Смелый сериал, который поняли не все: обзор «Ведьмака» от Netflix

С самого анонса к сериалу «Ведьмак» от Netflix было приковано повышенное внимание: каждый новый оглашённый актёр, каждая новость со съёмок и слитый кадр с реквизитом вызывали бурное обсуждение в сети.

И споры эти не утихали до самого выхода сериала. Фанаты игры жаловались на несоответствия, несмотря на то, что сериал основан на книгах, от которых произведения CD Projekt Red частенько отходили. Фанаты книг жаловались на расхождения с каноном и уже ставшую мемом броню нильфгаардцев. А фанаты сериалов от Netflix осуждали предыдущие две группы, предлагая дать «Ведьмаку» шанс.

Смелый сериал, который поняли не все: обзор «Ведьмака» от Netflix

Кто-то ждал лучшей экранизации книг Анджея Сапковского, кто-то — абсолютного провала в духе попыток Netflix адаптировать аниме для западной аудитории.

В итоге неправы оказались все: «Ведьмак» оказался, по сути, улучшенной версией того самого польского сериала, практически полностью повторив его достоинства и недостатки. «Отсебятина» и спорные решения соседствуют здесь с отличной игрой актёров и густой атмосферой. Однако соотношение плюсов и минусов всё-таки в пользу «Ведьмака».

Большее и меньшее зло

Так же, как и в польской экранизации Сапковского, «Ведьмак» от Netflix заигрывает со скачками во времени. Только если в Wiedźmin сюжет просто прыгал на пару лет вперёд без предупреждения, то в американской адаптации повествование идёт сразу в нескольких временах. Причём понимание нелинейности приходит только к третьей серии, спустя два часа просмотра.

Кроме этого, «Ведьмак» совсем не спешит разжёвывать свои правила зрителю: каждый факт о вселенной или персонажах вроде «ведьмаки пьют элексиры для усиления» сериал озвучивает как бы между делом, не отвлекаясь от сложного повествования. Никто прямым текстом не расскажет ни об устройстве государств, ни о том, как работает магия — до всего придётся догадываться самому.

А теперь добавьте к этому то, что на каждую серию приходится по две-три сюжетные ветки — по одной на каждого из ведущих персонажей. Авторы сериала пытаются ужать в 8 часов повествования две книги, подробно рассказывая сразу про Йеннифер, Цири и Геральта, при этом добавляя что-то от себя. Так, например, волшебница из Венгерберга получила подробный «ориджин», на который в книге отводилась пара абзацев.

Естественно, и без того тяжёлое для восприятия повествование стало ещё сложнее. К тому же, пострадали некоторые детали истории: к примеру, весь эпизод с охотой на чёрта-сильвана «пролетает» небольшими отрывками суммарно на 15-20 минут и выглядит очень сумбурно.

Так что у «Ведьмака» и правда очень высокий порог вхождения — особенно для тех, кто не знаком ни с книгами, ни с играми. Конечно, сказать, что весь сериал — винегрет терминов и понятий в духе полнометражного Warcraft, нельзя. Разобраться сложно, но не невозможно. И, тем не менее, судя по оценкам, многим это превращение сериала в пазл показалось неудачным.

В песне было не так

Но если сериал не церемонится с новичками — то значит, он снят для фанатов? Сложно сказать. Как уже говорилось выше, многое он добавляет от себя. Брокелонские дриады пользуются арбалетами, а к Цири, видимо, чтобы разбавить быстро сменяющие друг друга события, приставили персонажа-помощника, которого не было в книгах.

Конечно, это не сравнится с откровенной «отсебятиной» в Wiedźmin с его ведьмаками-самураями и отдельным отрядом женщин-мутантов, но свои находки у шоу всё же есть — это самостоятельное произведение, а не экранизация книг. Да и сами изменения будут заметны только самым дотошным фанатам.

Если сильно захотеть, сериал можно поругать за многое. Генри Кавилл, играющий Геральта, в первых эпизодах ведёт себя очень странно — всегда одинаковая и чересчур театральная интонация сильно выделяется на фоне игры других актёров. Такое ощущение, что шоураннер боялась давать наставления опытному актёру, но решилась поправить его откровенно натужную игру позже. Ну или же со временем просто привыкаешь к специфической игре Кавилла — такое тоже возможно.

Про костюмы, которые так долго критиковали в сети, можно сказать лишь одно — ответственного за них уже уволили, и во втором сезоне персонажей будет одевать другой человек. Они безликие, визуально неинтересные и порой откровенно глупые (привет, Нильфгаард). То же, в целом, можно сказать про причёски и общий дизайн героев: их внешность мало что рассказывает о персонажах и слабо отделяет их друг от друга.

Однако в остальном «Ведьмак» — отличный сериал. Вопреки страхам фанатов, у него есть атмосфера, а местами и та самая «душа», за которую так ценят старый польский сериал. На общее настроение сериала играет как работа с цветом, так и невероятный саундтрек, который не уступает музыке из игр и очень сильно напоминает тот, что был в The Witcher 2007 года.

Ведьмачий стиль

Несмотря на редкие шутки, «Ведьмак» — взрослое и мрачное шоу, которое откровенно плюёт на негласную цензуру. Здесь есть буквально всё: каннибализм, расчленёнка, кровь, секс и даже детская нагота. Каждая сцена боя или насилия снята так детально и грязно, что местами смотреть «Ведьмака» становится физически некомфортно — задыхающиеся от крови солдаты и вывернутые наружу жертвы стрыги вызывают отвращение.

Для равнодушных к телевизионным убийствам людей это сыграет только в плюс, а вот непуганому зрителю «Ведьмак» вполне может подарить ночные кошмары — сцены убийств здесь поставлены максимально мерзко и кроваво, а монстры действительно внушают ужас. Самым запоминающимся можно назвать стрыгу — настолько страшной интерпретации это чудище ещё не получало.

И раз уж речь пошла о жестокости, то стоит отметить: бои в «Ведьмаке» просто великолепны. Если не считать сражения Нильфгаарда и Цинтры в первом эпизоде, практически все они выполнены на высшем уровне. Невероятная хореография, операторская работа, эффекты и кровь — каждая схватка намертво приковывает к экрану, заставляя забыть про окружающий мир.

Да и, в конце-концов, сами актёры стараются изо всех сил: все, от исполнителей ведущих ролей до второстепенных персонажей, живут своей ролью и не вызывают никаких негативных эмоций. Пожаловаться можно лишь разве что на самого Кавилла (и то только в первых сериях) и Трисс Меригольд, которая вышла несколько скучной и удивительно безэмоциональной.

«Ведьмак» получился очень неровным: вероятно, шоураннер попыталась угодить всем сразу, при этом экспериментируя с комплексной подачей истории. Итог получился предсказуемым: в «Ведьмаке» найдётся как то, что понравится фанатам, так и то, что придётся по душе новичкам вселенной. И при этом обе группы обязательно найдут, на что пожаловаться.

С другой стороны — в этом суть творчества. Идеальных произведений не существует, и от этого только интереснее их обсуждать. А от «Ведьмака» остаётся ожидать лишь работы над ошибками: шоу движется в правильном направлении, и ко второму-третьему сезону вполне может стать главным фэнтези-сериалом современности.

 

Источник

Читайте также