«Славянский мир в компьютерных играх: разработчики, отзовитесь»

Русская история и мифология кажутся на первый взгляд малоисследованными и примитивными – чего стоит стереотипный образ коммуниста-варвара в зарубежном сознании. Но это только на первый. Культурное прошлое языческой и средневековой (да и не только) Руси – богатый ресурс, которым, похоже, не умеют пользоваться в нашей стране на благо мультимедийного развития. Достаточно лишь посмотреть на «слоумошный» фильм «Викинг», который задумывался, видимо, ради невнятных диалогов и внезапных рвотных позывов. Ну, а идея с богатырями и русалками в играх так и подавно кажется канувшей в лета.

ЧТО ЕСТЬ?

А есть совсем немного. Первой игрой со славянской тематикой на ум приходит серия жанра RPG «Князь». Игра прямо-таки пропитана сеттингом славянского духа: за это ее полюбили многие игроки. Да, действия сюжета разворачиваются в вымышленной Лесной стране, но картинка выполнена в абсолютно родной нам атмосфере с березками и избами. К тому же, она, планировалась как конкурент легендарной Diablo: здесь тебе и изометрическая проекция, и похожий интерфейс, и прокачка уникального героя. Но на этом, собственно, все. Игре уже 18 лет, а последняя часть (не такая удачная, как ожидалось) выходила в 2009 году. И более серия не развивалась.

“Некогда популярная игровая серия игр “Князь”. На обложке самая первая часть – по мнению большинства игроков – лучшая.”

Традицию геймплея «вид сверху» продолжает и браузерная он-лайн игра «Фрагория». Как и большинство ММО имеет в своем контенте PVP и PVE режимы, возможность создавать гильдии, участвовать в праздниках и прочих радостях. Смущает лишь то, что по форме это флеш-игрушка и не более. Это не значит, что такие малые проекты совсем уж плохо. Но для раскрытия волнующей нас тематики этого никак не хватит. Кстати, присутствуют абсолютно непонятные ездовые животные, напоминающие каких-то антилоп…

“Весьма лютая на вид браузерная он-лайн игра “Фрагория”.

Вроде как сюда напрашивается и игра «Златогорье», но из славянского там только боги и некоторые виды чудовищ и сверхъестественных существ. Тоже имеющая свою аудиторию фанатов, с той же изометрической проекцией и хардкорной прокачкой – но, увы, уже старинная игра.

Цепочку пошаговых стратегий прерывают две любопытные игрухи. Первая – это «Три богатыря» 2008 года. Красочная и простая, напоминает детскую раскраску. Ну, знаете, такая типичная незамысловатая бродилка. Рубаешь за одного из богатырей, подбираешь предметы, выполняешь квестики. Не все так плохо: для столь бюджетного проекта неплохо реализована атмосфера, а диалоги приправлены традиционным юморком. В некоторых моментах сюжета даже прослеживаются злободневные и философские темы. Но в целом стереотипно и примитивно – ведь игра создана для других целей.

“Скриншот из игры “Три богатыря”. Милая, в чем-то привлекательная, на вид детская. Но не более.”

Вторая аркада под названием «Остров Русь» очень напоминает предыдущую. Только ее колорит воссоздан еще и на базе одноименной книги С. Лукьяненко и Ю. Буркина. По юмору – смешнее, даже пошловатее. И также непринужденно и весело мочишь Кащеев, Горынычей и Соловьев-разбойников. Но, опять же – управление убогое, анимация – кривая.

И ничего более достойного на просторах видеоигр вы не найдете (моды на Total War и Mount&Blade не в счет). За рамки вышеперечисленного формата никто из разработчиков не выходил. А одно из самых современных и проработанных фэнтези, близкое по сеттингу нам – русичам – это, конечно же, трилогия «Ведьмак»…

ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ?

Да все что угодно. Лишь бы хватило денег и энтузиазма. Скорее всего, это была бы РПГ с видом от третьего лица, так как именно этот жанр является одним из самых вариативных и геймплейно-глубоких. Именно здесь мы влияем на сюжет и судьбу героя как нигде. Прямо как у камня на распутье: налево пойдешь…

Только представьте, вы играете за волхва, поклоняющегося Перуну или Велесу, встречаете на пути Бабу-Ягу и выбираете: либо кокнуть молнией, либо узнать о ее нелегком прошлом – ведь когда-то она была неудачно влюблена в Кащея. Локации наполнены оборотнями, домовыми, водяными. Кругом леса, поля, болота, да берега Черного моря… А вот, на горизонте виднеется Чудо-юдо Рыба-кит с деревушкой на спине, где вас ожидает отдельная квестовая цепочка со своим неожиданным поворотом в сюжете.

“Огромная рыбина с целой локацией на спине смотрелась бы в игре очень свежо”
“Бестиарий нашей игры огромен – от волколака до водяного”
“Куда в жанре RPG без классов. Богатырь, как боец ближнего боя, один из само собой напрашивающихся ролей.”

Думается, не грешно совмещать мифологию, историческую подоплеку и фольклорно-литературные образы. Стилистика графики, в свою очередь, может быть абсолютно уникальной, словно Билибин приложил к ней руку. Варкрафт же нашел свою изюминку, почему бы нам не поучиться у Близзов? Вдохновляться можно и рисунками Романа Папсуева: Варвара-Краса и Несмеяна получились особенно брутальными. Мультяшно-забавными этих героев уже не назовешь. Да и содержание игры было бы соответсвующее: мрачная атмосфера, сложный моральный выбор… И все это под аккомпанемент Арконы или, скажем, Сектора Газа.

“Одни из самых удачных рисунков Романа Папсуева, чьи персонажи отлично стилизованы под современность – от детской сказки будто ничего не осталось”
“Художественный почерк легендарного Ивана Билибина узнаваем сразу. Интересно, как бы смотрелась компьютерная игра в похожем стиле?
“А это другой не менее талантливый художник Виктор Корольков. Бой гигантов завораживает – еще бы оживить эту сцену на экране…”
“Фантазии Королькова не знают границ…”

КТО МОЖЕТ И ЗАЧЕМ?

Насильно клянчить у разработчиков «дайте игрулю» это не камильфо. Точнее, такой вариант и невозможен. По идее, старейшая компания Nival обладает определенным потенциалом, благо есть многолетний опыт. Но, опять же, если бы хотели – давно бы сделали. Зачем?

А вот это уже хороший вопрос. Да затем, что виртуальная вселенная про славянский мир – одна из немногих нереализованных идей. Игроделы прошлись уже по всем культурам и историческим парадигмам. Даже симулятор козы есть. А поуправлять богатырем на коне, да сразить чудище трехглавое на движке типа Frostbite нам еще не давали. Можно сказать, подобный проект необходим, дабы доказать, что культура наша действительно уникальна. Это не значит, что образ березы, да избушки на курьих ножках – предел, подобный колорит мы где-то, да прочувствовали. А вот обыгранные по исконным RPG сюжетные ходы с теми же самыми лешими и банниками – нет.

У нас в стране не делают игры с многомиллионным тиражом – североамериканские и европейские компании давно в этом преуспели. Просто нет нормальной культуры производства игр. Беда заключается в незаинтересованности издателей с одной стороны – с другой, родные кадры уезжают за границу, ибо там для игроделов созданы более выгодные условия.

Ну, раз у нас в стране не хотят вкладываться в столь перспективное дело, то ждем еще одного героя-Ломоносова из Холмогор, который возьмется за это основательно. Или Ивана-дурака, пока он отважится слезть с печи. А если слезет, сами знаете, мало не покажется.

 
Источник: DTF

Читайте также