлое, где он видит молодого Ходора.
Внезапно молодой Ходор падает на снег и начинает кричать hold the door hold the door holdthedoor hodor hodor hodor. Не берусь представить себе, как это можно убедительно перевести на русский: разве что ретроактивно переименовать героя в Держидеря во всех переводах?
Поскольку текущий сезон «Игры престолов» — первый, который не делается по существующим книгам Джорджа Р. Р. Мартина, заслуги за эту потрясающую сцену приписали главным сценаристам и продюсерам сериала Дэвиду Бениоффу и Дэну Уайссу.
Западные сайты пестрят заголовками вроде «Наконец-то сериал превзошел книгу» и «Джордж Мартин кусает себя локти от зависти». Подвиг сценарной группы сравнивали с Lost (да, я тоже считаю, что таким людям надо отрубать голову мечом из валирийской стали).
В видео о создании эпизода Бениофф и Уайсс признаются, что за сценой стоит именно Мартин. Ход с Ходором — один из секретов еще не вышедших томов книги, которые Мартин раскрыл сценаристам во время их легендарной встречи в Санта-Фе:
У нас была встреча с Джорджем Мартином, в ходе которой мы пытались вытянуть из него как можно больше информации. И самая потрясающая и шокирующая вещь, которую он нам рассказал, это как Ходор стал Ходором. Помню, мы с Дэном посмотрели друг на друга и подумали: срань господня!!!
Лично я ни на секунду не сомневался, что сцену придумал именно Мартин: это его фирменные словесное изящество, тренированное воображение и общая трагичность. Сценарную группу Game of Thrones, Lost и любого другого сериала можно обвинить в чем угодно, но только не в наличии воображения.
Нужны огромное мастерство и практически немыслимое понимание языка, чтобы взять два слова, собрать из них одно с виду невинное и оставить его на самом видном месте, как мину замедленного действия. Нужно настоящее воображение, а не просто умение грамотно переставлять сюжетные блоки, чтобы увязать воедино прошлое, настоящее и будущее «Престолов» через одно, самое часто произносимое в сериале и книге слово. Раз Бран смог «закоротить» прошлое и настоящее Ходора, значит, он может повлиять и на другие важнейшие элементы сюжета и предыстории цикла. Помните, как звали человека, в далеком прошлом построившего Стену? Правильно: Брандон-Строитель.
Ну а о трагизме произошедшего лучшего всего сказал актер Кристиан Нэйрн, играющий игравший Ходора:
Что делает Ходора Ходором? Почему он все время говорит это слово? Только Джордж Р. Р. Мартин или Дэвид и Дэн могли придумать что-то подобное. Это невероятно печально. В ту минуту, когда мы наконец-то узнаем о Ходоре хоть что-то новое, его убивают!
Три вышеперечисленных качества делают Джорджа Мартина одним из лучших ныне живущих авторов. Не, боже упаси, одним из лучших писателей-фантастов (тут гордиться особенно нечем), и даже не из писателей, а просто авторов художественных произведений в любой форме и в любой медии.