Сказки в современной российской анимации

Последнее время российская массовая культура стала выдавать немало экранизаций славянских, да и не только, сказок. Понять причины этого события довольно непросто. Нет все конечно видели феноменальный успех «Трёх богатырей» и «Ивана царевича и Серого волка». Но вряд ли их вклад стал единственной причиной роста популярности подобных произведений. Может сыграла свою роль и активное продвижение всего русского со стороны представителей власти, а может народ просто соскучился по любимым с детства произведениям.

Не скажу что русский народ прям полюбил экранизации сказок, но произведений снимается немало, а вот их качество величина уж очень непостоянная. Поэтому предлагаю поговорить о нескольких относительно удачных российских проектах основанных на сказочном материале

Ну и продолжая разговор начатый в материале о франшизе «Три богатыря» предлагаю ограничиться лишь мультипликационными проектами. Да так мы пропустим того же «Последнего богатыря», но поверьте он заслуживает отдельного разговора. Ну и в тексте не будет совсем уж отборного треша типа «Наша Маша и волшебный орех» или «Приключения Алёнушки и Ерёмы». Понятно, что представленные ленты, это не все мультфильмы основанные на сказках вышедшие в современной России, это всего лишь примеры более-менее значимых работ. Но обо всём по порядку.

Как поймать перо Жар-Птицы

Надо сказать, что лента «Как поймать перо Жар-Птицы» вышла в 2013 году, и стала одним из первых крупных проектов пытающихся использовать в качестве источника славянские сказки. Думаю подобные фильмы нет смысла рассматривать изолированно, а стоит оценивать их относительно текущих на тот момент проектов студии «Мельница», которые практически монополизировали саму тематику. Серия «Три богатыря» уже успела загнать себя в тупик выходом слабой ленты «Три богатыря на дальних берегах», но она нас интересует слабо. Куда важнее, что к моменту выхода «Как поймать перо Жар-Птицы» уже почти вышла вторая часть «Ивана Царевича и Серого волка». А учитывая средние сроки разработки полнометражных мультфильмов и схожесть основной идеи, можно предположить, что отправной точкой для творчества послужил как раз успех первого фильма данной франшизы.

Сказки в современной российской анимации

И нет, я ни в коем случае не обвиняю авторов ленты «Как поймать перо Жар-Птицы» в плагиате, произведения вышли довольно разными. Речь скорее идёт о том, что без успеха «Ивана Царевича и Серого волка», данный проект вряд ли бы получил финансирование. Давайте начистоту, ни один из режиссёров или сценаристов этой картины, до неё не снимал успешных проектов. Если быть точным, для Вячеслава Плотников и Ирины Мизрахи это была первая и последняя работа в кинематографе. Георгий Гитис личность чуть более опытная, но я бы не сказал что в данном случае это было преимуществом. Как-то сложно хвастаться такими проектами как обе части серии «Приключения Алёнушки и Ерёмы». Продюсером картины правда выступил сам Сергей Сельянов, но и это мало о чём говорит. Он по моему значится продюсером всех фильмом спонсируемых СТВ.

Но несмотря на неопытность участников съёмок и не самую оригинальную идею, картина вышла вполне нормальной. Не хорошей, не интересной, а именно нормальной. Такой проект который вы вряд ли будете смотреть сами, но без особых проблем, и даже не испытывая стыда, включите своему ребёнку или там младшему брату. Это простая и очень наивная история, с местами неуместным юмором, но рассказана она на вполне достойном по меркам российской мультипликации уровне. И обо всём этом надо поговорить чуть подробнее.

История рассказывает нам о приключениях сына царя Берендея. Все кличут его Иваном Царевичем, но ведёт себя он как Иван Дурак. Что, впрочем, не мешает ему быть едва ли не самым смышлёным персонажем не только своего царства, но и окрестностей. С другой стороны на родине у него из конкурентов только престарелый отец и два брата не пригодные ни к какой полезной деятельности. Вторым по важности героем является Серый Волк, понимаете почему я говорил о сходстве этого фильма с проектами «Мельницы». Но характер у местного Волка всё же иной, он скорее наставник главного героя, а не просто друг. Это куда более взрослый и рассудительный персонаж, ввязавшийся в приключения скорее от скуки, и лишь потом проникнувшийся к Ивану искренней симпатией. Ну и третий важный персонаж, это Елена. Боевитая принцесса старающаяся сбежать из под слишком сильной опеки отца.

Второстепенных героев в ленте не слишком много, хотя многие из них и важны для сюжета. Помимо семей главных героев есть несколько правителей окрестных государств. Да, им попытались придать подобие характеров, но по сути они нужны лишь для выдачи квестов главному герою. Вынесенная в заголовок Жар-Птица нужна лишь для завязки сюжета и парочки гэгов, её даже персонажем назвать сложно. Интересный образ внезапно получила Кикимора. Она здесь не злодейка, а антигероиня комплексующая из-за своей внешности, но готовая хорошо относится к людям сумевшим разглядеть в ней личность.

