Смерть — не то, чем кажется: обзор Impostor Factory

Продолжение To the Moon и самая мрачная игра Кана Гао.

Кан Гао любит и умеет шутить. Во многом благодаря юмору серия To the Moon покорила сердца стольких игроков. Да, это игры о принятии смерти, о жизненных невзгодах, о сладких несбыточных грёзах. Они умеют растрогать, даже пробить на слезу. Но именно юмор делает их настолько очаровательными, помогает игроку принять судьбы героев.

Impostor Factory, третья «полнометражная» игра серии, тоже полна юмора. Но главный объект её шуток — сам игрок.

Стоит сразу оговориться. Impostor Factory сильно завязана на событиях прошлых игр, и во многом она продолжает историю Finding Paradise, пусть и не самым очевидным образом. Начинать с неё знакомство с серией точно не стоит: мало что поймёте. Если вам по какой-то причине To the Moon не понравилась, Impostor Factory не стоит и пробовать.

Если же вы полюбили приключения Евы Розалин и Нила Уоттса, Impostor Factory подарит вам все те же эмоции, что и её предшественницы. Ну, почти все.

Кан Гао с самого анонса давал понять, что Impostor Factory будет отличаться от всего, к чему мы привыкли в серии: мрачный тон, тусклые краски, кровавые убийства, временная петля. Всё это здесь есть. И нет. И всё же есть. В общем, один из главных символов игры — кот Шрёдингера.

Игра сходу даёт понять, что теперь всё иначе. Главный герой — некто Куинси. Его пригласили в жуткий особняк одним промозглым днём. Зачем пригласили? Почему герой согласился? За что убивают хозяев? Кто преступник? Какого мопса раковина в туалете поворачивает время вспять? На что способен странный кот? Все эти и другие тревожные вопросы не имеют никакого значения.

Вернее, имеют, но в очень узком смысле. Impostor Factory не избегает сюжетной структуры To the Moon, но откровенно с ней заигрывает. Начинаешь искать знакомые лица добрых докторов, пытаешься понять, в чём подвох, и вот уже почти развязка — но сюжет переходит в другую плоскость. Или, вернее сказать, на другой слой. Фокус внимания смещается, мы снова блуждаем по чьим-то воспоминаниям, листаем жизнь как фотоальбом. В этот раз — в поисках истины. Это ведь детектив про убийства в день сурка, верно?

Верно?

В геймплейном смысле Impostor Factory — самая простая игра серии. Здесь вообще нет головоломок, а интерактивность сведена к минимуму за ненадобностью: никто никогда не играл в To the Moon ради геймплея. Вместо этого головоломкой стал сам сюжет. Всю дорогу вы пытаетесь понять, к чему ведёт повествование — и каждый раз в самый ответственный момент оно берёт новый курс, а вопросы копятся.

Но когда история достигает кульминации, её солидная часть оказывается пшиком. Вся детективная завязка с убийствами не имела никакого значения, кроме разве что пародийного. А ты теперь примерно понимаешь, что происходит, но мучаешься другим вопросом: зачем? Ответов не будет.

Баг это или фича, но такая подача смазывает впечатления. Кульминация и развязка Impostor Factory кажутся сумбурными, невнятными и сырыми. Головоломка не складывается, решение задачи слишком простое и неочевидное одновременно.

Но вопреки всему игра умудряется сделать главное: вызвать яркие эмоции. Она всё ещё смешит, умиляет и трогает за живое, — а в финале и вовсе пробивает на слезу. Не тем, что показывает напрямую, но тем, что происходит за пределами основной истории, на другом её слое. В самый ответственный момент она сияет так же ярко, как To the Moon и Finding Paradise до неё. Но при этом — иначе. И в этом главная победа Кана Гао.

Он снова это сделал.

Серия всё ещё растёт над собой. To the Moon была простой и понятной историей с мелодраматичным, но разящим наповал сюжетом: старик Джонни хотел осуществить несбыточную мечту перед смертью, и герои подарили ему блаженный сон длиною в жизнь. Колин из Finding Paradise прожил полную и счастливую жизнь. Он даже не знал, чего хочет — потому что на самом деле он потерял лишь своё детство.

Человек, чью судьбу в похожей манере препарирует триквел, страдает от куда более мучительной проблемы — той, из-за которой выделены первые буквы в названии игры (IF). Когда жизнь заставляет выбирать между ужасом и кошмаром, этот вопрос неизбежно приходит на ум: а что, если?..

Это главный вопрос Impostor Factory, и ответ на него — болезненно верный. Он оправдывает все слабые звенья в сюжете и даёт пережитому приключению необходимый вес, чтобы о проведённом за этой историей времени точно не приходилось жалеть.

Это были сумбурные четыре часа. Но настолько яркие и тёплые, что и несколько дней спустя одно воспоминание о них заставляет улыбнуться — так же, как и память о прошлых частях может нет-нет да и поднять мне настроение даже сквозь годы. To the Moon через месяц исполнится десять лет, но она всё ещё греет душу. Именно поэтому я ждал Impostor Factory — и не разочарован. Магию игр Кана Гао сложно объяснить. Она просто работает.

Понравилось

  • Эксперименты с подачей и структурой сюжета.
  • Смешная, печальная и просто незабываемая история.
  • Снова новая — ещё более взрослая — концепция во главе угла.
  • Восхитительная музыка.
  • Несмотря на шероховатости в сюжете, концовка всё такая же трогательная.

Не понравилось

  • Сумбурный финальный акт, главный твист мог быть более проработанным и понятным.
  • Убийства не имеют отношения к основной истории, а их роль в игре кажется надуманной.

#impostorfactory #tothemoon #мнения #обзоры

 

Источник

Читайте также

Меню