Marvel всё сделала по контракту, где прописала вычеты «мелким шрифтом».
О том, какие роялти они получили за использование придуманного ими персонажа, писательница Девин Грейсон и художник Джей Джи Джонс рассказали журналистам The Hollywood Reporter. Шпионку Елену Белову, работающую под позывным Чёрная вдова (как и Наташа Романофф) они создали ещё в 1999 году.
По словам Грейсон, она вела переговоры с Marvel в течение нескольких месяцев после релиза сольного фильма о Вдове, где Белову сыграла Флоренс Пью. Автор добивалась выплаты, положенной по заключённому в 2007 году договору, но публично об этом ранее не рассказывала.
В контракте, который Marvel называет «особым соглашением об использовании персонажа» (по крайней мере, в его основной части) говорится, что каждому соавтору причитается:
- 25 тысяч долларов за появление персонажа в полнометражном фильме, вышедшем в кинотеатрах (не камео);
- 2 тысячи долларов — за появление в эпизоде телесериала хронометражом более 30 минут;
- 1 тысяча долларов — за появление в эпизоде телесериала хронометражом 30 минут или менее;
- 5 тысяч долларов — за одну фигурку персонажа, выпущенную за год;
- 10 тысяч долларов — за две фигурки персонажа, выпущенные за год;
- 25 тысяч долларов — за три или более фигурок, выпущенных за год.
Ещё 30 тысяч долларов должна составлять максимальная общая выплата для всех создателей персонажей, которые появляются в видеоигре, выходящей на консолях.
Несмотря на то, что в соглашении по несколько раз упоминались эти цифры, в ноябре 2021-го Грейсон получила 5 тысяч долларов за «Чёрную вдову». Джонс подтвердил, что ему выплатили похожую сумму.
Грейсон вместе со своим адвокатом больше полугода выясняла, как устроены контракты, которые заключает Marvel с авторами комиксов. Высказаться она решила, когда в июле 2022-го за появление Елены Беловой в «Соколином глазе» от Disney Plus ей предложили по 300 долларов за эпизод, а не по 2 тысячи.
Как выяснила Грейсон, в каждом «особом соглашении» прописан целый ряд дополнительных условий, которые позволяют Marvel снижать выплаты. К примеру, компания оставляет за собой право разделять сумму между художником и автором сценария или между всеми авторами, придумавшими каждого из персонажей, появившихся в фильме или сериале. Это означает, что 25 тысяч вполне могли разделить между создателями Беловой, а также Красного стража и Мелины Востоковой.
Представители Marvel же заявили журналистам, что они не ограничивают максимальную сумму выплаты всем авторам за отдельный фильм и «могут увеличивать её, если посчитают это справедливым».
Источники THR заявили, что Marvel также уменьшает выплаты за камео в фильмах — «камео» считается случай, когда экранное время героя не превышает 15% от хронометража картины. Формально камео считаются, к примеру, роль Зимнего солдата в фильме «Первый мститель: Противостояние» и роль Капитана Америка в четвёртых «Мстителях».
Кроме того, по данным журналистов, Marvel не платит создателям персонажей за появление героев в мобильных играх — только в консольных. Чем именно руководствуется компания, до конца неясно, несмотря на то мобильный игровой рынок постоянно растёт.
Как отметили несколько собеседников THR, в некоторых случаях автору выгоднее не подписывать «особого соглашения» с Marvel, потому что договор даёт компании больше преимуществ. Это подтвердил и анонимный юрист, представляющий несколько авторов, придумавших персонажей для комиксов издательства.
Это не первый случай, когда авторы жалуются на выплаты со стороны Marvel — как за фильмы, так и за комиксы. Так, Эд Брубейкер, придумавший Зимнего солдата, упоминал, что получил за камео персонажа в картине «Первый мститель: Другая войну» больше, чем за развитие героя.
А Джо Кейси, придумавший Америку Чавес, героиню, появившуюся в сиквеле «Доктора Стрэнджа», подтвердил, что на данный момент ничего не получал от Marvel за фильм.