Смешно о страшном: какие фильмы снимают в Хорватии

Рекомендации местного жителя для поклонников европейского кино.

Смешно о страшном: какие фильмы снимают в Хорватии

Каждая страна снимает кино, характерное и понятное для своей публики. Иногда фильмы выходят за географические границы и имеют фестивальную историю, ещё реже они попадаются на глаза чужому массовому зрителю. Мы решили расширить горизонты и поговорили с хорваткой, которая посоветовала нам посмотреть шесть самых популярных фильмов, любимых её соотечественниками.

В список попало кино почти всех жанров — драма, водевиль, военное кино и даже чёрная комедия. Интересно, что поднимаемые в картинах темы абсолютно понятны российскому зрителю. Некоторые фильмы переведены на русский язык, другие — можно найти с английскими субтитрами.

«Кто поёт — дурно не думает» (1977)

В 1999 году хорватские критики признали музыкальную трагикомедию «Кто поёт — дурно не думает» лучшим фильмом хорватского кинематографа. Вдохновением для сценария стал «Дневник маленькой Перицы» Векослава Майера.

По жанру фильм можно отнести и к комедии положений, и к мюзиклу (аналог советских «Летучей мыши» и «Соломенной шляпки»). Действие разворачивается в середине 1930-х годов в Загребе. С исторической точки зрения в фильме описывается интересный межвоенный период — между Первой и Второй мировыми войнами.

В картине не только достоверно отражена эпоха, нравы того времени, но и точно воспроизведены костюмы, место действия. Поэтому для хорватских зрителей это — картина-ностальгия, а для всех остальных — отличная возможность узнать больше о Хорватии. Критики писали:

«Веселая ностальгия по этому прекрасному фильму сразу же вылилась из кино в повседневную жизнь хорватского народа и (если одно произведение искусства вообще может это сделать) начала формировать менталитет всей нации. Сегодня трудно найти кого-то в этой стране (даже в диаспоре), кто видел этот фильм только один раз».

С другой стороны , «Кто поёт — дурно не думает» — это оперетта с эксцентричными характерами, яркими костюмами, бурлеском. В картине исполняются популярные в Хорватии песни, которые до сих пор распеваются местными жителями. Так описывают фильм критики:

«Он представляет собой полное подтверждение жанра фильма, который, несомненно, понравится зрителям. Это специфический мюзикл, веселая пьеса с пением, где четыре актера создали необычные творения и где режиссеру удалось показать, с большим чувством атмосферы и времени, как фильм может быть творчески вдохновлен литературой».

Сюжет весьма банален — маленькая Перица ведёт дневник, где рассказывает о событиях в жизни своей обычной семьи. Её романтичная мама Анна мечтает о рыцарских временах, возвышенных отношениях, а вынуждена ежедневно заниматься рутинными вещами — готовкой, стиркой, уборкой.

Её муж — Франьо, когда-то мечтал быть пилотом, но из-за трусости стал обычным работником, который боится даже заговорить с боссом. Кроме того, отец Перицы любит алкоголь и часто возвращается домой пьяным.

Рутина, ссоры, недопонимание приводят к тому, что когда Анна и её сестра Мина встречают на отдыхе страхового агента мистера Фулира, обе влюбляются в него. Но Франьо даже не замечает, как обаятельный мужчина начинает ухаживать за его женой.

Трепетное отношение и поступки Фулира, которых так не хватает в браке Анне, подвергают испытанию её моральные принципы. А есть ещё и родная сестра — старая дева Мира, которая по уши влюбляется в Фулира.

Стоит добавить, что помимо кинематографа эта водевильная история очень популярна и в качестве спектакля — уже много лет этот сюжет не сходит со сцен хорватских театров.

«Н-8» (1958)

В том же опросе критиков, где фильм «Кто поёт — дурно не думает» занял первое место, драма «Н-8» оказалась на второй позиции среди лучших картин хорватского кинематографа. Интересно, что уже при голосовании в 2020 году этот фильм возглавил рейтинг выдающегося кино Хорватии.

Драма «Н-8» основана на реальной истории, произошедшей 15 апреля 1957 года в 20:33 вечера. На автотрассе Загреб-Белград столкнулись автобус и грузовик. Виновником аварии стал автомобиль, который совершал обгон дождливой ночью. Водитель рисковал, выполняя опасный манёвр, и на момент ослепил шофёра грузовика, который ехал по встречной полосе. Уходя от столкновения, машины разминулась, но от удара с автобусом грузовик увернуться уже не смог.

