«Бойтесь ходячих мертвецов» — спин-офф сериала «Ходячие мертвецы», придуманный автором оригинального комикса The Walking Dead Робертом Киркманом. Главная разница в том, что действие происходит не на природе в Джорджии, на юге США, а в Калифорнии, в бетонных дебрях Лос-Анджелеса.
Соответствующим образом поменялся и состав персонажей: это не фермеры, байкеры и прочие реднеки среднего класса, а психологи, сальвадорские иммигранты и богатые негры с таинственным прошлым. Главными героями первого сезона являлась семья школьных учителей и их сын, отчисленный из колледжа наркоман. Вместе с группой случайных жителей Лос-Анджелеса они пытались выбраться из «безопасной» зоны в центре города, избегая огромные толпы зомби и отряды национальных гвардейцев США, которые ловили и отстреливали как зараженных, так и здоровых горожан.
Первый сезон состоял из шести серий и закончился на самом интересном месте: когда немногие выжившие герои на яхте богатого негра Виктора Стрэнда (Колман Доминго) покинули горящий Лос-Анджелес и отправились в свободное плаванье по Тихому океану.
Действие второго сезона происходит в новом для «Ходячих мертвецов» окружении: на море. Вместо бандитов из Джорджии и гвардейцев из Лос-Анджелеса главной человеческой угрозой являются пираты. Вместо ходячих зомби… плавающие зомби!
Российское представительство канала AMC любезно предоставило нам скринеры первых двух серий второго сезона, премьера которого состоится сегодня, 10 апреля. На их основе я могу сказать следующее: да, «Бойтесь ходячих мертвецов» смотреть стоит. И нет, далеко не каждая серия этого сериала будет интересной.
Изрядная часть аудитории «Ходячих мертвецов» — это люди, которым, в общем-то, безразлична судьба и отношения героев. Они хотят посмотреть на две вещи:
- Уничтожение зомби
- Поедание зомби актерского состава шоу
Чем подробнее отражен и тот, и другой процесс, тем лучше. Ничего плохого в таком подходе нет: я очень люблю так называемый gore (кровь, мозги и кишки, — ред.) в фильмах ужасах и прекрасно помню время, когда кроме оригинальной трилогии Джорджа Ромеро и итальянских подражаний этой трилогии про живых мертвецов просто нечего было смотреть. Теперь по телевидению каждую неделю показывают один и тот же бесконечный зомби-хоррор, в котором мертвецам стреляют в головы, не-мертвецов съедают, а промежуточным вариантам ампутируют конечности.
Это все очень круто, и в новом окружении Грегу Никотеро и его мастерам кровавых спецэффектов из KNB EFX Group есть где развернуться. В первой же сцене второго сезона зомби разносит физиономию пропеллером лодочного мотора. Если вам нравится не только конечный эффект, но и связанные с ним сцены борьбы с живыми мертвецами, то сценаристы шоу тут тоже придумали много интересного. Зомби в спасательных жилетах. Зомби под водой (да, как у Лючио Фульчи, только с акулой тут никто не дерется). Зомби в перевернутой затонувшей яхте…
Но в gore-пире «Бойтесь ходячих мертвецов» не все идеально по одной простой причине: большинство ресурсов KNB на себя оттягивает основной сериал «Ходячие мертвецы». Спин-офф — это скорее поле для экспериментов, нежели конвейер для непрерывной подачи качественного зомби-хоррора. Там, где в основном сериале нас бы порадовал крупный план черепа зомби, разносимого кирпичом, в спин-оффе приходится довольствоваться напряженным лицом опускающего кирпич актера и смачным звуком за кадром. Таких «шорткатов» в двух эпизодах хватает, и это разочаровывает.
Вторая группа зрителей смотрит «Ходячие мертвецы» из-за героев. Им нравится ставить себя на место выживальцев, вместе с ними принимать решения: кому можно доверять? кому нельзя? как лучше поступить? Терпение этой группы людей испытывает на протяжении 6 сезонов основной сериал, авторы которого весьма небрежно обращаются с полюбившимися героями. Они там то неоправданно гибнут, то не менее неоправданно воскрешаются, то вдруг начинают вести себя, как неоперившиеся новички, а не люди, уже шесть лет обитающие в заселенном живыми мертвецами мире.
«Бойтесь ходячих мертвецов» представляет новую группу персонажей, намотавшую всего шесть эпизодов. Я не буду перечислять всех действующих лиц второго сезона на случай, если вы еще не смотрели первый и не знаете, кто там выжил, а кто нет. Но это довольно стандартный набор интеллектуалов, головорезов и девочек-подростков (чтобы было на что посмотреть помимо разложившихся трупов). Особых привязанностей ни к кому из героев у меня нет: я провел в их обществе меньше двух месяцев. Ошибки им прощать проще: что возьмешь со школьного психолога, только шесть эпизодов назад взявшей в руки пистолет?
Но тут второй сезон «Бойтесь ходячих мертвецов» натыкается на главную проблему спин-оффов: мы все это уже видели в основном сериале! В первом сезоне похожесть маскировал урбанистический сеттинг: гвардейцы, бунты, массовые сцены. Но стоит персонажам оказаться наедине с собой на изолированном от внешнего мира острове, от буквальных цитат из «Ходячих мертвецов» (и миллиона других зомби-фильмов) уже никуда не денешься.
Опять мудрый специалист по выживанию рассказывает, как все плохо и как к этому всему надо было правильно готовиться. Опять безобидные до поры до времени зомби протяжно стонут за проволочной оградой, а дети второстепенных героев выходят бить их в глазницу острыми предметами. Опять белые интеллектуалы спорят с цветными уголовниками, спасать ли им лишних людей или себя. Опять основной вопрос каждой серии звучит как «Остаться на месте или двигаться дальше?» До тех пор, пока выживальцы из «Бойтесь ходячих мертвецов» не прибьются к каком-нибудь интересному человеческому обществу или не повстречаются с колоритными убийцами-пиратами во главе с капитаном Губернатором или адмиралом Неганом, нам придется смотреть более бюджетную версию обычных «Ходячих мертвецов» с менее известными актерами.
Я не знаю, можно было ли это как-то обойти со сценарной точки зрения. Если бы весь сезон происходил на одной яхте с узким кругом героев, голосами по радио и пожарами на проплывающем в отдалении калифорнийском побережье, это было бы куда более интересное шоу… Но все возможные в таком случае варианты доставки свежей партии зомби (за исключением разве что российской подводной лодки) авторы перебрали в первой серии второго сезона.