Что радует у истории нет ярко выраженных злодеев. Братья Ивана конечно редкостные подлецы и мудаки, но на серьёзную угрозу они как-то не тянут. Да и времени, что-бы раскрыться в качестве отрицательных героев фильм им почти не даёт. Короли окружающих государств конечно тираны и манипуляторы пытающиеся решить свои проблемы при помощи наивного Ивана, но опять же у героя нет с ними прямого конфликта. Да и в целом Иван обладает неплохим навыком решать проблемы при помощи общения, а не грубой силы. Что позволяет ему не только не наживать новых недругов, но и мириться с некоторыми имеющимися.

Сама история обыгрывает популярные сказочные сюжеты. Тут и путешествие главного героя туда не знай куда. Разве что Иван всегда знает, что конкретно он ищет. И испытания героя всеми встречными людьми, путём подбрасывания ему заведомо невыполнимых заданий. Ну и конечно же нахождение настоящей любви, ну как сказка могла обойтись без этого. Вообще несмотря на высмеивание сказок, сценарий фильма на редкость дотошно следует их канонам. Ведь герой послушно, но не так как хотели бы работодатели, выполняет все сваливающиеся на него поручения. Правда жаль, что ближе к финалу картины, все трудности начинают преодолеваться одним и тем же трюком.

Жаль лишь, что ближе к финалу картины, все трудности начинают преодолеваться одним и тем же трюком. И прочитав всё вышеописанное, вы можете сказать, автор докапывается до мелочей и мультфильм хороший. И я бы может с вами согласился, если бы его авторы не пытались шутить. Я не люблю слово кринж, но именно такую эмоцию у меня вызывали многие сцены. Они были прям слишком неуместны в рамках текущего контекста. Почему авторы подобных работ не поймут, что шутки о нашей с вами современности нужно аккуратно вписывать в сказочный или там исторический контекст. Ну и да повторяющиеся гэги типа Жар-Птица-ниндзя, или Елена-мастер боевых единоборств работают один раз — первый. Когда же их повторяют в каждой экшен сцене от них начинаешь просто уставать.

Ну и напоследок пару слов о качестве изображения и анимации. Картина выполнена при помощи классической ручной графики. И у неё есть свой уникальный и узнаваемый стиль. Этакая нарочитая стилизация под советские детские мультфильмы. Тут и максимально простые дизайны персонажей, и в целом нереалистичные пропорции тел относительно голов. И что особенно важно экспрессивность жестов и мимики, благодаря которым всегда понятно, что именно чувствует герой в данный момент времени. В целом визуальный стиль реально создаёт ощущение будто ты смотришь детскую сказку. У анимации в отдельных сценах конечно есть проблемы с частотой кадров, но в глаза это сильно не бросается.

«Как поймать перо Жар-Птицы» фильм неплохой, но я не вижу особых причин, почему он может понравится взрослому человеку. Всё-же это произведение именно детское, а не рассчитанное на всю семью. И да в этом качестве он вполне себе выступает на достойном уровне.

Чудо-Юдо

Фильм «Чудо-Юдо» вышел уже в 2017 году, я даже помню его рекламную компанию, которая кстати была не слишком активной. Тогда кстати я мультфильм проигнорировал, потому что он по трейлеру показался уж слишком явной попыткой скопировать творения студии «Мельница». К счастью всё оказалось не так однозначно и у картины есть и свои уникальные черты, пускай их и не слишком много. И сейчас в ретроспективе можно сказать, что авторы выбрали удачное время для проката. Ведь обе конкурирующие с ними франшизы студии находились в не самом лучшем состоянии. «Иван Царевич и Серый волк» окончательно превратился в бытовую комедию с однообразными шутками. Ну а «Три богатыря» опустились на самое дно, там даже трейлер очередной части об этом открыто говорил. Вот только «Чудо-Юду» это не помогло, ведь картина неважно себя показала как по сборам так и по оценкам.

Производством ленты занималась студия ООО Кинофирма. Видимо создатели так хотели начать зарабатывать как можно быстрее, что даже название поленились выдумать. Режиссёром выступил Артём Лукичев, до этого успевший поработать над парой малоизвестных короткометражек. На сегодняшний день, «Чудо-Юдо» это его последняя режиссёрская работа. Вообще это интересная тенденция нашей анимации, на счету большинства режиссёров буквально одна-две работы. Сложно найти специалиста хотя бы с пятью-шестью полнометражными картинами. Сценаристом выступил Василий Ровенский который написал немало современных российских комедий, в том числе и анимационных.