Водитель легковушки, который и стал причиной автокатастрофы, с места скрылся. Свидетели смогли рассмотреть только начало регистрационного номера — «Н-8…». На утро все газеты пестрили сообщениями о произошедшей трагедии, журналисты надеялись, что виновник прочтёт и придёт в полицию, но этого так и не случилось. Ничего не изменилось и после премьеры фильма — страна смотрела и плакала, а водитель так и не признался.

Первые 10 минут фильма — это обычный новостной репортаж о трагедии на автотрассе. И сухие цифры — семь погибших, чуть позже к ним добавится восьмой. В памяти большинства такие статьи остаются обычными заметками об автокатастрофах, где даже не все запоминают количество жертв. Но за каждой цифрой стоит человек, который ещё несколько минут назад мечтал, чувствовал, планировал.

Авторы фильма «Н-8» хотели обратить внимание зрителей на то, что каждая жизнь — это уникальная вселенная, которая может случайно оборваться по вине кого-то, кто даже не способен взять на себя ответственность. В самом начале показывают только то, что произошло, и сообщают о количестве жертв — но кто конкретно погиб, зрителям предстоит узнать по ходу фильма.

Действие картины, по большей части, разворачивается в небольшом замкнутом пространстве — автобусе, среди пассажиров которого были: журналист, доктор, вор, молодая мама с ребёнком, беременная женщина, актёр, солдат, семья с больной дочкой и другие. За рулём грузовика находился водитель, который ехал вместе со своим сыном.

Постепенно зрителю открывается каждый персонаж и история, которая стоит за ним. В фильме нашлось место даже романтике. По ходу действия цифры в репортаже уже не кажутся сухими, как в начале. Зритель начинает любить героев, гадая, для кого эта поездка окажется роковой.

Фильм снят в стиле нуар, что добавляет ему трагичности и в тоже время — утончённости. Изюминкой стал элемент неожиданности: в самом начале картины зрителю перечисляют номера сидений, которые занимали жертвы аварии. Публика уверена, что с первых минут знает, кто погибнет, но по мере того, как движется автобус, пассажиры постоянно пересаживаются. До последних минут зритель в напряжении пытается предсказать, кто же совершенно случайно займёт смертельные места.

«Рондо» (1966)

Мелодрама «Рондо» — это режиссерский дебют Звонимира Берковича, который до этого был известен своей работой в качестве одного из сценаристов на фильме «Н-8». Позже лента «Рондо», по мнению критиков, также вошла в топ хорватского кинематографа.

Беркович с юношеских лет вынашивал идею фильма, но окончательно созрел к съёмкам только в 1965 году. Режиссёр закончил музыкальную школу и решил применить свои знания в кинематографе, а именно — построить фильм по принципу рондо. Музыканты хорошо знакомы с этим понятием, которое означает движение по кругу, когда несколько раз в мелодии повторяется главная тема, но каждый раз к ней добавляются некоторые новые элементы. Таким образом, Брекович решил сделать главной идеей мелодрамы не столько её содержание, сколько форму.

В основе сюжета лежит обычный любовный треугольник. Скульптор Феджи знакомится с Младеном, который работает судьёй. Мужчин, таких разных по темпераменту и типажу, связывает страсть к шахматам. Они договариваются играть каждое воскресенье у Феджи дома, где он живёт с любимой женой Недой.

С виду идеальные отношения супругов омрачены переживаниями девушки — она хочет ребёнка, но не находит взаимности у мужа. За обычными разговорами об искусстве и женщинах, так или иначе, всплывают проблемы пары. Постепенно Неда замечает, что находит больше понимания у гостя, чем у собственного мужа. За шахматами Младен влюбляется в хозяйку дома.

Этот банальный сюжет и «упакован» в фильме по принципу рондо. Основное место действия — квартира на чердаке в Загребе, главные персонажи — двое мужчин и женщина. По мере того как меняются декорации и действующие лица, сюжет всё время возвращается к квартире и трём героям.

Шахматные ходы являются отражением того, что происходит на экране. Накал борьбы в партии нарастает пропорционально эмоциям внутри треугольника. Даже месторасположение персонажей в комнате соответствует тому, что с ними происходит. Так, в начале супруги сидят обнявшись, а по мере развития событий Неда двигается всё ближе к гостю.

