Даже не особо увлекающиеся казахской литературой знают Абая Кунанбаева или Мухтара Ауэзова, описавшего в известной эпопее «Путь Абая» дорогу отца литературы этой страны. В 2007-ом году в журнале Дружба вышла достопамятная статья Герольда Бергера (ДН, 2007, номер 6):
С тех пор прошло чуть менее двадцати лет и литература пусть не семимильными шагами, но всё же продвинулась. Новая волна авторов, которые пишут на стыке реализма, модернизма и постмодернизма, переосмысляют наследие, язык и классические сюжеты, вливаясь в мировое культурное поле. Кроме Ауэзова и Кунанбаева в России известны Абдижамил Нурпеисов и Олжас Сулейманов, Ильяс Есенберлин и Мухтар Магауин.
Полностью альтернативного ландшафта представить не получится (из-за соц. реализма, долгое время правящего бал), но попытку всё же сделаю.
Олжас Сулейманов — казахский общественный деятель, поэт, писатель, дипломат и литературовед, Герой Труда Казахстана, Народный писатель Казахской ССР.
«Аз и Я» — книга «Аз и Я» посвящена письменным памятникам славянской и тюркской древности. Жанр ее можно определить так: история глазами поэта. Выводы книги побуждают к спору. Отдельные положения дискуссионны. Поэт выступает против стереотипов, устоявшихся в науке. Его книга — сплав публицистики с кропотливым анализом лингвиста.
Абдижамил Нурпеисов — советский казахский писатель и переводчик, внесший большой вклад в казахскую литературу. Герой Труда Казахстана. Народный писатель Казахской ССР.
«Последний долг» — над этим романом-дилогией крупнейший прозаик современности, лауреат Государственной премии СССР, автор знаменитой трилогии «Кровь и пот» Абдижамил Нурпеисов проработал без малого четверть века. Это глубоко реалистическое полотно, философское осмысление поистине неохватной трагедии народа — гибели Арала. В романе бушуют страсти многотрудной человеческой судьбы. Море мелеет, рыба уходит, берега пустеют. Страшное зло — карьеризм, жизнь сегодняшним днем, корысть, ложь, демагогия — ржой подтачивают вековые нравственные устои. Исковеркана природа, исковерканы судьбы людей. Есть в этом романе жестокая ясность, холодная необратимость выводы. Идеи врезаны четко, как следы в подтаявший днем и к ночи отвердевший лед. Но четкость следов человеческих непрочна, обманчива, подобно крепости льдины, уносящейся в море. Читателя волнует и увлекает нечто непредсказуемое, поднимающееся из темной и живой глубины, бездонно шевелящееся под тонким льдом…
Мухтар Магауин — советский и казахстанский писатель, прозаик, публицист, переводчик, исследователь фольклорного наследия казахов, доктор филологических наук. Народный писатель Казахстана.
«Жармақ» — роман, основанный на двухвековой истории Казахстана и современной системе психологических конфликтов. Хотя он и не взрывается и не становится частью целого, само собой разумеется, что каждый человек постоянно руководствуется двумя мыслями, всегда стоящими на одном уровне. перекресток двух дорог.С той разницей, что эта «трансовая» система, которую обычно можно увидеть в различных фантастических фильмах, вошла в казахскую литературу.
Толен Абдиков — казахский писатель. Народный писатель Казахстана, лауреат Государственной премии Республики Казахстан.
«Парасат майданы» (рус. «Разума пылающая война») — обращение писателя к человечеству; послание другим души, которая заглянула в тайну жизни. Мы видим, что в этой философской работе Толен Абдиков был обеспокоен будущим общества, он проявил к этому свое сердце и хотел проложить путь. Добро и зло, жестокость и доброта соседствуют друг с другом и говорят, кто победит.
Дюсенбек Накипов — казахстанский хореограф,писатель, поэт, романист, хореограф, драматург.
«Круг пепла» — первый роман известного поэта Дюсенбека Накипова. Авторитетные критики и рецензенты высоко оценили роман, называя его ярким событием литературной жизни. «Дерзкий замысел…», «Блестящий стиль…», «Пленительный эротизм жизни…», «Это первый полноценный и художественно независимый от западных традиций казахский постмодернистский роман».
Аслан Жаксылыков — писатель, доктор филологических наук, профессор, Академик МАИН с 2004.
«Сны окаянных» — в трех книгах цикла, романах «Поющие камни», «Сны окаянных», «Другой берег», в рамках философского, экспрессивного повествования раскрывается тема атомных полигонов на территории Казахстана, изображается судьба группы детей, растущих в изоляции в условиях брошенного военного городка. В философском по жанру романе экзистенциально и гротескно заостряются проблемы войны и оружия в истории человечества, моделируется «малая история» на примере судьбы героев произведения, раскрываются мифологические аспекты психологии войны в мышлении людей, разоблачается примитивная идеология «ястребов», ратующих за гонку вооружений. Трилогия выполнена в технике современной литературной эстетики.
Ермек Турсунов — казахский писатель, кинорежиссёр и сценарист. Заслуженный деятель Казахстана.