Главного героя картины зовут Иван, и он младший сын царя Еремея. У него есть два старших брата, которые его на дух не переносят. Так где-то я уже слышал подобную завязку сюжета. Но опять же дело явно не в плагиате, а в том насколько топорно авторы переносят на экраны сказочные сюжеты. И конечно же в истории снова фигурирует принцесса, которую на этот раз зовут Варварой. Ну что могу сказать отечественные сценаристы знают больше женских имён, чем мужских. И в целом это и есть все основные положительные персонажи данной истории. Считать Варвару превращённую в дракона отдельным героем я отказываюсь, всё же её характер от этого не изменяется.

Кстати удивительное дело в этот раз у главных героев действительно есть выделяющие их из общей массы черты характера. Правда одинаковые для обоих, но спишем это на то что люди с одинаковыми интересами часто влюбляются друг в друга. И в «Чудо Юдо» оба главных героя обладают техническим складом ума, и их разговоры нередко касаются каких то конструкторских идей. И нравятся они друг другу не просто потому что красивые и это сказка, но из-за долгого общения с человеком со схожим взглядом на мир. Что ещё удивительнее у героев картины нет никакой сказочной живности в напарниках, это прям можно считать авторской находкой.

В роли основного антагониста выступает советник царя по имени Бальтазар. И люди, которые смотрели «Аладдина», сразу же опознают в нём хитро замаскировавшегося Джафара. И он просто злодей стремящийся захватить власть в королевстве при помощи свадьбы с принцессой, никаких других мотивов у него нет. На стороне зла выступает и местный великан, и лесная ведьма. Но они скорее комедийные персонажи, чем реальная угроза для главных героев. Даже старшие братья Ивана в итоге приносят ему больше неприятностей. Занятно, уже во втором мультфильме подряд братья желают избавиться от более успешного родственника. Интересно что не так в отношениях с семьёй у авторов этих проектов.

Сюжет картины, конечно же использует все самые популярные сказочные клише. Вокруг них конечно пытаются строить шутки, но выходит далеко не всегда. Основной способ решения проблем это смекалка главного героя, у очень сильно авторы хотят показать, что он на самом деле умный. Иногда это приводит к поистине ужасным сценам, таким как например починка условного магнитофона для морского царя. Все люди причастные к озвучке этой сцены должны перманентно испытывать стыд за содеянное. И вроде сама идея, что пройдя вместе сложные испытания, герои по-настоящему сблизятся-хороша. Но вот её воплощение к несчастью вышло неуклюжим.

С юмором всё тоже весьма неоднозначно. Хорошие шутки конечно же есть, но они теряются на общем фоне. Визуальные гэги не несут никакого смысла, а самое главное в них нет собственно шуток. Кто-нибудь из смотревших мультфильм вообще понял, зачем была нужна сюжетная линия с бобрами и их бригадиром. Мне это по неуместности напомнило пресловутую белку из «Ледникового периода», когда в поздних частях её стали пихать во все сцены. Ну и количество шуток о современных вещах в неподходящем для них антураже, по традиции велико.

Визуальный ряд у ленты достаточно приятный, но не слишком выразительный. Нет у него какой-то запоминающейся, черты что-бы узнать его с пары кадров. Вот серьёзно фильм может легкой сойти за утерянный проект «Мельницы». Авторы не пытались сделать своих героев узнаваемыми. Даже Иван и Варвара обладают не запоминающейся внешностью, что уж говорить о большинстве второстепенных героев. Анимация довольно выразительная и экспрессивная, но некоторые выражения лиц банально не подходят к подобному дизайну персонажей.

Видно что авторы картины «Чудо-Юдо» хотели сделать достойный проект, но то ли не хватило опыта, то ли смелости. В итоге мультфильм будто бы не знает для кого его вообще делали. Ведь неплохо проработанные характеры главных героев здесь соседствуют с очень детским и неуместным юмором. Посмотреть его конечно можно, но в некоторые моменты, вы скорее всего будет испытывать стыд вместо создателей.

Огонёк-Огниво

Вышедший в 2020 году фильм «Огонёк-Огниво» сумел меня приятно удивить. Ведь почти все его составляющие были сделаны качественно и с любовью что ли. Будто авторы не просто хотели заработать, но и мечтали что-бы их творение запомнили. Что особенно радует, авторы не стали оглядываться на успех студии «Мельница», а пошли своим путём. Ну как своим, во многом «Огонёк-Огниво» опирается на опыт картин выпущенных в период ренессанса студии Дисней. И для людей занимающихся классической анимацией сложно найти более подходящий источник вдохновения. К тому же лента оказалась не бездумным копированием чужих идей, а скорее попыткой развить на их основе что-то своё.

