Не буду особо углубляться в то, какие произведения стоит относить к киберпанку, посткиберпанку, технонуару, просто к мрачной фантастике и так далее, ведь это дело долгое и неблагодарное. Так что в качестве руководящего принципа в составлении этой подборки комиксов я выбрал даже не знаменитое «high tech. Low life.» (из такой формулировки можно вообще дойти до абсурдного, но в некоторой степени логичного «Ведьмак фактически киберпанк»), а похожесть на ряд произведений: Blade Runner, Neuromancer, Matrix, Deus Ex.
Как вы понимаете из названия, в расчёт не брались японские комиксы: у мангаков сия стилистика куда более популярна. Да и благодаря аниме лучшие японские комикса жанра сумели добиться большей известности, чем у западных собратьев по стилю.
The Long Tomorrow ( 1975 )
Начнём с комикса Дэна О’Бэннона и Мёбиуса 1975 года. Эта нуарная детективная история коротка: всего 15 страниц – но всё же умудрилась значительно повлиять на фантастику: Ридли Скотт взял отсюда картину огромного мегаполиса будущего, Гибсон вдохновился эстетикой фантастического нуара, художники «Звёздных войн» полностью скопировали из этой новеллы дизайн для дрона из начала «Империя наносит ответный удар» — думаю, даже авторы хентая кое что могли оттуда взять (если вы понимаете, о чём я).
RanXerox (1977-1997)
Абсолютно обезбашенная итальянская серия.
В мегаполисе будущего, где все помешаны на похоти и жестокости, несовершеннолетняя дочка миллионера собрала из запчастей ксерокса для своих плотских утех Ранксерокса, похожего на Стивена Кинга, выпившего сыворотку Халка. И девочка с роботом влюбились в друг друга.
Judge Dredd (1977-до сих пор)
Мега-сити по сути классический киберпанковский город – громадный мрачный многоуровневый муравейник из железа, стекла и бетона, тонущий в грязи и беззаконии. Вот только герой – полная противоположность классическому архетипу жанра: Джозеф Дредд – мускулистый человек-скала, живущий только ради защиты закона и существующей системы любой ценой, чаще всего – ультранасилием.
Nikopol (1980-1992)
Квинтэссенция французских комиксов 80-х. Великолепная стильная рисовка и довольно сюрреалистичный сюжет, в котором чего только нет: от древнеегипетских богов-инопланетян до турниров помеси бокса и шахмат.
Экранизация сюжетно и стилистически свернула совершенно не туда.
Ronin (1983-1984)
Графическая новелла Фрэнка Миллера о ронине, попавшем из-за демона в мрачный антиутопичный техногенный мир будущего – да, этот комикс сильно повлиял на «Самурая Джека». При этом комикс был мрачней и навороченней: аугментированные аутисты, банды нацистов, бомжи-людоеды, бесчеловечные опыты корпораций. Не лучшая работа автора с не самым проработанным окружением, но всё же довольно любопытная.
Shatter (1985)
Один из первых комиксов, вдохновлявшихся «Бегущим по лезвию». Но из-а одного только этого факта он бы уже давно совсем затерялся в истории. В нём скорее примечательно то, что это самый первый в истории коммерческий комикс, полностью отрисованный на компьютере. Пиксельные иллюстрации, сделанные вручную мышкой на Макинтоше 80-х, передают дух киберпанка тех времён гораздо лучше, чем история, рассказанная с их помощью.
Hard Boiled (1990-1992)
Главному герою, живущему счастливой обыденной семейной жизнью, вдруг начинают сниться сны, где он – киборг-убийца, беспрекословной выполняющий всевозможные заказы от своих хозяев в безумном футуристичном городе. И тут он…
Да к чёрту это – тут главное не сюжет. Фрэнк Миллер в сотрудничестве с Джэфом Дэрроу сумел на страницах Hard Boiled воплотить сверхдетализированное полотно из убийств и разрушений.
2020 visions (1997-1998)
4 истории. 4 персонажа. 4 географических района. 4 жанра: хоррор, криминал, вестерн, романс. И один большой киберпанковский мир стремящихся к изоляции людей из-за свирепствующей эпидемии, сделавшей большинство мужчин бесплодными.
Transmetropolitan (1997-2002)
Комикс о приключениях и быте Спайдера Иерусалима – аналога Хантера Томпсона из громадного мегаполиса будущего. Несмотря на прилёт торжество генной инженерии, рекламые вирусы в сновидениях, фабрикаторы материи, закусочные с поджаренными младенцами и прочие безумные дары прогресса люди остались прежними. Как и политики, которые, как и всегда, продолжают всячески портить жизнь.
The Matrix Comics (1999-2004)
Буду краток: Аниматрица от мира комиксов.
Frank Miller’s RoboCop (2003-2006)
А вы знали, что Фрэнк Миллер чуть не стал автором сценария и даже режиссёром «Робокопа 2»? К сожалению, его задумки оказались настолько масштабными и дерзкими, что продюсеры быстро отказались от его идей и решили сделать нечто попроще да подешевле, тем самым погубив серию.
Так вот: этот комикс – переложение того, какjq должна была стать вторая часть Робокопа.
100% (2002-2003) и Heavy Liquid (1999-200-)
В «100%» Пола Поупа с довольно приземлёнными сюжетами: несмотря на роботов, инопланетные вещества и новые виды порнографии в них главное – межличностные отношения между персонажами разрозненных новелл. В Heavy Liquid от этого же автора же разворачивается нуарная история вокруг Тяжёлой Жидкости – наркотика, дарящего гиперчувствительность.
Singularity 7 (2004)
Постапокалипсис. Нанороботы заражают Бобби Хеннигана, который после этого стремится улучшить весь мир с их помощью, загоняя человечество в глубочайшее подполье. По поверхности остаются бродить различные дубликаты людей, сделанные из наномашин.
The Surrogates (2005-2006)
Типичная детективная история, но с одним большим НО: всё действо разворачивается в мире, где люди предпочитают взаимодействовать с социумом через «суррогатов» — роботов, напрямую управляемых удалёнными пользователями как своими телами, но, естественно, намного более усовершенствованными. Есть стрёмная экранизация.
Elephantmen (2006-2016)
Взгляд на мрачное будущее со стороны модифицированных африканских животных в гуманоидные орудия убийства безумным учёным. После поражения корпорации, создавшей их, разумные звери вынуждены пытаться интегрироваться в социум, боящийся этих существ.
Batman: Year 100 (2006)
Внезапно, комикс про Бэтмена, живущего в 2039 году. И, в отличии от своего классического образа, здесь есть место только Бэтмену, без Брюса Уэйна, что автоматически противопоставляет его Готэму, в котором власти не желают оставлять своим гражданам и толики конфиденциальности.
Hacker (2009-2010)
Классический коктейль: футуристический город, импланты, нейрошнуры, хакер, стиль, навеянный «Бегущим по лезвию». Как-то даже нечего добавить.
The Private Eye (2013-2015)
В отличие от Year 100, общество этого комикса помешано на анонимности, что им всячески дозволяется. Просто 60 лет назад до настоящих событий в том мире произошёл массовый слив конфиденциальной информации о каждом жителе планеты. Так что теперь всемирная паутина уничтожена, а все ревностно сохраняют завесу тайны даже над своей внешностью.
Главный герой – представитель самой ненавистной профессии на Земле – частный детектив.
Tokyo Ghost (2015)
Тот случай, когда ключевым в жанре «киберпанк» упор делается на «панк». Шон Мёрфи сумел сделать путешествие по урбанистическим пейзажам с убитой к чертям экологией к Токийскому Саду по-настоящему стильным, резким и драйвовым.
Empty Zone (2015-2016)
Процитирую автора: «Смесь Нейроманта и Города грехов». Выражается это в том, что здесь киберпанк принимает самые крайние формы: вечная ночь, улицы – сплошной неон, а мир настолько мрачен, что не отпускает даже мёртвых, ведь местные нейроманты одновременно чуть ли не некромант
Old City Blues (2016)
2048 год. Новые Афины, построенные на руинах Греции – город, катящийся прямиком в тартарары: высочайший уровень преступности, коррупция, пушеры на каждом углу, контрабандисты поставляют враждующим бандам новейшее вооружение. Главный герой вместе с другими полицейскими пытается не допустить окончательного падения мегаполиса.
***Естественно, при составлении этой подборки многие комиксы могли быть упущены
Источник: DTF