Написание заметки мотивировано релизом игры Besiege, однако сама эта игра взята просто в качестве наглядного примера — как представитель жанра.
Автор просит прощения у людей, которые подписались на него после публикации об эргономике рабочего места и здоровье оператора ЭВМ! Подробная и развёрнутая статья на эту тему ориентировночно выйдет в середине весны — если всё пойдёт по плану и не случится никакого форс-мажору.
__________
Основные аргументы нижепредставленной работы родились и были обкатаны ещё в процессе общения на тему с Александром Фёдоровичем Горбаченко в январе 2018-ого года — после того, как он самостоятельно ознакомился с игрой. Автор выражает ему благодарность за предоставленную экспертизу, а также за ряд высказанных тогда важных ремарок и критических замечаний!
* * *
Вообразим на минуту, что мы сильно молодой парень или девушка из небольшого городка, посёлка или даже деревни. Занятий у нас не так уж и много и, рано или поздно, у нас впервые не получится собрать какой-нибудь рабочий механизм.
После недолгих размышлений в процессе разглядывания результата, мы определённо поймём, что по части аппарато- и машиностроения, а также в области механики и инженерного дела мы довольно ощутимо отстаём. Или, сказать прямо, не шарим. Потискав детальки и в очередной раз изобразив жалкое корыто, мы, ясно дело, начнём самообразовываться, что, вообще говоря, для современного человека вполне естественно — благо к тому имеются все мыслимые возможности.
И вот автор, хоть и не будучи сильно молодым человеком, может привести скриншот списка литературы, которая понадобилась, чтобы, после нескольких порывов разбить компьютер и инженерных изысканий, собрать рабочий летающий вертолёт соосной схемы в вышеназванной игре:
Её сутью являются сбор под задачу и последующая целевая эксплуатация аппаратов и систем.
Хоть в самой игре и не реализованы некоторые законы физики — как, например, плотность воздуха (что не позволяет строить полноценные дирижабли), тем не менее она, в случае развития своей соревновательной составляющей, несомненно может привлечь талантливых ребят в инженерные профессии — заразить их разум вирусом технаря.
Сами по себе игры такого типа ещё не скоро смогут считаться полноценными симуляторами заводских мастерских, однако они гарантированно раскроют в заинтересовавшихся ребятах инженерное мышление и повысят вероятность их дальнейшего развития в этом направлении, напрямую влияя и на выбор образовательного направления (технические ВУЗы).
Значение беспилотников в промышленности, военном деле, науке и медицине в ближайшее время будет только возрастать. Соответственно, с большой долей вероятности, можно предположить, что мышление, формируемое у подростков симуляторами такого рода, будет весьма востребовано на рынке труда уже в самом ближайшем будущем. Не так уж и важно в какой именно сфере (за некоторыми исключениями) они станут трудиться, ведь рост роли информационных технологий в сегодняшней экономике переоценить довольно сложно.
Как было сказано в самом начале, симулятор Besiege приведён лишь в качестве примера. Ничто не мешает разработке другого, более качественного — с большей реалистичностью и более точной реализацией законов физики.
Однако как же повысить интерес к дисциплине?
Как привлечь молодёжную аудиторию приобщиться механических и инженерных таинств?
К счастью вся необходимая инфраструктура сегодня есть.
Киберспорт!
Спортизация симуляторов такого рода позволит привлечь в тему достаточное количество молодых людей для того, чтобы, к примеру, закрыть набор на инженерные специальности в технические ВУЗы. В некоторых американских, например, реализована финансовая поддержка (стипендия) киберспортсменов.
Кроме того симуляторы этого типа прекрасно ложатся в четвёртую группу классификации спортивных дисциплин по Матвееву: виды спорта, в которых сопоставляются результаты модельно-конструкторской деятельности спортсменов. Сегодня в данной категории официально ни одной киберспортивной дисциплины нет. По мнению автора именно включение подобного симулятора в перечень дисциплин компьютерного спорта естественным образом срастит его с дроноводством — что никак не даётся в руки некоторым сегодняшним киберспортивным функционерам.
Именно подобный симулятор может полнее всего раскрыть прикладное значение компьютерного спорта!
Популяризация такового симулятора, при условии, что законы физики реализованы с достаточной степенью правдоподобности, приведёт нашего новоиспечённого молодого конструктора сначала в виртуальную библиотеку, подобную показанной выше, а затем и в соответствующие учебные заведения, потому как автору данной статьи не известен ещё ни один человек из авиационного кружка, в дальнейшем с концами ушедший из мастерской в бальные танцы.
Возможно они есть.
* * *
В самой вышеназванной игре реализованы как поверхность, так и воздушная и космическая среды (возможно отключение гравитации). Водная и подземная среды, к сожалению, на сегодняшний день не реализованы, но уже и имеющихся с лихвой хватает для испытаний самого широкого спектра аппаратов!
Т.к. в игре имеется возможность отключения гравитации (сопротивление воздуха реализовано специфически и проявляется только на лётных лопастях) и возможность сборки двигателей реактивной тяги (разогретый пламенем водомёт), с лёгкостью доступна репетиция баталий в открытом космосе!
Соревнования по игре явят собой невиданный прежде формат, в котором как сборка, так и непосредственное использование аппаратов могут являться предметом комментирования и боления зрителей!
Скоростная сборка аппаратов может стать соревнованием и сама по себе, но наиболее полно, по мнению автора, дисциплина раскроется в командном формате, когда несколько человек участвуют как в сборке, так и в управлении аппаратом (игровая механика позволяет). Кроме того, именно заготовка наработок (узлов) и разработка соревновательных аппаратов заранее сформирует у соревнующихся спортсменов живое, прикладное инженерное мышление.
Конкретные форматы проведения и правила соревнований могут быть легко сформулированы профильными специалистами.
Из негативных моментов — игра является проприетарной программой, что может наложить некоторые ограничения на её массовую и свободную спортизацию (в т.ч. международную). По мнению автора данной работы игры, признанные дисциплинами компьютерного спорта, должны быть свободными программами по целому ряду обстоятельств. Свободными как свобода, а не бесплатными как пиво.