Хорошая русская драма без серых цветов и длинных крупных планов
Дебютный фильм Молочникова «Мифы» многих разочаровал. Молодой режиссер считался большим талантом, а кино получилось, мягко говоря, очень спорным. Поэтому можно сказать, что с фильмом «Скажи ей» состоялся настоящий дебют Молочникова. Это автобиографическая история про развод родителей глазами ребенка.
Взрослым в этой ситуации разводиться легко. Она стремится к материальному благополучию, мечтает о солнечной и улыбчивой Америке. Он любит рок-концерты, чудачества и велосипеды. Они не сошлись характерами, больше не любят друг друга и разошлись. А страдает больше всех ребенок, который любит-то их обоих и вынужден перебегать по разные стороны баррикад. Сначала маленький Саша должен бегать с одного берега Невы на другой. И, кажется, приспособившись к такой ситуации, он больше радуется с родителями, чем грустит. Настоящая неразрешимая проблема наступает в тот момент, когда мама решает увезти Сашу в Америку. А оттуда проводить одинаковое количество дней недели с мамой и папой, к сожалению, невозможно. Нужно выбрать одного, а тебе чуть больше десяти лет. И этой ситуации тяжелого выбора и посвящен фильм.
Взрослые сами конфликт уладить не могут. Они только и делают, что перекладывают ответственность на маленького ребенка. «Скажи ей», «Давай ты маме скажешь». Весь фильм Саша только и слышит просьбы сказать что-то кому-то. Поэтому решение нужно принять самому. Отец говорит: «Если ты не хочешь ехать, надо ПРОСТО сказать». А как это можно сказать маме, которая любит тебя, которая хочет увезти тебя в более светлую страну Америку, а ее новый бойфренд, кажется, правда ее любит и вообще не похож на злую мачеху из сказок. Тогда надо отказать отцу. А ведь он тоже тебя любит и вообще является твоим моральным ориентиром. В таких ситуациях не бывает правильного выбора.
То, что в оппозиции родное-чужое, русское-американское никто не показан однозначно злым и плохим, усиливает драму. Материальные ценности противопоставлены русскому раю в шалаше, пшеничка противопоставлена сэндвичам, «Звездные войны» – дэнди, машина – велосипеду. Но Саше хорошо и там, и там. На первый взгляд больше виновата мать, потому что она хочет уехать в Америку. Но разве можно ее за это осуждать? Действие фильма происходит в 90-ые, тогда многие хотели уехать, вырваться из повседневности советского быта. Символично, что ее отца играет Игорь Черневич, который играл в фильме «Никотин» – русском ремейке «На последнем дыхании». Его герой там также страдал от духоты будней и мечтал о свободе. Когда мама с Сашей едут вдвоем в машине, героиня Ходченковой, опережая претензии зрителей, проговаривает вслух: «Думаешь, мне приятно, что я сука такая сына отобрала у папы? Да я просто хотела, чтобы ты был счастлив». Даже спорные с точки зрения морали поступки здесь совершаются от любви. Поэтому здесь нет однозначно правых, как нет и виноватых. От этого-то и жалко их всех.
Кстати, про Ходченкову. Антон Долин считает, что это её лучшая роль. И, возможно, так и есть, но каждый кадр со своим участием забирает у взрослых актеров юный гений Кай Гетц. Ему удается мимикой передать и радость, когда Саша веселится наедине с родителями, и грусть, когда взрослые ссорятся, и беспомощность, когда один родитель в очередной раз просит что-то сказать другому. Ему хочется просто любить и дружить, и уж точно не хочется обидеть ни одну из сторон конфликта, а они все повторяют и повторяют: «Скажи, скажи, скажи».
У фильма есть один небольшой недостаток. Примерно в середине после переезда Саши в Америку, кино на время перестает быть семейной драмой и превращается в какой-то поверхностный «Саша фром Раша» про русского в Америке. Слава богу это длится недолго, и когда фильм возвращается к драме, то снова начинает работать. Еще очень смешно смотрелась сцена, в которой Серебряков говорит: «Да нахрен тебе эта Америка». Такая ненамеренная метаирония.
Таким образом, получилось отличное кино про взросление на фоне развода родителей, которое учит любить близких и ценить каждую минуту с ними. Простое с точки зрения визуальных решений или формы повествования, но зато очень глубокое по поднимаемым проблемам.
Подписывайтесь на телеграм-канал Тик-ток Анвара Хадид. Скоро там будет много интересного про кино!