В этой статье расскажем про исследования, которые ещё в 1970-е годы проводили с помощью игровых приставок, поговорим про Тетрис, шахматы и «Петьку и Василия Ивановича», увидим, что «Аллоды онлайн» снова стали популярными, вспомним о том, что Heroes of Might and Magic 5 разработала российская компания, и узнаем, какая связь между Escape From Tarkov и Elden Ring.
Время запастись чаем и бутербродами, путешествие будет долгим. Мы начнём издалека – с игровых автоматов.
Игровые автоматы
Всего за 15 копеек советские дети от 3 до 90 лет могли поиграть в игровые автоматы, которые размещались в специальных «залах игровых автоматов», кинотеатрах, парках и множестве других мест, вплоть до пионерлагерей.
Занимались производством автоматов военные заводы. Дело в том, что им было необходимо выпускать «Товары народного потребления», и благодаря таким игровым автоматам предприятия могли выполнять план.
Подстегнула эту видеоигровую отрасль выставка «Аттракцион 1971». 50 компаний-производителей из 11 стран представили 200 образцов аттракционов, включая 100 игровых автоматов. Советские изобретатели переняли опыт и на основе представленных экспонатов разработали собственные аттракционы.
Среди игровых автоматов, производимых в СССР, были и механические, и электромеханические, и электронные.
К первым относятся «Баскетбол», «Футбол», «Хоккей», «Кран».
В числе электромеханических автоматов – «Ни пуха, ни пера» и «Дуплет», «Астропилот», «Торпедная атака» и, конечно же, знаменитый «Морской бой».
Но нас ведь интересуют больше всего именно электронные игры, не правда ли? В СССР производили игровые автоматы на базе дискретной логики или микропроцессоров. В играх с процессорами сюжет отображался на телевизионном экране, так что это были обычные аркадные игровые автоматы. Некоторые идеи были заимствованы, но достаточно сильно переработаны. К тому же, конструкции были оригинальными, поскольку создавались игры на имеющейся у СССР технической базе.
В игре «Питон» вам предстояло съедать зайцев на поле. Почти то же самое, что знакомая многим с детства «Змейка».
Игра «Городки» не имела западных аналогов, поскольку создавалась на основе старинной русской дворовой игры. По правилам нужно было сбить битой 15 виртуальных фигур – ей вы управляли с помощью джойстика. Если игроку это удавалось, он получал призовую игру и начинал с самого начала сбивать фигуры, не доплачивая 15 копеек. Поиграть в «Городки» можно на эмуляторе в Яндекс.Играх.
На игровом автомате ТИА-МЦ-1 могли быть установлены разные игры. На платформе были такие развлечения, как «Конек-Горбунок», «Кот-рыболов», «Истребители», «Котигорошко», «Остров дракона», «Остров сокровищ», «Автогонки», «Бильярд», «Городки».
Игровые приставки в СССР
Параллельно с игровыми автоматами в СССР появились и игровые приставки для телевизора.
Одной из первых приставок стала «Палестра-02», её выпускали с 1978 года. Игр было не очень много:
-
Теннис
-
Мини-футбол
-
Волейбол
-
Сквош
-
Тренировка
То есть это клоны Pong. На самом деле почти все игровые приставки в то время – во всём мире, а не только в СССР – были клонами светового тенниса. Например, в 1970-е годы в США продавали Magnavox Odyssey и Atari Pong, а в Японии в 1977 появилась Nintendo Color TV Game.
Чуть позже, в 1978 году, в СССР начали выпускать игровую приставку «Турнир». И она, что интересно, даже была подспорьем для исследований – например, для «измерения переключаемости внимания в сенсомоторной деятельности» в эксперименте 1978 года:
«…в качестве экспериментальной установки была использована серийно выпускаемая радиопромышленностью телевизионная приставка «Турнир», установленная на режим «игра в хоккей с гандикапом». В этом режиме на экране телевизора высвечивается игровое поле, на котором размещены две команды, состоящие одна из трех, а другая из двух игроков, изображенных в виде отрезков вертикальных линий. Игроки первой команды до начала игры устанавливаются в центре поля и в дальнейшем остаются неподвижными, а игроки второй команды могут перемещаться по вертикали с «помощью рукоятки управления. Это — команда испытуемого.
…Покажем, что в этих условиях успешность игровой деятельности определяется таким качеством испытуемого, как переключаемость внимания
…Помимо переключаемости внимания успех деятельности определяется и точностью исполнительной моторики испытуемого, однако, как показывает опыт, необходимый уровень сенсомоторной координации формируется у всех испытуемых в течение пяти тренировочных игр и в дальнейшем существенно не меняется
Важное значение имеет доступность телеприставки «Турнир» (можно использовать также приставку «Видео-спорт»), которая подключается к антенному входу любого бытового телевизора».
