Скрытый гем, которые вы так любите.
Случайный успех From Software c серией Souls привёл к появлению ничем не выделяющихся десятков «хардкорных» подражателей: болота, перебафанные враги и отсутствие внятного сюжета без малейших попыток дать жанру что-то новое. Тайваньская студия Acme, для которой Asterigos стала дебютом, не стала пытаться прыгнуть выше головы, а решила взять приятным антуражем и интересной историей.
Главная героиня — скандинавская (здесь это называют страной Анбари) воительница Хильда, прибывшая в соседнее государство, в поисках отца, потерявшегося на задании по спасению короля. Почти сразу обнаруживается, что город опустел, а немногие оставшиеся жители ходят с фиолетовой кожей и не могут вспомнить, какой на улице год. Хильда попадает на базу неких Последователей во главе с опальной чиновницей Минервой, которая уже не одну сотню лет пытается найти решение проблемы.
Разработчики переплели в одном флаконе скандинавскую и римскую мифологию: Афес, основной мир игры — чистокровный Рим. Помпезные статуи, стиль архитектуры, манеры и высокомерие местных жителей и даже одежды отсылают к Римской Империи, только обветшалой.
Хильда же вместе с её солдатами одета по-северному, в доспехи, покрытые мехом, а о пьесах и сонетах она ничего не слышала, из-за чего буквально все окружающие считают её деревенщиной.
Коротка: жители Афеса попали под проклятие Астеригоса, сделавшего их бессмертными, но зависимыми от звёздной пыли, которую получают из переработки минерала астерита и… других людей. Несложно догадаться, что настроения в некогда центре цивилизации и прогресса висят крайне упаднические.
По улицам разгуливают культисты, летают гарпии, снуют мародёры, бегают добровольно обратившиеся вервульфы, пока оставшиеся жители запираются дома в надежде, что за ними не придут.
Чего вы здесь только не встретите: упрямую веру, мешающую взглянуть на факты, деспотизм и тиранию, ввергающую в кризис целое государство, переселение душ, и даже местного Ктулху, засевшему в древних глубинах и одурманивающему шахтёров и учёных:
Конечно же, добрая девочка Хильда соглашается помочь — папеньку-то всё равно в здешних краях искать.
Что бесконечно радует на фоне игр From Software, здесь сюжет не просто от вас не прячут, а, напротив, наваливают будто с лопаты. У всех вокруг есть мнение обо всём вокруг, о мире, о традициях, о проклятии — слушать болтовню членов лагеря вам придётся ой как долго, но зато ни один вопрос не останется без ответа. Помимо диалогов и привычных записок-приказов-чертежей в игре есть Эхо-сферы, прикоснувшись к которым, вы вызываете коротенькую сценку из прошлого, произошедшую на месте находки. Каждое Эхо понемногу проливает свет на мотивацию и биографию персонажей.
Качество сюжета при этом по меркам бюджета и жанра игры можно смело назвать выдающимся, пересказывать я его не стану, он неплохо раскатывается в игре, как ковёр, но краткая завязка такова:
В игре умело критикуют разные политические строи, показывают важность баланса сил даже между враждующими фракциями, и всё это — совершенно ненавязчиво, как бы между делом.
Многое из происходящего в сюжете может толковаться по разному: допустимо ли напасть на собственную семью же, если этого потребует тот, кто может спасти целый народ? Достойны ли рабы спасения так же, как и высокие чины и как определить, кто достоин больше? Можно ли протянуть руку чужому, оставив в беде своего, если это принесёт политическую выгоду в будущем? И на такие истории вы будете натыкаться регулярно, если не будете лениться. Удивительно, что подобную глубину видишь в простенькой на первый взгляд игре.
Что радует вдвойне, сюжет не подаётся кусками раз в 5 часов, нет, каждые несколько минут вы натыкаетесь на Эхо-сферу с новыми подробностями сложного политического устройства Афеса.
В процессе игры вы будете постоянно приглашать новых персонажей в лагерь, узнавать их историю и получать новые возможности. Эта часть игры реализована на очень достойном уровне: кузнец-лисичка Вулкан начнёт ковать новое оружие, если разузнаете, куда делся её возлюбленный, а бывшая оперная певица, павшая жертвой зависти коллег по цеху полугарпия Марисса будет петь очень красивые песни, если принести ей какой-нибудь памятный предмет:
В этом аспекте Asterigos кратно превосходит своего вдохновителя: пусть в игре мало катсцен из-за небольших ресурсов разработчиков, из-за чего пафос повествования далёк от идеала, но наблюдать за историей, персонажами и их конфликтами куда интереснее, чем в серии Souls. И дело не только в том, что в играх From Software ничего из перечисленного в принципе нет.
