Хорошая тактика от автора оригинальной X-COM, которая не двигает жанр вперёд.
3 декабря в Epic Games Store вышла Phoenix Point — стратегия с тактическими боями от создателя оригинальной X-COM Джулиана Голоппа, которая считается «духовным преемником» знаменитой серии.
Мнения журналистов разделились: одни хвалят игру за комплексный геймплей, другие — критикуют за то, что она чересчур напоминает XCOM от Firaxis. Мы выбрали главное из обзоров.
Пол Дин из Eurogamer считает, что Phoenix Point чересчур консервативна. Это, по сути, та же самая X-COM — игра позаимствовала многие достоинства знаменитой серии, не избавившись при этом от всем известных недостатков. Ничего нового в знакомую концепцию Phoenix Point привнести не пытается.
По словам журналиста, игра ощущается как XCOM от Firaxis и как старые X-COM одновременно: механики из новых игр, вроде укрытий и разделения на классы, здесь сочетаются с более высоким уровнем свободы действий.
В Phoenix Point можно стрелять и кидать гранаты вслепую и даже обрушать здания, причём без каких-либо негативных последствий для себя. При выстреле можно выбрать, в какую часть тела инопланетянина целиться, а если промахнуться, можно нечаянно повалить выстрелом дерево или взорвать баки с бензином.
Однако вскоре игрок начинает замечать, что практически все сражения похожи одно на другое, а искусственный интеллект врагов оставляет желать лучшего: они всегда заинтересованы только в том, чтобы подбежать поближе и выстрелить, а, например, понятие «зайти с фланга» им не знакомо в принципе. Сюжет продвигается очень медленно, и от этого страдает темп игры: слишком много времени приходится проводить за однообразными схватками.
Джереми Пил, автор Rock, Paper, Shotgun, полагает, что Phoenix Point непременно обвинили бы в том, что это клон X-COM — если бы не имя создателя оригинальной игры 1994 года в титрах. Однако, хотя они и выглядят похоже, между новыми XCOM и Phoenix Point есть существенная разница.
Если Firaxis в последние годы шла по пути упрощения сложных систем оригинальных игр и пыталась свести каждое решение игрока к двум или трём вариантам (какой из трёх городов спасти? переместиться и выстрелить, или добежать до укрытия?), то Джулиан Голопп решил всё вернуть на круги своя.
Теперь вместо фиксированных нескольких действий в ход у каждого солдата есть собственный пул очков действий, который зависит от множества различных факторов. Например, на скорость передвижения могут повлиять апгрейды, ранения и другие действия, предпринятые на этом ходу, а тратить очки придётся даже на то, чтобы покопаться в инвентаре.
В целом, по мнению журналиста, Phoenix Point, в отличие от новых XCOM — это игра, в которой нужно самому выбирать свои приключения. Сражения действительно могут быть однообразными — но при желании игрок может принимать такие решения, чтобы участвовать только в интересных.
По мнению Сэма Уайта из VG24/7, Phoenix Point — это «как XCOM, только хуже». Описывая геймплей, журналист постоянно использует фразу «как и в XCOM», подчёркивая сходство новой игры Джулиана Голоппа с классической серией. Существенные различия он заметил лишь на стратегическом уровне — теперь вместо того, чтобы сражаться с единой инопланетной угрозой, игрокам нужно взаимодействовать сразу с тремя враждующими фракциями.
Джонатан Болдинг из PC Gamer считает, что на рынке трудно найти более совершенные пошаговые тактические сражения, чем в Phoenix Point — в том, что касается геймдизайна. У игры есть проблемы с затянутой кампанией, небольшим набором врагов — которые, впрочем, совершенствуются по ходу игры, — оставляющим желать лучшего искусственным интеллектом и технической стороной.
Однако в самих тактических боях игра демонстрирует «то, чего вы не увидите больше нигде». Журналиста впечатлило множество различных аспектов — от возможности отстрелить инопланетянину руку, чтобы тот уронил оружие, до симуляции полёта пуль и твёрдости различных поверхностей.
На момент написания заметки рейтинг игры на Metacritic составляет 78 баллов.