Фильм длится 95 минут и ровно посередине картины, на 48 минуте, шахматисты «случайно» меняются местами и начинается уже совсем другая игра. Сюжет подкреплён и соответствующей музыкой — на протяжении всего действия звучит композиция Моцарта, написанная в стиле рондо.

Своей камерностью мелодрама скорее напоминает театральную постановку. Сюжет развивается, словно хитроумная шахматная партия, только в ней нет победителей. Разве что зритель, который увлечённо следит за поединком.

«Не оглядывайся, сынок» (1956)

Военную драму «Не оглядывайся, сынок» снял один из самых известных хорватских режиссеров Бранко Бауэр, который также выступил сценаристом. Изначально он занимался документальным кино, но в начале 1950-х стал пробовать себя и в игровом. Картина «Не оглядывайся, сынок» стала третьей и весьма успешной работой режиссёра.

В качестве одного из источников вдохновения для фильма Бауэр назвал историю из мультфильма «Бэмби». Мать, которая ценой своей жизни защищала своего ребёнка, неожиданным образом стала одним из прообразов главного героя.

В картине режиссёр смог очень достоверно показать оккупационный Загреб времён Второй Мировой войны. Позже критики назвали его работу наиболее исторически точно передавшей атмосферу того периода.

Фильм начинается с того, что заключённому инженеру Невену Новаку, которого везут в немецкий концлагерь, удаётся сбежать. Вместе с ним спасаются ещё несколько человек, правда, одного из них конвой расстреливает прямо на глазах у Невена. Преследуемый немцами, герой фильма должен выкарабкаться из Загреба, чтобы примкнуть к партизанам. Но у него в городе есть сын Зоран, которого он давно не видел. Мальчика, оставшегося без родителей, забрали в интернат.

Перед тем, как снова уйти в подполье, Невен решает встретиться с Зораном и, к своему ужасу, узнаёт, что мальчик вместе с такими же сиротами воспитывается в атмосфере нацистской идеологии. Детям прививают ненависть к евреям, коммунистам и партизанам. Притворившись инженером, который вернулся после работы в немецкой компании, Невен обманным путём забирает Зорана из спецприюта.

В планах отца — взять сына с собой, а для этого им нужно держаться сообща, во всём поддерживая друг друга, что сделать совсем не просто — в детской психике Зорана уже совсем другие идеи. Последователи Рейха — воспитатели и директор интернета, заложили в его голову принципы, которые не в силах изменить даже отец. Однако Невен не собирается бросать сына и пытается на жизненных примерах доказать ему, что его теория неверна.

Режиссёру удалось на фоне войны показать пронзительную семейную историю, которая ужасает зрителя намного больше боевых действий. Бауэр также вкладывал особый смысл во фразу «не оглядывайся, сынок». Таким образом режиссёр пытался призвать людей сбросить груз прошлого и двигаться вперёд.

«Кассир хочет на море» (2000)

«Кассир хочет на море» — дебютная работа режиссёра Далибора Матанича, которого после премьеры стали называть восходящей звездой хорватского кинематографа. Снятый для телевидения фильм получил хорошую фестивальную историю, например, он был представлен в программе сочинского «Кинотавра», правда, в тот год остался без российских наград. Несколько лет спустя Матанич вернулся на фестиваль со своей работой «Прекрасные мёртвые девушки» и получил спецприз от Сочинского жюри.

Благодаря хорошей критике, фильм решили прокатить в кинотеатрах и не ошиблись. «Кассир хочет на море» получил отличный приём у зрителей, и за считанные месяцы фразы из картины стали крылатыми. Позже многие писали о грамотной маркетинговой компании, которая представляла фильм как событие, которое нельзя пропустить.

Сюжет картины можно условно сравнить с драмой «С меня хватит» с Майклом Дугласом. Фильм о том, как опасно доводить человека до предела и на что становится способен с виду неприметный обычный работник. Барика с раннего утра и до вечера трудится в небольшом супермаркете. Её босс — самодур, который относится к подчинённым как к своей собственности. Сотрудницы вынуждены делать зарядку с начальником и следовать его сомнительным требованиям.

Барика буквально считает дни до долгожданного отпуска. Это не просто прихоть, ведь дома её ждёт дочь, страдающая бронхитом, для которой поездка на море жизненно необходима. Барика делает всё, что от неё зависит, даже задерживает воровку в надежде, что босс сдержит обещание и отпустит её в заслуженный отпуск.

Все карты путает новая сотрудница, которая решает стать фавориткой начальника, закрутив с ним служебный роман. Именно она уговаривает его не пускать Барику в отпуск, а вместо этого взять себя на море. Когда босс отказывает Барике в отдыхе, прося её подождать до весны, девушка понимает, что по-хорошему уже ничего не добьётся.

Формально картина «Кассир хочет на море» отнесена к комедийному жанру: так фильм был представлен на фестивалях и в международном прокате, но хорватские критики описывают ленту скорее как социальную драму. На протяжении всего фильма зритель наблюдает за унижением «маленького человека». Наделённый властью коррумпированный начальник ведёт бизнес исходя из своих сиюминутных желаний, переходя все возможные границы в общении с окружающими.

Фильм имел глубокий социальный подтекст и поднимал проблемы, присущие хорватскому обществу, которые не надо объяснять и российскому зрителю. Но был момент, который требовал дополнительного пояснения: так, девушка, по вине которой Барика не может уехать в отпуск, родом из Герцеговины. Авторы тонко намекали, откуда все беды у хорватской героини.

Публика отлично приняла придуманный твист, а некоторые критики обвинили создателей фильма в национализме. Тем не менее, для комедийного жанра картине не хватает юмора. Уродливой правды в нём больше, чем смешных шуток.

«Как началась война на моём острове» (1996)

Казалось бы, есть темы, которые не совместимы с юмором, и одна из них — война. Но хорватскому режиссёру Винко Брешану удалось снять чёрную комедию о борьбе Хорватии за независимость от Югославии.

В июне 1991 года Хорватия вышла из состава Югославии, но сербское население оказалось несогласно, как и федеральные войска, которые до 1995 года не хотели уходить из отделившейся территории. На самом деле, на столь серьёзную тему Брешан планировал снимать документальное кино. Именно эти события режиссёр и хотел запечатлеть на плёнке.

Однажды он сам присутствовал на акции протеста против югославских войск. Он заметил, что его соотечественники, не имея опыта проведения митингов, часто создают на них курьёзные ситуации. Пока Брешан бегал за камерой, протест закончился и все разошлись. Тогда режиссёру и пришла в голову идея снять игровое кино.

Противостояния в стране продолжались, и мало кто верил в затею сделать из этого комедию. Но Брешан чувствовал, что народ устал страдать, им нужно взглянуть на события под другим углом. Режиссёр набрал несколько историй, которые требовалось объединить в единый сюжет. Ему вызывался помочь его отец — Иво Брешан, с кем в соавторстве и был написан сценарий.

Пока фильм готовился к производству, осенью 1995 года Хорватии удалось добиться признания своей независимости. Картина, которая рассказывает о самом начале противостояния федеральных войск и хорватской полиции, вышла в 1996 году, когда народу только предстояло осмыслить произошедшее и принять свою новую историю.

События фильма начинаются с того, что парламент одобрил выход Хорватии из состава Югославии, но не везде эту новость приняли с энтузиазмом. На одном безымянном острове майор-серб старой закалки Алекса не готов перестроиться и сдать полномочия.

В то время, как островитяне требуют отпустить хорватских призывников и уйти с территории, Алекса отдаёт приказ оставаться на местах, а заодно обкладывает гарнизон взрывчаткой и обещает взорвать остров, если полиция начнёт активное наступление. На фоне событий разворачивается и личная история искусствоведа, который приезжает на остров, чтобы забрать своего сына, призывника-срочника. На его глазах проходят акции протеста.

Хорватские жители не хотят войны и разными путями пробуют убедить военных покинуть их землю мирным путём. Только их способы иногда напоминают анекдот. Так, они приглашают выступить на митинге различные музыкальные группы, поэтов, оркестры. С песнями и плясками они пытаются отстоять свою независимость. К микрофону подходит даже жена Алексы, которая просит его сворачиваться и идти домой есть пасту. Несмотря на юмор и шутки, зритель понимает, что миром дело не кончится и раздадутся выстрелы.

Фильм «Как началась война на моём острове» был снят для телевидения, но опять же, благодаря фестивальному приёму, был выпущен для кинотеатров, где очень быстро стал популярен. Брешан признавал, что успехом он обязан моменту — зритель отчаянно хотел увидеть ещё какую-то версию событий, кроме пропаганды.

А вот международный прокат был не настолько успешен. Режиссёр говорил, что некоторые зарубежные прокатчики после просмотра с удивлением заявляли, что понятия не имели, что на территории Хорватии совсем недавно шла война. Тем не менее, на родине фильм до сих пор пользуется огромной популярностью.

#топы

 

Источник

Читайте также