Из поста вы узнаете что такое эта ваша депрессия, как из нее выбираться, и почему Мидсоммар — отличное кино, которое может быть полезным.
Солнцестояние (2019) – фильм Ари Астера, и первый фильм, про который я пишу лонг.
Я буду писать о тех фильмах и сериалах, которые не только мне понравились художественно, но и несут, на мой профессиональный взгляд, пользу зрителю.
Я психотерапевт, поэтому разбирать фильмы буду именно с ракурса определенных тем, вопросов и используя специфическую терминологию, которую буду объяснять.
Мидсоммар – замечательное кино про ужасное состояние. Я уверен, что режиссер задумывал этот фильм, как способ рассказать о депрессии, и у него это замечательно получилось.
Что мы можем узнать из фильма:
1. Что такое депрессия, и как ее заметить в себе или окружающих?
2. Как чувствуют себя люди рядом депрессивными ребятами?
3. Что можно с этим делать?
Ответы на эти вопросы я буду формулировать по ходу разбора фильма, и в конце коротко все опишу.
Депрессия является следствием сложного взаимодействия социальных, психологических и биологических факторов. Повышенный риск развития депрессии наблюдается у людей, переживших жизненные потрясения (например, безработицу, потерю близкого, психологические травмы). Депрессия, в свою очередь, может привести к повышению уровня стресса и функциональным нарушениям, что лишь усугубляет жизнь больного и, как следствие, саму депрессию.
Первая сцена фильма демонстрирует нам образный путь из депрессивного темного в человеческое солнечное, где есть другие люди, жизнь. дальше идут сцены снега, мороза, «мертвого леса зимы». Это, своего рода художественная метафора состояния жизни человека, находящегося в депрессивном эпизоде. Все как будто очень похоже на нормальны мир, но совсем нет жизни, нет интереса к событиям. Знакомо только чувство тревоги, которое и отражается в звонке родителям, которые, как мы уже знаем, не возьмут трубку.
Отдельным важным моментом тут является факт того, что сестра главной героини (далее – ГГ) демонстрирует явные признаки шизоидного расстройства. Это реалистично иллюстрирует тот факт, что психические особенности передаются по наследству.
В этой же сцене мы знакомимся с позицией партнера ГГ, Кристиана, и , в его лице, с частым примером партнера человека, страдающего от депрессивного эпизода.
Кристиан живет свою обычную жизнь, общается с другом, но вторым слоем своего вопроса ГГ провоцирует в нем чувство стыда за это.
Просьба о помощи, не высказанная на прямую, является инфантильной попыткой получить желаемое не попадая в рискованную позицию.
В следующей сцене режиссер нам 3 секунды крупным планом демонстрирует, что ГГ принимает Ативан (лазорепам) – это, по сути, транквилизатор.
Что может говорить нам о том, что лечащий врач ГГ немного промахнулся, что ясно демонстрирует ГГ, проявляя, судя по реакции Кристиана и друзей, все большую склонность к апатичному поведению.
Далее в сцене беседы с подругой ГГ также очень здорово показывает, как думают депрессивные ребята – обесценивание себя, тревожность, сменяющаяся амбивалентностью, невозможность другим обращаться к такому человеку за помощью.
Мы познакомились со всеми центральными персонажами, дальше я постараюсь меньше заострять внимание на частностях, больше уходить в сторону разъяснения событий фильма в ключе исцеления ГГ.
ГГ попадает в число путешественников очень интересным образом. Помимо депрессивного, она демонстрирует расстройство пограничного спектра, активно применяет манипуляции, вызывает у Кристиана муки совести, давит на его моральные ориентиры. Подобные «клещи» часто встречаются в парах, где есть депрессивные движухи. Один из партнеров находится в добровольном подчинении болезни. Это, своего рода созависимость, как при алкоголизме одного из партнеров.
Шагнем дальше по сюжету, иначе я тут книгу напишу.
Следующая интересная сцена – встреча и первый трип.
Наша главная героиня с помощью неизвестного гриба сталкивается с чувством, о котором часто говорят «употребляющие», и которое практически отсуствует при депрессии – ощущение причастности к миру, общности, единства. Это чувство, противоположное страданию от одиночества.
Отдельно хочу отметить то, как оператор отображает это изменение состояния. В начале сцены ГГ сидит посередине всей компании, в тени (в темноте) единственного дерева, но потом замечает, что трава растет через нее, она становится не лесом, но травой.