Заимствований из серии Souls здесь не так уж и много: игра ближе к чистокровному слешеру и о творениях Миядзаки здесь напоминают по большей части колодцы-проводники для сохранения и быстрого перемещения, юркие зверьки, держащие в цепких лапах ценные улучшения, и, зачем-то, сундуки-мимики:
И вот с одним из реверансов в сторону игр From Software разработчики перестарались. Речь о списке заданий и общей навигации. Второстепенных квестов в игре не очень много, и некоторые из них даже интересные, пусть процесс их выполнения всё равно происходит по схеме иди-послушай-принеси. НО!
Игра никак не запоминанает, кто и о чём нас попросил и тем не более не указывает, где находится искомое. Вы должны внимательно следить за диалогом, чтобы примерно понять, где находится нужная вам вещь. При этом у вас есть только глобальная карта с расположением алтарей-телепортов, а обычной карты с указанием места персонажа нет.
В итоге немалую часть квестов мне приходилось выполнять по гайдам с YouTube, потому что спустя 35-40 минут беготни по закрученным локациям сил что-либо исследовать уже не оставалось, а половину квестов я просто забыл. Дело не только в отсутствии карты, но и в обилии способов вернуться к старту против вашей воли.
Можно бежать в нужную, казалось бы, сторону, наткнуться на 3 развилки, из которых в нужное по заданию место не ведёт ни одна, чертыхнуться и побежать обратно искать, куда нужно повернуть. Пусть первые линейные 30 минут игры вас не обманывают. При этом, все локации в игре связаны между собой бесшовно.
Частично кривая навигация компенсируется эстетикой: пафосная римская архитектура Афеса вперемешку с передовыми волшебными механизмами радует размахом, Мерцающие Глубины ничем не уступают в эстетике похожим локациям в Souls-играх, а подземная тюрьма-лаборатория с говорящим названием Стикс гнетёт не только запутанностью, но и общим настроением. Именно арт-дизайн наряду с сюжетом является сильнейшей стороной игры — каждая местность отличается от другой, но отлично и проработанно выглядят все, поэтому бесконечная беготня напрягает не так сильно, как могла бы.
Да, и болота тут тоже есть, разве их могло не быть? Правда, тут помимо местной фауны ещё и люди живут.
Теперь о главном: Asterigos есмь неплохой такой слешер. На выбор есть 6 типов оружий, причём они доступны с самого начала:
Всё это прокачивается и улучшается разными способами: оружию можно добавить силу стихий, выучить новые приёмы и стойки или просто прокачать на урон. В итоге боевая система одновременно и простая, и весёлая, способностей в ветках прокачки много и вы сможете собрать себе идеального бойца по вкусу.
Отдельное удовольствие — боссы, коих в небольшой по меркам жанра (~30 часов) игре набралось несколько десятков. При этом особенно удались необязательные враги, которых можно пропустить, если не знать, что возле алтарей можно молиться и перенестись в измерение Фантазма. Здесь всё в лучших традициях Dark Souls — пафосная музыка и кульбиты во все стороны каждую секунду.
Порадовал подход разработчиков к опциональным боссам: перед боем можно прочитать стелы с биографией персонажа и даже увидеть его последние минуты. Это добавляет сражению осмысленности.
Сами боссы отличаются по способам убийства: где-то вам нужно регулярно убивать подручных врага, чтобы с него спал щит, где-то босса убивать не нужно в принципе, лишь за отведённое время расчистить путь через толпу врагов к баллистам, а кто-то вообще не выйдет к вам драться, если вы не пройдёте полосу препятствий с землетрясениями и бегущими огненными быками.
Сложно ли с ними сражаться? Нет, пожалуй, на стандартной сложности и при правильной прокачке отлететь вы сможете скорее из-за собственной невнимательности. Но никто не мешает поднять сложность и получить тот самый «хардкор».
Глубокое, цельное, держащее планку качества на протяжении всей истории произведение — последнее, что ждёшь от мультяшной поделки под игры Миядзаки. Бывают же сюрпризы!
А главное — при не исчезающем ярлыке soulslike Asterigos имеет собственное самобытное лицо. С копной рыжих волос и зелёными глазами.
Напоследок — рандомные скриншотики: