Спойлерная рецензия на Baldurs Gate 3 от меня

Спойлерная рецензия на Baldurs Gate 3 от меня

Вступление

Вчера, по прошествии 120 часов, я завершил прохождение BG3 и решил написать некий отзыв, больше не для игроков (про игру и так много написано, понятно, что это маст для фаната РПГ), а для себя, чтобы упорядочить свои мысли о без сомнения выдающейся игре. Отчасти это получился пост со скриншотами, чтобы еще раз окунуться в атмосферу приключения.

Немного про мой игровой бэкграунд в жанре.

Первые 2 части Baldur’s Gate я в свое время не застал, знакомство с CRPG (Canadian RPG) началось с Icewind Dale, далее Newerwinter Nights 1,2 ну и по порядку, все что выпускали Bioware вплоть до DA: Origins.

Из нового я ценю серии DOS, Pathfinder. В современные проекты Obsidian я играть не могу, мне не нравятся их истории, как подан лор, просто не мое.

DOS 2 — одна из моих любимых игр, поэтому BG3 я очень ждал и даже не проходил до конца ранний доступ, чтобы не спойлерить себе квесты.

Презентация

Встречают «по одежке», поэтому начну сразу с ощущений от мира и от внешнего вида игры.

Итак, создав персонажа и прорвавшись через наутилоид, мы попадаем в Форт Дж.. эээ.. вернее на берег реки Чионтар.

Сразу скажу, что я не планировал писать обзор, поэтому скриншотов вообще не снимал, буду постить чужие.

Первая мысль фаната DOS2 и вообще жанра фэнтези — «Чуи, мы дома!». Как же уютно встречает игрока первый акт. Солнце, кустики, забытые кем-то рыболовные снасти и книжка с моряцкими песнями.

Мне как жителю северной страны, просто приятно смотреть на эти краски, природа чем-то напоминает Грецию или Кипр. Мир очень яркий, контрастный и живой.

За что все любят Лариан — так это за любовь к деталям. Каждый заброшенный сарай, каждый домик или пещера пытается существовать внутри общего мира. И я даже не про квесты или разные записки и дневники. А про то, с каким трудом и вниманием расставлены и прорисованы все мелкие объекты, чашки, стулья, разный декор. Для тех, кто в книгах не пропускает описания места действия тут — настоящий рай. Я полчаса бродил по забытой деревне и разглядывал дом аптекаря, дом кузнеца.. К счастью удалось договориться с гоблинами за 50 золотых и они меня не трогали.

Меня поразила графическая сторона игры. Вернее не так. Я не ожидал такого качества и разнообразия ассетов в игре этого жанра. После Pathfinder WOTR — это как я не знаю.. ну просто «космос». Стало понятно, зачем Лариан открыла столько новых офисов за последние годы. А мгновенные загрузки внутри актов — из самой дикой пещеры в лес за секунду.. я не знаток технической стороны, но игра меня впечатлила и кстати работала безупречно.

Единственный визуальный баг за мои 120 часов — это умершие в Т-позе гаргульи и дергающийся иллитид в Верхнем городе, который приземлился куда-то в тесное пространство и никак не мог найти себе места. Все! Без шуток. А, еще один раз у меня не загрузился сейв, но кажется Ларианы что-то там обновляли в это время.

И да, я понимаю, что движку не хватает разных современных технологий, отраженного света, лучей и вообще картинка скорее напоминает заботливо собранную диораму, чем реально-размерный мир условного Скайрима, но, черт возьми, как же в нем уютно.

Отдельно хочется отметить арт-дирекцию. Да, конечно, это Forgotten Realms — сеттинг для самого массового зрителя, а не провинция Morrowind и у разработчиков не было задачи создавать невиданные арт-миры. Но все равно, даже в рамках известной всем эстетики замков, лесов, пещер и прочего, художникам Лариан удалось придумать и великолепно отрисовать запоминающиеся локации, причем на протяжении всех трех актов.