Разработкой проекта занималась кинокомпания «Вверх». Сама по себе она не слишком известна, но является дочерней структурой фонда «Наши дети». И вот уже эти люди известны хотя бы по-собственному фестивалю семейного кино, или по поддержке фильмов для детей. Скажем «Сказ о Петре и Февронье» делался именно ними. Режиссёром, а так же одним из сценаристов ленты «Огонёк-Огниво» выступил Константин Щёкин. Фильм стал его дебютом в полнометражной анимации, до этого он снял несколько короткометражек. К несчастью, ни качество самого проекта, ни хорошие отзывы зрителей, не спасли ленту от финансового провала и следующий проект, от этих людей мы скорее всего не увидим.

Кстати, если вы раздумываете стоит ли тратить своё мнение на этот мультфильм, можете посмотреть два короткометражных приквела к основной истории. Они выложены на ютуб канале студии и идут меньше пяти минут каждый. Не скажу, что основную ленту без них не понять, но они добавляют немало интересных деталей. Так одна из них позволяет нам взглянуть на антагонистов в ином свете. А вторая раскрывает мироустройство данной вселенной и рассказывает зрителю откуда вообще появилось Огниво.

«Огонёк-Огниво» основан на сказке Ханса Христиана Андерсона «Огниво». Но из первоисточника авторы фильма позаимствовали лишь саму концепцию Огнива, дарующего монеты при использовании. Всё остальное было переписано, и не всегда в лучшую сторону. Понятно, что хотели сказать авторы. И посыл о том, что важны не деньг сами по себе, а возможность реализовать себя даже правилен. Вот только подаётся всё это слишком прямолинейно, я бы даже сказал говориться зрителю прямо в лицо. Да и в целом в истории мало именно моментов в которых веришь переживаниям героев.

Кстати о них, Огонёк, насколько же раздражающим персонажем она оказалась. Взбалмошная девица, которая в своих попытках причинять добро и наносить справедливость, способна разрушить целый город. Героиня всегда поступающая необдуманно и импульсивно. Не отстаёт от неё и центральный мужской образ — Гончар. Да авторы хотят показать, что сила Огнива сломала человека и заставила его помешаться на деньгах. И это было бы понятно, но вы посмотрите, как надменно он ведёт себя со своими друзьями и до его получения. И да все три их общих с Огонёк друга практически полностью лишены личностных черт. Мы их и отличаем только по профессии.

На стороне зла у нас находится Королева и её верный помощник Упс. И да их взаимоотношения выглядят даже трогательно, особенно если посмотреть короткометражку. Но весь фильм меня не покидал вопрос, а кем собственно правит Королева. Опустим даже тот факт, что от неё разбежались все слуги, а в городе её никто давно не видел. Исходно, её родители были правителями одного города? Если да, то с самомнением у них всё было в порядке. Сама Королева чем то напоминает классических злодеек Диснея, и жажда богатства давно уже поглотила её разум. Упс же персонаж более противоречивый, ведь всё зло он творит из верности и любви, а не из-за каких-то личных стремлений.

Юмора в картине не слишком много, и он по большей части даже уместен. Нет перегибы конечно есть, особенно достали гэги в которых Огонёк в очередной раз всё ломает, но в остальном он раздражения не вызывает. Но вот песни вставлены в историю без какой-либо цели. Проблемы, впрочем, есть у всего музыкального сопровождения в целом. Оно очень эклектично и его фрагменты не складываются в единое целое. Будто бы для разных сцен композиции писали разные люди.

Выглядит «Огонёк-Огниво» просто потрясающе, особенно в статике. Отличная стилизация персонажей, соседствует с высоким уровнем проработки деталей. К тому же авторы меткими штрихами передают и характер и род деятельности героя, через его внешность. Порадовала и работа со светом, придающая изображению дополнительной живости. Вот что слегка подвело, так это анимация. Большую часть времени всё хорошо, но отдельные сцены выглядят дёрганными и отрывистыми. Не знаю проблема в количестве кадров, или это неудачный монтаж, но в глаза это бросается.

«Огонёк- Огниво» это хороший мультфильм действительно подходящей всей семье. Это тот случай, когда достоинства картины перевешивают все её недостатки. Да хотелось бы, что бы авторы лучше проработали персонажей или сделали сценарий более последовательным. Но и в текущем виде «Огонёк-Огниво» приносит немало удовольствия.

Российские авторы постепенно находят подход к экранизациям сказочных сюжетов. Да где-то есть проблемы с собственно чрезмерным осовремениванием историй, путём вставления в них неуместных шуток. Но уже текущие проекты могут стать хорошим развлечением по крайней мере для детей. Да недостатков всё ещё полно, даже у лучших представителей, но прогресс всё-таки виден.

 

Источник

Читайте также