Немного геймплея есть по ссылке.
А так выглядела «Электроника Видеоспорт». В комплекте с ней, кроме двух джойстиков, шёл световой пистолет. На фото – третье поколение этой игровой консоли. Игроков ждали не только футбол, теннис и лапта, но и стрельба по мишеням в разных вариантах.
А как вам такая инновация – встроенные в цветной телевизор РУБИН Ц-1-205, который начали производить в 1981 году, игры? С помощью двух джойстиков можно было поиграть в сквош, теннис, два вида минифутбола. “Каждая из них сопровождается тремя различными звуковыми сигналами, оповещающими о пропуске мяча (голе), ударе его о границы поля и об игрока”.
Приставка «Эльф» была клоном 8-разрядного домашнего компьютера ZX Spectrum 48K. Её выпускали в начале 1990-х. Игры были взяты с ZX Spectrum и локализованы. В приставку могли быть встроены игры «Вертолёт» – клон Airwolf II «Спасатель» – Tujad и «Гонки» – Enduro. Но были ещё и картриджи, на каждом из которых – от 4 до 10 игр.
Советские компьютерные игры
Если говорить о наиболее известных во всём мире играх, разработанных в СССР, то в первую очередь вспоминается «Тетрис». Алексей Пажитнов разработал его на компьютере «Электроника-60», когда работал в Вычислительном центре Академии наук СССР.
За основу автор игры взял фигуры тетрамино: геометрические фигуры из четырёх квадратов.
Игра настолько популярная и известная во всём мире, что вряд ли найдутся люди, которые о ней никогда не слышали. После первой версии было множество других вариантов, с разной рандомизацией и даже новыми фигурами.
Позже по заказу компании «Дока» Пажитнов сделал продолжение – игру Welltris.
Но на международную арену советских разработчиков игр вывел не «Тетрис», а шахматы, причём на десятилетие раньше разработки Пажитнова.
С точки зрения шахмат СССР всегда выделялся. Простой пример: всего есть 17 чемпионов мира по шахматам по версии ФИДЕ, из них 9 человек – советские гроссмейстеры. Но нам сейчас интереснее то, что ещё в 1960-е годы в стране создали компьютерную шахматную программу КАИССа, названную так по имени вымышленной богини шахмат.
В 1974 году эта программа одержала победу в первом Чемпионате мира по шахматам среди компьютерных программ. Справа на фото – Михаил Донской, шахматист, один из разработчиков программы, на тех самых соревнованиях.
А в 1984 году для компьютера «Агат» была разработана игра «Анацефал». В создании алгоритма принял участие советский ИИ-специалист Владимир Чикул. «Анацефал» побеждал другие шахматные программы для 8 и 16 битных компьютеров.
Это была адаптация именно шахмат, но никак не других компьютерных игр. Абсолютно самостоятельная и уникальная программа.
Среди первых игр для компьютера «Агат» были и шашки.
Компьютеры «Агат» разработали в 1981-1983 годах и сняли с производства в 1993 году. В образовательном процессе его использовали до начала 2000-х – ещё в 2001-м «Агаты» можно было найти в некоторых школах.
Это был один из первых массовых персональных компьютеров в СССР. Играть на компьютере можно было как с помощью клавиатуры, так и используя игровые пульты.
Массовость привела к тому, что для «Агата» начали разрабатывать разные компьютеры игры – как забирая с других консолей, так и адаптируя идеи или создавая полностью новые.
«На вертолёте МИ-8 против нечистой силы из русских народных сказок. Избушка на курьих ножках, драконы, Кащей…», – пишет автор игры «Баба-Яга» для компьютера «Агат».
Один из примеров адаптации – игра Karateka, изначально её разработали под Apple II.
В 1989 году началась разработка игры Perestroika. сначала она вышла под MS-DOS, а в 1995 году – для Windows. Демократу нужно было прыгать по законам и постановлениям, пока те не испарялись. Выглядело это как прыжки лягушки по кувшинкам.
К советским играм, известным за рубежом, относится залипательная 7 colors. В версии для СССР она называлась «Филлер».
Игра была выпущена для операционной системы MS-DOS, компьютеров Amiga и NEC PC-9801.
И та же Gamos чуть позже выпустила ещё одну игру, способную убить время человека независимо от возраста. В неё играли, наверное, все от малых детей до их бабушек и дедушек – главное, чтобы был в доступе хоть какой-то компьютер.