Другой, неожиданный опыт единства.
А еще тут важным моментом является сон – после «трипа» ГГ отсыпается.
Сон – одна из базовых потребностей при психических расстройствах, поэтому важно, что «трансформация» состояния ГГ начинается с того, что она проспала очень много, но «ночи» как будто бы и не было.
Найти время на восстановление в жизни сложно, тут может помочь амбулаторное лечение, когда кроме как спать, делать особо нечего.
Сцена на поляне, когда вся компания прибывает в общину, хорошо отображает основной пастулат гештальт-подхода – психика человека всегда интуитивно стремится к исцелению. ГГ очень явно любуется Пелле и его состоянием гармонии.
Следующий важный момент – социализация. ГГ получает опыт «наследия», линии связи с «корнями», что фундаментально формирует ощущение безопасности.
Это одна из трех базовых потребностей, первичная, далее идет потребность в привязанности, что будет дальше, и самая сложная – потребность в признании, так называемая «здоровая нарциссическая потребность».
Контрастом к знакомству с опытом «наследности и укорененности» становится опыт нелепого поздравления от практически чужого Кристиана.
Образно, эта часть истории сопровождается постоянным плачем ребенка на фоне, в их общем жилище, что также отсылает к тому, что опыт базовой безопасности формируется в младенчестве (до 3 месяцев).
Забегая вперед — невротическая потребность в привязанности отображается через тему секса, с которой героиня встречается через Кристиана и Рыжулю-крашиху. Утоление потребности в признании – полученный статус Королевы Мая.
Что там дальше по важному, ах да. Тот самый ритуал.
Ну чтож, если воспринимать фильма, как путь к выздоровлению, то этот фрагмент я бы назвал «шоковая терапия через актуализацию темы смерти». Это совсем не то, что я мог бы рекомендовать, но в фильме героине помогло двигаться дальше.
Тема травматизации и ретравматизации – отдельная, и может быть когда-нибудь и про это напишу что-то.
Двигаясь по сюжету, мы видим, что «шоковая терапия» продвигает ГГ по пути работы в части своего состояния, ступор, который ранее вызывала тема смерти и смертности преодолён.
Этим сюжетным поворотом режиссер разрешает себе двигаться по тем дальше, упустив более частый сценарий – от месяца до нескольких лет восстановления, «заживления» и постепенного преодоления травмы.
Следующим важным для нашего разбора фрагментом является приобщение ГГ к «общему» к «общине».
Это очень важная составляющая работы с депресссивными расстройствами – формирование социальных связей, общая деятельность и простой труд, который помогает в нормализации внутрипсихических процессов.
Эта линия развития сюжета переходит в следующий эпизод, где проходит конкурс на выбывание. ГГ получает важный опыт привязанности без конкуренции, без токсичного соперничества, но с возможностью проявить себя и быть признанной, обогретой общим вниманием не за абстрактные заслуги, а за то, какая она сейчас.
Тут хочется сделать важное отступление – я уверен, что современному человеку очень недостает именно такого опыта – сакрального, общинного, традиционного. Мы тут любим игрульки и мультики всякие, но по своей работе я точно знаю, что нет такой игры, которая может подарить игроку опыт обретения внутреннего смысла.
Кульминация процесса «сопереживания», явной привязанности, которая исцеляет, станвоится сцена с переживанием измены.
Я всегда глубоко эмоционально переживаю эту сцену, где толпа «сострадает» — совместно страдает. Опираясь на свой опыт участия в групповой терапии я твердо уверен, что такой опыт является мощнейшим катализатором самоисцеления. Не в такой форме это происходит, конечно, но, по сути, оно – психика человека получает явный и искренний ответ от «окружающих» что его боль видима, важна и уместна, на нее есть время, люди готовы уделить этому внимание.
Далее идут сцены с сожжением, но с точки зрения моего разбора они особо и не важны. Это символическое отпускание прежнего опыта, прежних абьюзивных отношений, и следующий шаг на пути к жизни без депрессии.
В финальных кадрах мы видим первую живую улыбку ГГ, и это замечательно.
На всякий случай – ехать в секту совсем не полезно!
Если чувствуете, что вам угрожает непосредственная опасность причинить себе вред, обратитесь в любые доступные вам службы экстренной помощи или кризисную телефонную службу.
______________________________________________________
Спасибо за ваше время и внимание. с радостью обсужу фильм, его сюжет и все то, о чем писал.