Может быть, не столь экстравагантным, более традиционным, но по крайней мере интересным способом Кевин Файги подвел нас к «Соколу и Зимнему солдату» — визуальному и во многом атмосферному преемнику таких фильмов про Капитана Америку, как «Другая война» (2014) и «Противостояние» (2016).
Прошло полгода после отмены Щелчка («Мстители: Финал»). Сокол (Энтони Маки) изредка подрабатывает на американское правительство и выезжает в командировки, но делает это в старом костюме: он до сих пор не знает, как быть с переданным ему щитом Капитана Америки. Страх ответственности и неуверенность в себе вынуждают его отдать щит в музей наследия Стива Роджерса. В это время страдает еще один Мститель — Баки Барнс (Себастьян Стэн): его помиловали за прошлое наемника, но он мучается из-за постоянных кошмаров и вынужден посещать психотерапевта.
Мизерная попытка приблизиться к доскональному раскрытию исключительно второстепенных образов двух героев с целью преподнести их дуэт в более реалистичным ключе проваливается уже во втором эпизоде. При осознании богатого разнообразия сегодняшних экспериментов с развлекательным жанром кинокомиксов, когда основной упор делается прежде всего в сторону глубокой пародии на постепенно надоедающие устои типичной супергероики, сериалу наподобие «Сокола и Зимнего солдата» попросту недостаточно. Причем во время просмотра первой серии вместо излишне пафосного и сплошь напыщенного концепта комедийного экшна в духе олдскульных боевиков по типу «Танго и Кэша» или «Смертельного оружия» он умелым образом двигался в совершенно ином направлении, выстраивая общий сюжет как вокруг долгожданного личностного развития Сэма Уилсона и Баки Барнса, так и повторном применении главенствующих тем на фоне минувших событий «Мстителей: Финал».
Проработка здешнего лора не способна привлечь ни одним мотивом, то бишь ни устройством организации «Сокрушителей флагов», ни бромансом заглавных героев, ни дорогостоящим экшеном, упирающимся в неизменную скромность величины локаций (25-милионный бюджет каждого эпизода пот отдельности ушел на аренду облупившихся зданий где-то на окраинах Атланты, Праги и Пуэрто-Рико?). Но все же одна из ключевых проблем этой истории кроется не в техническом, а в повествовательном контексте — кроме двух титульных персонажей сериала и танцующего барона Земо, остальные герои очень слабо взаимодействуют друг с другом. Между ними нет яркой экранной химии, увлекательного противоборства или обыкновенного взаимопонимания. Виден лишь набор хаотично представленных персонажей, совершающих не менее случайные действия. В особенности данное высказывание стоит отнести к основным злодеям сериала, а именно упомянутым ранее «Разрушителям флагов». Мелкая группа юных революционеров, раскрытие мотивации которых было забыто авторами шоу где-то там позади. Дело в том, что изначально первый драфт сценария был отведен наличию некого биологического орудия, угрожающего человечеству вымиранием, однако с учетом нынешней мировой обстановки с пандемией неутихающего вируса, сюжет был кардильно изменен в сторону поисков классической сыворотки суперсолдата. Потому многие реплики персонажей также переозвучили, дабы не сталкиваться с возможностью еще более внушительного срока пересъемок. Мировая угроза выглядела бы многообещающе, но в итоге её показали через группу протестантов-радикалов, которые направо и налево жертвуют чужими жизнями. Разрушители не существуют в отрыве от Карли Моргентау: в кадре многих даже не называют по имени, а несколько лиц в последней серии будто и не появлялись на протяжении всего шоу. Моргентау уверяет, что их движение и дело будет жить даже после их смерти, когда на деле зритель увидел от силы десять его представителей.
Долгожданное возвращение колоритнейшего антагониста в рамках MCU, Барона Земо в исполнении Дэниэля Брюля, обернулось невероятно злой шуткой: человечный и безумно смышленый противник Мстителей резко перекочевал к понятию функционального персонажа, чья сюжетная роль свелась к необходимости поводить главных героев за ручку в нужные им для расследования места, а затем напросто вернуться в тюрьму.
Что касается базовой линии той самой сыворотки, рассуждения о сверхспособностях красиво проиллюстрированы в сюжетной арке Джона Уокера — второго Капитана Америки, который с каждой серией все больше походил на идеального антипода Стива Роджерса. Выбранный правительством солдат, которому было уготовано перенять на себя наследие легендарного щита, стал настоящим украшением в галерее ярчайших и грамотно прописанных образов КВМ.
В фильме «Первый мститель» (2011) многое упиралось в характер и мотивацию Роджерса. Если верить ученому Абрахаму Эрскину, создателю сыворотки, он выбрал Стива для эксперимента из-за добродетели и внутренней силы, о чем свидетельствовала фраза ученного: «Слабый человек знает цену силе и обладает состраданием». Уайт Рассел, исполнитель роли Уокера, подвергся неслабой волне хейта в соцсетях, ведь многие сочли его ошибочным кандидатом на роль Нового Кэпа (очевидно, будучи не знакомыми с ориджином героя из серии комиксов, где тот носил альтер эго Агента США, темной версии Капитана Америки, который выполнял грязные миссии для правительства). Благо, актер не имеет ни одной странички на просторах интернета. По завершении мини-сериала фанаты начинают постепенно менять свое мнение в лучшую сторону, называя перфоманс Уайта цепляющим и уникальным с точки зрения столь экстраординарного образа. Как выяснилось в четвертой серии, Джоном Уокером движет иное: как минимум, это чувство вины за его военные преступления. Грань между желанием помочь своей стране и желанием выиграть любой ценой тут исчезающе тонкая.
Очень тяжело болеть за героев, когда Сэм готов идти на переговоры с террористами, на руках которых находится кровь невинных людей, но при том не может сотрудничать с Уокером, из-за личной неприязни к подобной вариации символа Америки. Собственно вся эта линия неизменного хейта к Уокеру смотрелась натужно, потому что каких-то особых причин для ненависти на экране и не было. Уокер сам до конца не рад, что носит этот щит, а дуэт бывших напарников Стива Роджерса вместо того, чтобы помочь Джону в его внутренних терзаниях касательно своей новой роли для целого мира, строят из себя обделённых, то и дело не упуская возможность унизить новичка за его работу. Но самое забавное, что после они еще что-то говорят про наследие, оставленное Стивом.
С Баки Барнсом дела обстоят скверно — некогда убийца Гидры пытается оставить свое кредо монстра в прошлом, но кошмары, связанные с его жертвами, не перестают мучать Барнса по ночам. На протяжении всего сезона, буквально все, что делает Зимний солдат, так это огребает от практически каждого противника, что выглядит крайне смехотворно, как только вспоминаешь лучшую экшн-сцену в истории КВМ — схватку Стива Роджерса с Солдатом в «Другой войне».
«Сокол и Зимний солдат» в виду своей скромной сюжетной самодостаточности ударяются в злоупотреблении приемом фансервиса, периодески вводя в лишенную малейшего намека на относительную реальность историю различных героев или мелких деталей. Тот же сеттинг в Мадрипуре требовался исключительно ради отсылки на одноименный город из комиксов Marvel, где Сэм и Баки встречают укрывшуюся от властей Шэрон Картер, племянницу знаменитой Пегги Картер. Девушка скрывается от преследования правоохранительными структурами США из-за содействия в побеге Зимнего Солдата («Противостояние»). Каким чудесным образом персонажа занесло именно в то место, куда героев навел Земо — загадка или еще проще — удивительное совпадение. Позже мы выясним, что Картер является авторитарным криминальным боссом по кличке Паурброкер. Пожалуй, последнее можно смело охарактеризовать, как глупейший и неприлично предсказуемый твист всего сериала. Что же до появления Доры Милаж — представителей личной армии короля Ваканды, так их роль ограничилась появлением из ниоткуда и точно таким же исчезновением. Маска Земо? Барон посвятил ей ровно в одной двухминутной сцене за шесть серий, попутно никаким образом не объяснив ее происхождение (зато игрушки будет куда легче продавать, чудеса маркетингового отдела).
Светлым пятном сезона стало возвращение Генри Джекмана, автора оригинальных композиций к предыдущим картинам о Капитане Америке. Джекман периодически заигрывает со шпионскими нотами, и подобный стиль, разумеется, привел преданных зрителей в восторг.