Для тех, кто не любит большие циклы
В фэнтези всегда доминировали циклы, и в наше время ситуация не изменилась. Даже формально одиночные романы вроде «Правды» Терри Пратчетта или «Лучше подавать холодным» Джо Аберкромби часто примыкают к циклам. Тем не менее, есть авторы, которые предпочитают писать отдельные произведения и завершать историю одним томом. Сегодня мы расскажем о трех таких — знаменитом классике, прославленном современном авторе и восходящей звезде отечественного фэнтези.
Джон М. Форд
Американский фантаст, который в русскоязычной среде известен прежде всего романом «Дракон не дремлет». Дружил с Робертом Джорданом («Колесо времени») , высоко ценился Нилом Гейманом. Умер рано, в возрасте 49 лет. После его смерти его книги долго не переиздавались, но потом все же нашли путь к читателю.
«Дракон не дремлет» — это произведение на стыке фэнтези и альтернативной истории, посвященное периоду войны Алой и Белой Розы. Масса фактов, известных из истории, активно используется Фордом как основа повествования. Эдуард IV занимает английский престол, Флоренцией правит покровитель наук и искусств Лоренцо Медичи, а утопление в бочке мальвазии герцога Кларенса Джорджа не станет сюрпризом ни для кого, интересовавшегося Войной Роз. Главное отличие в том, что вся цивилизация пошла по иному пути: монотеистические религии не получили широкого распространения, соответственно и мировое влияние перераспределилось иначе, Византия уцелела и стала сильнейшей державой, а Франция разделена между Генрихом II и Мануилом I. Здесь нет огненных шаров или волшебников в черных башнях, однако язычники всех сортов процветают, вампиры и колдуны — это не страшилка для детей, они реально существуют.
Форд подступает к повествованию с разных сторон, из разных стран, из уст совсем персонажей разного социального уровня, что помогает без лишнего давления на читателя обрисовать огромный мир и начать вести сюжет, полный приключений и политики.
Гай Гэвриел Кей
Кей начал писать довольно давно (его первая опубликованная работа, «Древо жизни», открывшая «трилогию Фьонавара», датируется 1984 годом) , а до того был помощником Кристофера Толкина, когда тот готовил к публикации «Сильмариллион». Однако по-настоящему популярным он стал в девяностых.
Большинство произведений Кея отличаются тем, что их действие происходит в мире, практически полностью копирующем средневековую Европу. Это не альтернативная история, поскольку на карте читатель не найдет ни одной знакомой страны, но нечто близкое к ней, так как параллели с нашей реальностью провести несложно. Например, «Львы Аль-Рассана» географически однозначно списаны с Пиренеев времен Реконкисты, а тамошние народы тоже легко определяются: ашариты, почитающие звезды, напоминают мусульман, поклоняющиеся Солнцу джадиты — христиан, а киндаты, гонимые всеми, сразу вызывают ассоциации с иудеями. Самый свежий роман автора, «Все моря мира», посвящен эпохе Возрождения с примесью пиратско-морской романтики в духе Сабатини. Хотя в этом мире нет знакомых названий, сразу становится понятно, что дело происходит на Балканах, в Италии и Испании. К примеру, в декорациях «Тиганы», романе о возвращении родины из-под ига захватчиков, легко узнается Италия периода феодальной раздробленности.
Кстати, технически многие романы-одиночки Кея связаны между собой — например, во «Всех морях мира» можно встретить персонажей из «Блеска минувших дней» и «Детей земли и неба». Но при этом этом сюжеты книг остаются совершенно самостоятельными.
Екатерина Звонцова
Звонцова уже десять лет работает как редактор и писательница. Она автор более чем двадцати произведений, среди которых можно найти магический реализм, фэнтези, ретеллинги и нонфикшен. Из более старых работ самыми известными можно назвать «Теорию бесконечных обезьян» и «Серебряную клятву», а наиболее свежая ее книга — «Это я тебя убила».
Этот роман создан в атмосфере и сеттинге, навеянных древнегреческим творчеством, в первую очередь легендами и мифами. Основной сюжет напоминает историю про Орфея и Эвридику, только Екатерина отзеркалила этот миф и усложнила его. В Мире Тысячи Правил достаточно чтить богов Святой Горы и их законы, чтобы жить хорошо, однако не все законы приятны. Те, кому от рождения достается магический дар, неизбежно постепенно сходят с ума, ибо так гласит воля богов. Принцесса Орфо Каператис сохранила рассудок и спустя много лет после рождения благодаря своему другу-хранителю Эверу, но теперь он заточен под землей в мире теней. Орфо отправится в Подземье, чтобы вернуться вместе с Эвером в мир живых. Но на этом все только начинается: дальше Орфо и Эвера ждут сложности престолонаследия, моральные дилеммы и непростой выбор между тем, что хочется и тем, что необходимо.