Каждый год под конец декабря на телеканалах, рекламных билбордах и детских утренниках наравне со старичком в красном одеянии появляется всем знакомая Снегурочка: добрая внучка, девушка из снега, любимица детворы. Но если бы всё с ней и правда было так приторно-хорошо, она бы не засветилась в нашей рубрике про крипипасту.
Впрочем, это явно кто-то с талантом и со жгучей ненавистью к советской пропагандистской прозе. Ведь и снегурочка из «Сладости губ твоих нежных», и другие персонажи и сюжеты автора сочетают в себе доведённый до абсурда советский миф и жёсткий антисоветский посыл. Причём «жёсткий» — это и про, скажем так, силу мысли, и про средства, с помощью которых эта мысль подаётся.
Масодов любит выворачивать наизнанку традиционные для коммунистической литературы темы, подавая их в виде таких пионерских страшилок у костра — и в отрывке про снегурочку это отлично прослеживается.
Настоящие советские герои отличались чуть ли не сверхчеловеческой силой и волей? Вот вам отряд суперсолдат, напичканных секретной сывороткой. Защитники коммунизма не боялись погибнуть за идею, обессмертив себя в истории? У Масодова они зачастую погибают совершенно бессмысленно, а бессмертными становятся буквально: восстают из мёртвых, превращаются в зомби и демонов. Литераторы в СССР описывали, как страдали от пыток партизаны? Что ж, в наполненном каннибализмом и извращениями мире Масодова пытки — далеко не худшее, что может случиться с человеком.
Может показаться, что вся эта жесть, мертвецы и демоны никак не сочетаются со сказочным образом Снегурочки, но всё не так просто. Илья Масодов, кем бы он ни был, не на пустом месте создал этот образ — если как следует покопаться в истории персонажа, то там и без андеграундных литераторов найдётся немало страшных подробностей.
Ведь современная интерпретация Снегурочки как внучки и помощницы Деда Мороза, которая сопровождает его на праздниках и веселит детей, появилась совсем недавно — в 1935 году, когда после сталинских репрессий в СССР разрешили праздновать Новый год. Но этот образ — суррогат, лишь сценический персонаж, созданный на потеху детворе. Копать надо глубже.
До революции 1917 года, после которой Деда Мороза со свитой на 18 лет записали в пособники буржуазии и религиозности, Снегурочка была известна как героиня народных сказок: слепленная из снега девушка или младшая языческая богиня льда. Определить точное происхождение истории о Снегурочке непросто: фольклор в былые времена редко записывали, но, вероятно, сказка сложилась в середине XVIII века под влиянием народных сказаний северных поморов.
В 1840 году её впервые опубликовал украинский филолог и поэт Михайло Максимóвич в альманахе «Киевлянин», в 1860 поэтическое переложение сказки выпустил русский писатель Григорий Данилевский, а годом позже до Снегурочки добрался уже собиратель народных сказаний Владимир Даль. Сюжет у этих версий сказки был схожий: бездетные старик со старухой лепят из снега девочку, та волшебным образом оживает, но вскоре тает.
Эта версия Снегурочки попадает и в монументальную работу литературоведа Александра Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу», которая выходила с 1865 по 69 годы. Её же в 1873 году берёт за основу драматург Александр Островский для «Весенней сказки», но сильно перерабатывает: в пьесе героиня оказывается не просто фактически ожившим снеговиком, а дочерью славянских богов Деда Мороза и Весны-Красны. В таком виде персонаж прочно оседает в детском фольклоре и уже в начале XX века без богини-снегурочки не обходится ни одна рождественская ёлка.
Но труды собирателей фольклора — это всё-таки интерпретации, настоящие же корни истории о Снегурочки должны скрываться где-то совсем в глубинах народных сказаний: в славянском мифе. Тем более, что даже в более новых версиях персонажа сохраняется как минимум одна языческая нотка: смерть Снегурочки.