Эта игра называлась Color Lines.
Российские компьютерные игры
В 1995 году вышел первый российский шутер – «Подземелья Кремля». Главному игроку – диггеру – нужно было разбираться с нечистью, которую случайно выпустили археологи. Собирайте миски с доброй кашей и кувшины с живой водой, восстанавливающие жизни, и истребляйте летучих мышей и зомби-бояр, отстреливайте палачам голову и уворачивайтесь от бабы-яги в ступе.
В 1998 году началось триумфальное шествие серии игр «Петька и Василий Иванович» для Windows. Кстати, в 2014 году первая игра серии была портирована на Android. А в 2016 году в Steam появилась обновлённая версия «Петька и Василий Иванович: перезагрузка» и собрала почти 600 отзывов, которые в основном положительные. Для зарубежного рынка игра называется Red Comrades Save the Galaxy.
Это настоящий русский квест со сложными загадками. Например, чтобы выгнать из бани анархистов, нужно собрать пчёл и запустить к ним. Или примагнитить пулю, предварительно совместив кукушку с подковой и затем пустив через них электрический ток.
Издатель серии про Петьку и Василия Ивановича – компания «Бука», которая на российский рынок вывела не только множество российских игр, но и зарубежных. В 1990-е годы компания была официальным представителем Sega, Nintendo, Sony и распространяла в стране их приставки.
Если говорить о российских, то отдельного внимания заслуживает серия игр «Аллоды». Это MMO RPG было запущено в 1998 году. А уже другим издателем, Nival, в 2010 году была запущена «Аллоды онлайн».
В 2022 году интерес к «Аллоды онлайн» вырос в 8 раз. В тот момент Activision Blizzard объявила о том, что приостанавливает продажу своей продукции в России – и это решение коснулось игроков World of Warcraft.
Nival интересно ещё одним проектом поистине легендарным проектом – компания разработала по заказу Unisoft пятую часть Heroes of Might and Magic. Игра вышла в 2006 году и окупилась всего за 2 месяца.
И для полноты картины стоит отметить игру «Блицкриг» той же Nival Interactive. События происходят во время Великой Отечественной войны. Первая игра в серии военных стратегий в реальном времени была выпущена в 2003 году. В ней можно было принять участие в исторических битвах за СССР, союзников или Германию. Вторая часть вышла в 2005, третья – в 2017 году.
Ещё одна интересная стратегия – «Периметр». В ней вы могли заниматься терраформированием и разрушать рельеф. Критики и игроки тепло встретили игру и отмечали её инновационность.
Могла ли компания Disney заинтересоваться российской игрой и купить её, чтобы продвигать собственный блокбастер.
В 1997 году началась разработка игры «Корсары» и спустя 3 года после анонса, в 2000 -м году, она вышла и обрела известность во всём мире. Именно поэтому на разработчиков обратила внимание компания Disney и купила игру «Корсары II», которая на зарубежном рынке продавалась как Sea Dogs II. Это нужно было Disney для рекламы фильма «Пираты Карибского моря: Проклятие „Чёрной жемчужины“».
Кстати, эта же игра стала первой разработанной в России игрой для приставки Xbox. Тоже, как нетрудно догадаться, для рекламы шедевра с Джонни Деппом и Орландо Блумом.
Правда, связи с фильмом у игры было не очень много.
По-настоящему культовой игрой стал авиасимулятор «Ил-2 Штурмовик». На момент выхода в 2001 году по физике и графике была лидером области авиасимуляторов.
Игра и сейчас считается одним из ведущих авиасимуляторов на тему Второй мировой войны и занимает верхние строчки в рейтингах, статьях и подборках.
Издателем в России была 1С, а за рубежом – Ubisoft.
В 2015 году студия Battlestate Game выпустила шутер Escape From Tarkov. В 2020 году общее количество одновременно играющих игроков превысило 200 000 человек.
Геймдиректор Elden Ring Хидетака Миядзаки рассказал о том, что ищет вдохновение в мультиплеерных играх, и среди них отметил Escape From Tarkov. За этой игрой Миядзаки проводит немало времени. Она интересна ему и как геймеру, и как разработчику.
То есть какую-то роль мультиплеер от российских разработчиков сыграл в том, что Elden Ring получила 324 награды «Игра года».
Ну и, конечно, недавно вышла игра Atomic Heart от российских разработчиков.
И ещё мы ждём «Смуту». Видео и скриншоты из демо-версии выкладывали на Хабр.
Какие из советских и российских компьютерных игр вы считаете наиболее удачными, в какие любите играть? Какие игры незаслуженно не вошли в подборку выше? Напишите в комментариях!