Они поделились мнением о санкциях, запрете ЛГБТ, Steam, торрентах и даже немного о Baldur’s Gate 3.
Издание РБК поговорило с представителями ведущих российских игровых компаний о текущем состоянии индустрии в стране. Выбрали главное.
Кто отвечал на вопросы
- Сергей Ефремов — глава компании Astrum Entertainment, которая издаёт Warface и «Аллоды Онлайн».
- Малик Хатажаев — сооснователь и гендиректор студии Lesta Games, управляющей играми «Мир танков», «Мир кораблей» и «Танки Блиц» в РФ и Беларуси.
- Алексей Копцев — основатель и гендиректор студии Cyberia Nova, которая разрабатывает игру «Смута».
О влиянии санкций
Разработчики сообщили, что европейские и американские санкции в отношении РФ довольно сильно сказались на деятельности российских студий, по крайней мере, первоначально. Компаниям пришлось искать альтернативные каналы поставок «железа» и переходить на российский софт. Сделать это удалось постепенно в течение года. По словам Сергея Ефремова, по состоянию на вторую половину 2023 года его компания решила все подобные проблемы, «не потеряв в качестве».
Алексей Копцев, который руководит разработкой «Смуты», рассказал, что у его студии возникла серьёзная проблема с ПО на фоне санкций. Студия Cyberia Nova потеряла часть данных, которые хранила в «облачном» хранилище Google Drive. Это произошло, поскольку его компании пришлось экстренно переносить данные в «Яндекс Облако».
О сотрудничестве с западными компаниями
Глава Lesta Games Малик Хатажаев рассказал, что у российских компаний «нет ограничений на сотрудничество именно по территориальному или национальному признаку». Однако поскольку появилось множество запретов на проведение платежей, вывести деньги зарубежных клиентов в Россию теперь практически невозможно.
Копцев тоже пришёл к такому выводу, отметив, что из-за введённых ограничений его студии пришлось отказаться от первоначальных планов по выпуску игры для международного рынка.
О каналах дистрибуции и торрентах
Все опрошенные разработчики назвали ключевым каналом дистрибуции видеоигр в РФ платформу VK Play. По словам Ефремова, это крупнейшая площадка на российском рынке, у которой вряд ли появятся конкуренты в ближайшие годы.
Хатажаев отметил, что с 2022 года в России стали чаще скачивать «пиратские» игры. По его словам, торренты вновь «оказались в тренде», как и 20 лет назад. Это произошло на фоне того, что россиянам стало сложнее покупать многие игры.
Об интересах игроков
В ходе интервью разработчики кратко обсудили то, как изменились запросы аудитории с 2022 года. Ефремов заявил, что по-прежнему остаются популярными MMORPG, спрос на которые относительно других жанров растёт.
По словам Хатажаева, среди игроков появился спрос на ретрофутуризм. Он заявил, что интерес к играм в целом растёт, в том числе у женской аудитории. Согласно его данным, аудитория видеоигр состоит из девушек уже почти на 50%.
Копцев же обратил внимание на большую популярность Baldur’s Gate 3, чей максимальный онлайн в Steam превысил 870 тысяч игроков.
О запрете пропаганды ЛГБТ
Все опрошенные разработчики заявили, что ограничения, связанные с запретом демонстрации и пропаганды ЛГБТ в РФ, никак не отразились на игровой индустрии. По словам Копцева, в «Смуте» такие темы не поднимаются, хотя сам глава Cyberia Nova ничего против подобного не имеет.
О рынке видеоигр в России
В конце интервью представители индустрии дали оценку российскому рынку видеоигр. По данным Ефремова, в 2022 году рынок сократился с двух миллиардов до 1,4-1,6 миллиарда долларов. 66% из них пришлись на ПК, 30% — на мобильные игры, а 3,5% — на консоли.
Хатажаев также отметил, что наиболее заметное падение за последнее время произошло у консольного направления, которое по состоянию на вторую половину 2023 года исчисляется, вероятно, десятками миллионов рублей. Копцев, в свою очередь, заявил, что после резкого падения в 2022 году российский рынок начал расти.
Что касается прогнозов, то, по мнению Хатажаева, до конца 2023 года оборот российского рынка может вырасти до 100-120 миллиардов рублей.