В одних версиях она тает с приходом весны, в других — прыгая через костёр, но всё равно это вариация классических поверий о природных духах, погибающих со сменой сезона. И, хоть само имя Снегурочки в древнем фольклоре не встречается вообще, но хотя бы в рамках предположений несколько любопытных связей можно найти.
Почти все эти связи ведут нас к теме смерти — ведь именно со смертью у древних славян обычно ассоциировалась зима. Покойников на Руси вообще любили и связывали с ними много обычаев, некоторые из которых добрались и до наших дней… пускай и растеряв связь с потусторонним миром. Например, вы наверняка слышали от бабушек и дедушек, мол, «через порог не здороваются» или не целуются. А потому не здороваются, что раньше под порогом хоронили самоубийц — и важно лишний раз не беспокоить их духи.
В образе Снегурочки тема смерти тоже присутствует. Ведь кто такая эта снежная девушка? Либо одушевлённый голем — то есть существо не совсем из мира живых, либо вообще дочь богов, символизирующая смертоносное время года. Словом, Снегурочка — это гостья из ледяного мира мёртвых, которая после зимы задерживается с людьми чуть на подольше, но всё равно, погибая, уходит обратно.
Отсюда — первая связь, которую можно найти в языческих мифах: с Костромой, персонажем народных игр и обрядов. О её роли в славянском пантеоне сохранилось мало информации, но одна из версий её истории имеет кое-что общее со сказкой о Снегурочке — а именно версия о богине плодородия.
Согласно ей, Кострома была добрым божеством, смерть которого служила ритуалом хорошего урожая — чучело богини хоронили в земле или сжигали на костре с обязательным оплакиванием. Возможно, именно отсюда в легенде о Снегурочке появилась концовка с роковым прыжком через костёр.
В другой легенде Кострома либо осознанно наложила на себя руки, утопившись в пруде, либо умерла, напившись вина на весёлом пиру. В обоих случаях она считается заложным покойником — видом нечистой силы, которая старается вредить живым людям. Но у этой версии параллелей со Снегурочкой гораздо меньше — только сам факт связи с миром мёртвых.
Вторая версия связывает образ Снегурочки со старым славянским божеством Марой или Мареной, богиней сезонного увядания и возрождения природы, проще говоря — богиней смерти и зимы. Правда, тут сходится ещё меньше известных фактов: Мару и Снегурку объединяют лишь женское воплощение, тема зимы и смерть через некий «сезонный» обряд: таяние или сжигание… Да, в такой трактовке на праздник Масленицы люди сжигают Снегурочку!
Ходят в кругах любителей фольклора и ещё несколько версий происхождения Снегурочки, но серьёзные исследователи относятся к ним со скепсисом. Например, популярна теория о связи снежной девушки и обряда зимнего солнцестояния, на который славяне приносили в жертву Морозу девственницу (в некоторых трактовках — обнажённую и облитую ледяной водой). Но существование таких обрядов в принципе ставится под сомнение, а связь со сказкой — и подавно
Всему виной нехватка древних записей, упоминающих народные поверья и традиции. Поэтому вот уже на протяжении двух веков фольклористам только и остаётся, что оперировать скудной, разрозненной и противоречивой информацией.
Так какая же версия происхождения снегурочки в итоге является правдой? А бес её разберёт. Где-то в этом переплетении из языческих богов, жертвоприношений, работ собирателей сказок, влияния традиций других народов наверняка кроется истина… а может и нет. Может, археологам ещё только предстоит найти когда-нибудь древнюю запись о настоящем происхождении снежной девушки.
В любом случае, Снегурочка — это фольклорный персонаж, а это означает, что её история постоянно развивается и дополняется. Поэтому и тема смерти, и сказки XIX века, и вахта на утренниках, и даже извращённая интерпретация Масодова — всё теперь часть этого персонажа.
#крипипаста #Снегурочка #язычество #мифология #постмодернизм #литература #повесть