Разработчики рассказали о своём замешательстве от финала игры, его раннем варианте и кранче при работе над Extended Cut.
Mass Effect 3 должна была стать масштабным завершением трилогии и поставить точку в истории командора Шепарда. Но вместо всеобщей любви BioWare получила много критики и оскорблений из-за концовки.
Ведущий YouTube-канала People Make Games Крис Братт поговорил с девятью бывшими разработчиками BioWare, чтобы понять, почему так получилось. Как оказалось, многие авторы Mass Effect 3 до последнего не знали, как закончится игра, и не представляли, что финал вызовет такую острую реакцию.
О создании концовки и её раннем варианте
Mass Effect 3 вышла в марте 2012 года, и фанаты почти сразу начали критиковать её концовку. Публике не понравилось, что в финале игры не учитывались предыдущие решения игрока, а кат-сцены во всех трёх решениях (контроль, слияние, уничтожение) отличались друг от друга, по сути, только цветовой гаммой.
Опрошенные разработчики отметили, что до последнего не знали, как именно завершится Mass Effect 3, а раскадровки финальной сцены видели лишь некоторые из них. Во многом это случилось из-за того, что руководители студии очень долго не могли определиться с концовкой.
Синематик-дизайнер Захария Скотт отметил, что основная команда даже не подозревала о намерении лидов BioWare использовать для финала несколько идентичных роликов с разным цветовым оформлением.
По словам нарративного дизайнера Арона Ле Брея, такой подход работал только в том случае, если игрок проходил игру всего один раз и не интересовался другими концовками. Если же он изучал разные способы завершения игры, то вполне закономерно, что он в итоге чувствовал себя обманутым.
Перед выходом игры у разработчиков тоже появились вопросы к оригинальной концовке. К примеру, как пришельцы, участвовавшие в освобождении Земли, возвращались в родные миры после уничтожения ретрансляторов.
Сценарист Крис Хелпер спрашивал у руководителей про место, где после финальной битвы приземлилась «Нормандия». Те ответили, что это обычная планета с джунглями или ещё один мир, пригодный для колонизации. Хелперу такой ответ показался странным, так как он занимался составлением карты галактики и понимал, что рядом с Землёй подобных планет не было.
Директор по работе с анимацией Дейв Уилкинсон рассказал, что у игры изначально были немного другие концовки. По его словам, к финалу Mass Effect 3 Шепард оказывался настолько аугментированным, что он буквально подключался к Цитадели с помощью проводов. После этого герой оказывался в виртуальном пространстве, где встречался с королевой жнецов.
В разговоре выяснялось, что её заперли в Цитадели, так как она не одобряла действий других жнецов. Королева предлагала Шепарду помочь её расе перейти на следующую ступень развития и остановить уничтожение всего живого.
Герой мог отказаться и уничтожить всю Цитадель: в этом случае жнецы погибали, но Земля тоже оказывалась разрушена взрывной волной. Если Шепард соглашался помочь врагам, то, по словам Уилкинсона, он превращался в огромного короля жнецов и становился их лидером. Была и третья опция: королева предлагала Шепарду скрестить виды с помощью «космической магии» и изменить всех жителей галактики.
При выборе последнего варианта, игроку также включалась кат-сцена, которая начиналась через много лет после окончания Mass Effect 3. В ней мать и дочь сидели на холме, и первая рассказывала историю Шепарда, говоря, что герой сделал галактику лучшим местом. Тут же выяснялось, что разговаривали друг с другом аугментированные азари.
Интересно, что Уилкинсон оформлял свои раскадровки в красной, синей и зелёной гамме. По его словам, это помогало лучше понять, о какой концовке идёт речь — парагона или ренегата.
Он не предполагал, что BioWare будет использовать в финале игры ролики с такими же цветами, поэтому оформление он выбирал без лишних раздумий. К удивлению Уилкинсона, его спонтанные идеи перекочевали в Mass Effect 3.
По словам Криса Братта, BioWare относилась к использованию схожих кат-сцен с разными цветами, как к необходимому компромиссу: студия хотела снизить затраты на производство дорогой концовки. Возможно, если бы разработчики знали, какую реакцию вызовет подобное решение, они бы передумали.
О реакции фанатов и Extended Cut
Фанаты буквально возненавидели концовку Mass Effect 3, и во многом из-за неё рейтинг игры на Metacritic упал ниже 6 баллов. Они начали придумывать свои объяснения произошедшему: особенно популярной стала теория индоктринации. Согласно ей, Шепард попал под влияние жнецов, и последние полчаса игры были галлюцинацией.
Мнения разработчиков об идее фанатов разделились. Синематик-аниматор Марк-Антуан Маттон признался, что всегда ненавидел эту теорию, так как считал её ужасной с точки зрения повествования. А вот программист Марк Яскевич (Mark Jaskiewicz) считает, что она вполне могла бы стать настоящей концовкой.
Но игроки не остановились на теориях. Некоторые фанаты создавали и подписывали петиции за изменение концовки, а другие начали присылать «подарки» разработчикам. Однажды BioWare получила несколько пачек кексов, украшенных красным, синим и зелёным кремом.
Они выглядели по-разному, но оказались одинаковыми на вкус. По словам разработчиков, руководители не разрешили съесть сладкую посылку и пожертвовали её на благотворительность.