Здесь и болото карги, и разные заброшенные руины, великолепный Андердарк и Гримфордж с его суровыми жителями, пещера рыболюдей (которую я кстати не нашел при своем прохождении), горный перевал с его великолепной золотой крепостью на скале, таверна «Последний свет», которая в начале второго акта, когда так резко меняется тон всей игры, кажется реально последним светом надежды, город Рейтвин, поглощенный проклятием с его неординарными «жителями».

Врата Балдура и их окрестности тоже великолепно проработаны, пригород и бродячий цирк, драконий перекресток, шумный нижний город, вампирский замок, подводная тюрьма, прекрасный храм водной богини и доки рядом с ним, литейная, разные подземные храмы и канализации, перечислять можно долго.

Кто-то скажет — «ну это дженерик фентези, уже видели сто раз «.. А я скажу, что я по любому скриншоту из игры на 99% могу назвать, в какой локации находится игрок. Я считаю — это великолепная работа.




Большая часть скриншотов игры в сообществе Steam — это кадры с персонажами в диалогах и в катсценах. Персонажи в игре удались, и главные, и сюжетные, и даже самый последний NPC на улицах выглядит прекрасно. Кто-то может возразить, что все слишком красивые, а я отвечу, что это — наш западный ответ японцам!! Почему им можно а нам нет. Весь интернет без ума от персонажей и от редактора BG3, и это не просто так. Да, анимации в большинстве сцен примитивные. Но визуально персонажи — это просто вау. Таким героям хочется поверить и окунуться в сказку с головой.

Немного напишу про музыку. Конечно, это не Джереми Соул, но музыка в целом приятная, очень прикольная песня при бое с Рафаилом, зацените обязательно. Ну и заглавная «Down by the river» засела в голове уже неделю, не могу от нее отделаться)

Геймплей и механики

CRPG в своей основе, игра крайне дружелюбна к новичкам, которые только хотят вкатиться в жанр (как и 5-я редакция DnD в принципе). Я посмотрел несколько интервью об игре с Wizards of the Coast, и даже они говорят что обалдели, насколько круто Ларианы перенесли правила настолки в игру. При этом многое поменяли, но в подробности я вдаваться не буду, достаточно сказать что усилили барда и монаха, теперь за них не стремно играть, сделали интересным воина (я очень угорал с разных способностей мастера битвы у Лаезель, боссы летали в пропасть через одного). Ну и выпилили alignment полностью.. вернее выпилили как систему, но конечно в игре некая скрытая «карма» есть.

Для комфортной игры на средней сложности игроку достаточно знать, из чего складывается бросок атаки, из чего складывается класс брони и как повысить шансы спасбросков, ну и изредка заходить в инвентарь обновлять снаряжение. Все. Остальное интерфейс тебе покажет и расскажет.

Бои пошаговые и, божечки, спасибо за это. Ремастер первой Baldurs Gate я бросил именно из-за реалтаймовых боев… это просто каша, которой невозможно и не хочется управлять. Здесь же флоу просто богический. Все интуитивно, все удобно, бои очень классные. Здорово выполнены «ответные действия». Думаю их было очень непросто перенести из настолки.

Инвентарь… да… ну если кто-то знает, как его было сделать иначе, предлагайте идеи… я хз. По-моему ковыряние в инвентаре — это уже фишка жанра)

Кстати сеты брони и оружия в игре очень достойные. Есть более спокойные, есть очень фэнтезийные, у гитьянки например. Есть легендарно-крутые. Лайзель у меня финал игры щеголяла в броне, которая выпала с Рафаила. Очень крутая. К сожалению весь сет я не нашел, только броню и сапоги. В общем любители пособирать редкий лут точно не разочаруются.

В игре очень много запрятано и поощряется исследование. Например, волшебник может выучить некоторые убийственные заклинания 5-6 уровня только со свитков. Ни в магазинах, ни с уровнем их не получить. А свитки эти спрятаны оооо…. В общем классно.

Экономика в игре … ммм .. странная. Мне нравится, что у торговцев ни хрена нет, а в первых двух актах и самих торговцев крайне мало. Это побуждает экспериментировать и не скатываться в одну и ту же тактику. Выпали тебе какие-то стрелы, ну херачь ими. Набрал каких-то свитков — юзай все. Мне лично было очень весело и я вообще не экономил расходники.

С другой стороны для битвы с драконом мне нужны были зелья защиты от молний на всю партию. Думаете, где-то есть магазин с разными зельями, которые прям всех видов стоят в ряд? Херушки. Можно ли их скрафтить? Ну наверное, но рецепта у меня не было. Алхимию вообще можно было не делать в принципе. Мило, но нахер не нужно. Ценообразование тоже я не очень понял. Некоторые свитки, например «стена льда» стоят 9000 золота. Это просто очень дорого, при этом моя партия кастует эту стену льда по 4 раза за отдых.

Много слышу мнений, что бои в игре легкие. Я прошел ее на тактике и скажу — да! Бои действительно легкие, особенно если держать в партии и Гейла и Шедоухарт.

Всего 5 енкаунтеров в игре у меня вызвали затруднения:

  • Первый бой с каргой (потому что я пришел 3-и или 4-м уровнем)
  • Бой с Рафаилом (как он меня бесил всю игру, поделом ему)
  • Бой с толстым другом Рафаила в храме Шар
  • Бой со стальными стражами на 2-м уровне литейной (внезапно)
  • Бой с мертвым драконом под змеиной скалой (я его не прошел в итоге).

В общем, если вам хочется посложнее, то не берите в партию магов.

Главный минус боев и сложности боев для меня — это 12-й уровень класса. Я считаю надо было останавливаться на 10-м. Заклинания 6-го уровня попросту слишком сильные. Я кастую «стену ножей» и «сферу неуязвимости» и все. Даже за три хода действия сферы исход боя уже скорее всего предрешен.

Сами бои сделаны интересно, всегда есть какой-то второй этаж куда можно залезть, узкий проход, который можно забаррикадировать или еще как-то развлекаться. Даже в 3-м акте в бои добавляли интересные механики, необычных врагов, залпы наутилоида, врагов, призывающих подкрепление и т.д. Одно спасение герцога Рейвенгарда чего стоит, это натурально боевик.

В сухом остатке, как опытному игроку, мне хотелось бы что-то среднее между механикой Wrath of the Righteous и механиками BG3. Там — слишком мудрено, тут — слишком упрощено. Нужны сложнее враги, нужна видимая прогрессия класса, ну и нахер 12 уровень.. ну либо дайте мне орду демонов с резистами на все, как это было в WotR, тогда поговорим.

Но это бои. Что касается диалогов и бросков кубиков — это охуенно. Я старался не сейв-скамить и скажу вам, иногда дела шли ну совсем не так как я планировал. И это круто. Единственный минус — хотелось бы больше опций в диалогах без проверок и без бросков кубика. Их крайне мало. Иногда хочется просто найти подход к диалогу, выбрав правильный вариант, а не тупо в 80% случаев кидать «убеждение».. но как-то так. Игра в любом случае в космосе по отыгрышу относительно всех современных РПГ, да и старых наверное тоже.

Сюжет и компаньоны

Скажу так. Не ждите социальной прописанной драмы, как в RDR2 в духе Теодора Драйзера. Врата Балдура — это прежде всего сказка. Иногда мрачная, иногда комичная, иногда наивная и поверхностная. Но никогда не скучная.

В основном квесте достаточный запал, чтобы протащить игрока с интересом до конца игры. В наше время и это — редкость. Но, что прекрасно, сила игры не в этом. Сила игры — в реактивности, да об этом сказано 500 раз, но я скажу еще раз. Игра действительно реагирует на твои решения. Сопартийцы могут уйти, семьи и целые сообщества могут погибнуть по неосторожности.

Например я по дурости триггернул лагерь гоблинов, дальше все как в тумане. Очнулся я по колено в гоблинской крови, полегли буквально все.. ни Минтары, ни ведьмы, ни вождя. Я даже поговорить ни с кем не успел. Вот так..

Побочные квесты тоже крутые и вариативные, не было ни одного квеста «подай-принеси». Буквально ни одного. Разве что голову дроу надо было принести, хехехе… да что об этом говорить, поиграйте сами.

Ну и самое крутое. Какая же партийная РПГ без партии. Какой тут ахренительный каст персонажей. Никто не лишний. Все разные — все интересные, каждый открывает новую локацию или несколько по ходу прохождения. Ну просто бомба. Я не бросил ни одного квеста компаньонов, они все отличные (правда некоторые игра бросила за меня, например квест Карлах).

Как бывает и в реальной жизни, некоторые соратники мне сначала не понравились, но потом, я реально к ним проникся, каждый скрывал какую-то тайную печаль, каждый по-своему раскрылся по ходу игры. Ну а Карлах — вообще ван-лав. Я бы с ней выпил конечно пару кружек эля) Это ее «FUCK YEAH» после возвращения в партию просто заставляет сломать пару абсолютских черепов)

Из минусов. Минск должен был остаться в прошлом, ну зачем. Лучше вместо этого добавили бы больше катсцен взаимодействия в лагере. Лагерь в таверне, где все просто стоят рядом со своими кроватями — это просто провал конечно. Я специально ходил отдыхать на драконий перекресток, чтобы насладиться лагерем на природе. Ну или сделали бы вместо Минска гнома или ящера. Я после DOS2 вообще не понял, какого хрена в партии нет гнома — а еще если дуергар… это же такую историю можно было замутить. Но вместо этого у нас хомяк. Ну ладно)

Про отношения. Эээ… я понимаю что все хотят в играх романсить все и вся. Но Лариан… зачем так много)) Мизора? Почему? А когда ко мне начал подкатывать даже долбаный Император, я аж опешил.

Я если что романсил Лаезель и отношения прописаны очень классно. Она очень немногословная и поэтому все ее проявления чувств выглядели неожиданно, но оттого еще более мило. В общем, за лягуша и двор стреляю в упор! Император не даст соврать.

Ну и заканчивая о сюжете — давайте про слона в мешке. Третий акт.

Скажу сразу, у меня не было проблем технического плана. Никакие квесты не ломались, ничего из ниоткуда не появлялось. Но.

С появлением невероятной свободы выбора, куда идти и что делать, из игры как будто пропала магия. Сами арки персонажей и злодеев прописаны и завершены хорошо (ну кроме Карлах). Но вместе все как-то потеряло плавность. Очень много квестов, глаза разбегаются, с сопартицйами поговорить не успеваешь.. Уют первого акта и камерность второго мне больше пришлись по душе, не скрою.

Ощущение как будто в первом акте ты в школе — в основном валяешь дурака, во втором в университете — превозмогаешь ужасные ужасы, но всегда в компании друзей.. ну а в третьем акте ты уже такой на работе, куча дел, туда сюда.. таверна ещё эта идиотская, все стоят в шеренгу..

В общем в третьем акте мне часто приходилось включать фантазию и представлять, а как бы на это отреагировали мои герои, какие бы интересные сцены и диалоги у них происходили, потому что игра за меня это делала не всегда.

Но к счастью, финал все собрал воедино, он мне понравился. Я закрыл как раз квест Орфея и плавненько вышел на хорошую концовку.

В общем, да, Ларианы немного пострадали от своих же амбиций, но черт побери, Свен бы потом жалел если бы не попытался)

Итог

Не буду долго подводить итоги. Как уже сказал кто-то из обзорщиков — теперь все, кто будут выпускать сюжетные РПГ, будут вынуждены выпускать их в мире, где уже есть Врата Балдура 3.

Браво, Лариан, и спасибо за путешествие в эту сказку, мы навсегда запомним тех персонажей, с кем успели сдружиться и те места, в которых побывали и чудеса, которые видели.

Может быть через много лет уже других героев дорога приведет в таверну «Последний свет» и Альфира споет им балладу о том, как несколько друзей поневоле спасли один старый город от вечно надвигающейся тьмы.

 

Источник

Baldurs, Gate, меня, на, от, рецензия, Спойлерная

Читайте также