«Мамлюк» — роман известного кинодраматурга и режиссера Ермека Турсунова «Мамлюк» повествует об ас-Захре Бейбарсе, легендарном султане Египта XIII века (Арабский халифат). Книга — итог многолетних исследований автором истории стран Ближнего Востока периода раннего Средневековья. Именно в это переломное для судеб арабского мира и ислама время взошла звезда Бейбарса — выходца из Великой степи, которого современники-единоверцы называли Рукн ад-Дин (Опора Веры). В каждой строке романа — следы странствий по тропам библейских старцев, путям пророков, святых мучеников веры. В каждом слове — отзвук дыхания далеких времен, запечатленного на страницах древних манускриптов и трудов современных историков, богословов, религиоведов. Эти источники стали для автора объективными ориентирами при выработке своего оригинального взгляда на легендарного тюрка и создании его художественного образа. Роман не претендует на статус научного исследования. Автор литературными средствами художественно изобретательно и психологически убедительно воссоздает важнейшие биографические вехи и личностные черты героя, прошедшего исполненный драматизма путь — от бесправного невольника и рядового воина до могущественного правителя и победоносного полководца.
Дидар Амантай — известный казахский писатель, лауреат Государственной молодежной премии Дарын, премии Тарлан в номинации Новое имя — надежда.
«Түнгі жарық» — в романе же «Түнгі жарық» Д. Амантая, яркого представителя казахского постмодернизма, «новой волны» интеллектуальной прозы, мы видим глубокий внутренний конфликт героя с самим собой, его экзистенциальный выход в неведомую, не поддающуюся обычному пониманию реальность. Широкое использование модернистских и постмодернистских дискурсов (мультикультуральность, ризома, экзистенция) позволяет писателю развивать темы онтологического и мировоззренческого порядка.
Аскар Егеубай — казахский и советский учёный-литературовед, филолог, поэт-тюрколог, переводчик, критик, журналист, публицист, общественный деятель, доктор филологических наук, профессор.
В романе-эссе «Жүсіп Баласағұн» достаточно воспроизводит смысл, основную сюжетную канву, центральные образы раннесредневекового тюркского памятника «Құтты білік» Жусупа Баласагуна.
Хасен Адибаев — казахский писатель, литературный критик, педагог.
«Созвездие близнецов» — человек живет надеждой. В этой книге, где в художественной форме и образах отражен многотрудный и противоречивый путь Истории, в руки читателя дается ключ к доброму, гармонии, благородству и к осознанию сложности общественной жизни. Толерантность и стремление к демократизму — душа современной цивилизации. Взаимопонимание и соучастие — основа гармонии и счастья в семье, стране и мире.
Таласбек Асемкулов — музыкант, композитор, казахский писатель-билингв, кинодраматург, литературный и музыкальный критик, исследователь мифологии, истории, этнографии, мастер по созданию домбр, переводчик с казахского языка на русский, с русского на казахский.
«Талтус» — в древности казахи считали куби священным и знали его как Кубира Бога. Однако сегодняшняя постановка на сцене уже не та, она потеряла качество. Благодаря нашим книгам наши читатели смогут узнать больше о казахском музыкальном искусстве, увидеть его глазами музыканта и погрузиться в один из самых священных пластов казахской культуры. Кроме того, по мнению психологов, роман «Талтус» восстанавливает связь поколений, утраченную казахами в XX веке.
Смагул Елубай — казахский писатель и кинодраматург, член Союза писателей Казахстана, заслуженный деятель Казахстана. Народный писатель Казахстана.
«Белый дом» — в основе романа лежит ненаписанная правда и нерассказанная история казахского народа советского периода. Произведение посвящено катастрофическому голоду 31-33 годов прошлого века. Автор с особой эмоциональностью описал эти хаотичные места и передал их языком рассказов. Положение людей, пострадавших от голода в советский период, последствия принесенных в страну «преувеличений», плохое поведение правителей страны, безобразие и несправедливость не оставят читателя равнодушным. Умирающие от голода дети, искалеченные старухи, страдания невиновного человека, подвергшегося насилию, предстанут перед вашими глазами и заставят вас дрожать.
Айгуль Кемельбаева — прозаик, кинодраматург, литературовед, эссеист. Уроженка аул Кундызды, Абайского района Семипалатинской области.
Роман «Башня» состоит из двух частей: потребительская цивилизация, изображенная в первой части («Няня»), противопоставляется естественному миру природы во второй («Последний тигр»).Во второй части романа «Последний тигр» автор погружает читателей в лоно природы. Главная героиня Айжан словно растворяется в авторе-рассказчике, автор-повествователь выступает на первый план.
Аскар Алтай — казахский писатель, член Союза писателей Казахстана.
«Алтайский роман» — сборник построен по характеру жанра, произведения написаны в духе романа.
Нуржан Куантайулы — поэт и писатель, пришел в литературу со своим неповторимым стилем и почерком.
«Қараозек» — роман, который срывает завесу нашей современной сложной жизни, раскрывает её со всех сторон, ясно описывает её без лжи, обнажает сцены горькой правды, изображает её спорно и впечатляюще.
Николай Верёвочкин — казахстанский писатель, пишущий на русском, родился в 1949 году в Северном Казахстане.
«Зуб мамонта» — роман Николая Веревочкина, изображающий историю целинного городка от его создания в 60-70-ые годы и до разрухи 90-х насыщен конкретными узнаваемыми деталями времени. В то же время роман, как и все творчество Николая, в хорошем смысле этого слова философский. Более того, он является мифотворческим. Построенный на месте затопленной северо-казахстанской деревни Ильинки, Степноморск, как неоднократно подчеркивается в тексте, являлся не просто райцентром, но и «центром рая», вобравшим все лучшее от города и деревни — музыкальная школа, самодеятельный театр, авиация и роща вместо центральной площади, рыбалка, грибы, короче говоря, гармония природы и цивилизации. «…В таких городах золотой середины, в отличие от столиц и глухих деревень, зарождалось общество, которого в принципе быть не должно».