Продюсерский проект Сарика Андреасяна, который должен был выйти ещё три года назад (но даже тогда был бы устаревшим).
В конце января в российский прокат вышел фильм «Кома» — научно-фантастический долгострой от режиссёра Никиты Аргунова. Первый тизер картины вышел ещё в 2017 году — на этот же год была назначена и премьера.
За это время печально известная компания Enjoy Movies, отвечавшая за разработку фильма, успела обанкротиться, а её основатели — создать новую студию «Большое кино». Под её крылом фильм в итоге и добрался до кинотеатров.
Мы никогда не узнаем, как сильно изменился фильм за годы переносов и продюсерских многоходовок — и изменился ли вообще. Но одно понятно точно: если с помощью «Комы» братья Андреасяны хотели в очередной раз «поднять российскую фантастику с колен» (что они уже пытались делать в «Мафии» и «Защитниках»), то вышло так себе.
Впрочем, надо отдать «Большому кино» должное. «Кома» — далеко не такое ужасное кино, как «Мафия», и не столь раздражающее, как «Защитники». Как минимум, дизайнеры в нём отработали свои гонорары почти безукоризненно.
Мир «Комы» с её летающими домами и разрозненными островками воспоминаний, где московский небоскрёб может соседствовать с китайским кварталом, а один и тот же автобус находиться сразу в двух локациях одновременно — потому что разные люди так его запомнили — может кому-то напомнить Пандору из «Аватара» или что-то из нолановского «Начала» (хотя сравнения, честно говоря, притянутые). Да и сам концепт пространства, где живут все люди, попавшие в кому, взят почти дословно из российской (и хорошей) драмы «Я остаюсь».
Но исполнен он здесь — опять же, исключительно с точки зрения дизайна — интересно. Сложно не поймать себя на мысли: жаль, что такая хорошая работа досталась такому фильму.
Ведь никакой дизайн не спасёт плоскую кинематографию и банальную техническую отсталость. Как бы любопытно не выглядел мир «Комы» в статике, как только камера двигается с места, а герои начинают перемещаться по замудрённым локациям, всё летит в тартарары: несовершенный CGI портит всякую попытку снять неординарный экшен.
Но больше всего впечатление, пожалуй, портят условные антагонисты — так называемые Жнецы. Это враги с самым скучным и тиражируемым дизайном, который только можно придумать: чёрные бесформенные существа с длинными конечностями.
Да и сам сеттинг — с его интересной концепцией с «логикой сна» — не получает должного развития. То, что можно было превратить в сюрреалистичный, работающий по специфическим законам мир, лишь становится основой для типичной фэнтези-сказки о людях с волшебными способностями.
Способности, как и подобает сказке, раздают на основе того, чего людям не хватало в обычной жизни: инвалиду — суперсилу (привет, «Дети Шпионов 3D»), неудачному архитектору — возможность строить всё, что он захочет.
В этом мире все носят глупые американизированные прозвища типа Танк, Спирит или Фантом и, естественно, в нём обязательно появится свой Избранный (как раз архитектор, наш главный герой).
И он, конечно же, пройдёт по всем шаблонным этапам становления героя дешёвого фэнтези. Шок, сомнение насчёт своих сил, внезапное их обретение в самый важный момент, любовь, победа, в общем, всё по графику.
«Кома» ревностно следует затёртому шаблону, который давно должен был стать моветоном даже для самого отсталого бульварного фэнтези. Вас вряд ли покинет чувство, что герои здесь действуют не столько исходя из своих одноклеточных характеров, сколько потому что им так диктует вышестоящий нарратив.
Они обязательно влюбятся, позлятся и предадут, когда это надо будет сюжету, но не им самим. Из-за плотности событий — а фильм, несмотря на приличный двухчасовой хронометраж, несётся с какой-то неприличной скоростью — все их эмоциональные сдвиги неизбежно чувствуются форсированными.
Если вы видели хоть один подобный фильм, вам не составит труда предугадывать события «Комы» примерно за час до того, как они произойдут (особенно хитрые могут попытаться угадать их ещё до вступительных титров). Вы поймёте, кто здесь скрытый злодей, потому что больше, собственно, некому им быть, вы точно узнаете, кто пожертвует собой в конце ради победы, а тайна происхождения героя спойлерится в его флэшбеках куда сильнее, чем этого хотелось бы создателям.
Удивить здесь способен только великий сюжетный поворот, объясняющий мотивацию злодея. Но не потому, что он хороший, а потому, что очень-очень странный и попросту глупый: додуматься до такого самому было бы крайне сложно.
«Кома» — наверное, самый обидный вид плохого кино. Это фильм, авторы которого смогли придумать занятный концепт и даже дать своей картине уникальную визуальную форму. Но не преуспели во всём остальном — в их интересном мире происходят банальнейшие события с героями, которые выглядят точь-в-точь как сотни других персонажей из похожих произведений.