Я не фанат больших фэнтезийных циклов, особенно незаконченных, но о творчестве Роберта Вегнера я всегда слышал только хорошее. Поэтому пришлось пойти против привычек и таки начать чтение произведения, финал которого может быть написан через много лет. И знаете я нисколько не пожалел о знакомстве с циклом. Не будем говорить о жизненном пути писателя, тем более он скрывает как своё настоящее имя, так и детали биографии. Поговорим лучше о мире произведения, благо он вышел на редкость самобытным.
Большая часть работ Роберта Вегнера, за исключением пары повестей и нескольких рассказов, входит в цикл Сказания Меекханского пограничья. И по мере прочтения книг видно, как постепенно улучшается художественный стиль автора, то что начиналось как сборник обычных, пусть и интересных повестей, вылилось в эпичное полотно затрагивающее судьбу всего мира.
Вообще структура этого цикла заслуживает особого упоминания, немалая доля первоначального успеха произведения кроется именно в ней. В общих чертах она может напомнить работы другого известного польского писателя Анджея Сапковского, у которого первые два тома посвящённые Геральту, тоже представляли из себя сборник независимых историй знакомящих нас с миром и персонажами, а последующие предлагали читателю огромную цельную историю. Роберт Вегнер пытается проделать, что-то похожее, только значительно увеличив масштаб событий и сместив приоритеты.
От того первые два тома Сказаний действительно рассказывают отдельные истории. Но истории эти рассказывают не о судьбе одного героя, а об огромном количестве персонажей разной степени важности. В этих томах можно выделить четыре условных сюжетных линии, по две на том, каждая из которых имеет своё место действия и своих же героев. Ну а в последующих трёх томах эти сюжетные линии начинают постепенно пересекаться формируя целостный и интересный сюжет. И если верить гуляющей по сети информации, то в следующих книгах все отдельные арки сплетутся в единое полотно, связав воедино всех значимых для сюжета персонажей.
Разные книги по-разному борются за внимание читателя, в Сказаниях Меекханского пограничья сильнее всего лично меня зацепил описанный автором мир. На первый взгляд он может показаться сильно похожим на другие популярные фэнтезийные вселенные, но обилие необычных мелких деталей делает его уникальным. Вегнер не пытается специально идти против жанровых канонов, скорее он рассматривает их с иной точки зрения. Большую часть времени мы наблюдаем за людскими народами. Кое-какие нелюди в мире всё-таки есть, но внимания им уделяется не слишком много. Да и искать среди них известные по другим произведениям народы занятие довольно бесперспективное. Впрочем, жаловаться на отсутствие разнообразия не придётся, ведь Вегнер описывает огромное количество непохожих друг на друга людских культур.
Народы и культуры
Значимая часть сюжетных событий происходит на территории Меекханской империи, самого крупного и разнородного государства из описанных авторов. Империя раскинулась на огромной территории и свела воедино массу народностей ранее не слишком любивших друг друга. Первая приходящая на ум аналогия с Меекханом, это Рим имперских времён. Тут и лидирующее положение в регионе, и попытки сохранить культуру покоренных народов, и армия состоящая из преимущественно из тяжёлой пехоты, и даже похожее отношение к чужим религиям.
В первых книгах мы видим лишь окраины империи, и можем лишь поразиться насколько их быт отличается друг от друга. Особенно сильно в этом плане отличается восток, на котором находится граница с крупнейшим и опаснейшим соперником империи. На севере конечно тоже всё не слишком спокойно, но его быт сильнее всего напоминает традиционное фэнтези. Да в пятом томе нам наконец показывают столицу и даже императорский двор, но прописаны они пока не слишком детально.
Расположившиеся там кочевые народы наверно должны символизировать извечного врага Рима — Парфию, но вооружение и тактика делает их похожими скорее на монголов. Постоянно кишащая жизнью и жестокостью степь вообще одно их самых интересных мест в книгах, но в быт кочевников мы погружаемся очень редко, чаще всего им отводится роль противников главных героев. Ясно лишь, что степные народы неоднородны по своему составу и вместе их удерживает лишь сила воли их лидера.
Не менее, а может и более интересны и исары живущие на южной границе империи. Этот народ имеющий сходство с некоторыми радикальными исламскими сектами отличается очень сложным кодексом чести и весьма странными преданиями. Ещё дальше за огромной пустыней расположилось княжество имеющее огромное сходство с арабским халифатом. Нашлось в этом мире место и независимым городам государствам и другим народам упомянутым в текстах, но подробно не описанным.
Но лично для меня самыми интересными народностями оказались вердано и секхийцы. Вердано или как их чаще называют представители других народов фургонщики, носители очень интересной культуры не имеющий аналогов в реальном мире. Это кочевой народ имеющий запрет на верховую езду, а оттого вынужденный пользоваться фургонами и колесницами. Автор очень подробно показывает их быт, при этом понимая, что их боевое искусство выглядит откровенным анахронизмом в описываемом им времени.
Если смотреть поверхностно, то секхийцев наверно можно сравнить с полинезийцами. Островных народов прерывающих междоусобную резню, только ради войны с иноземцами на Земле было не слишком много. Но их религиозные воззрения, и как бы это поточнее выразить национальная идея что ли, делают их максимально непохожими на любой другой народ. Мы постоянно ощущаем их инородность для описываемого мира. Да и сам народ находится по сути на грани вымирания.
Религия и магия
Кстати о религии, а так же о магии, благо в этом мире эти понятия довольно тесно связаны. Начать стоит с того, что местные боги вполне себе существуют и даже способны вмешиваться в судьбу этого мира лично. Правда для этого им приходится сойти с небес на землю и воплотиться в человеческом теле, а лучше сразу в нескольких, что-бы смертный мог сдержать в себе огромную мощь. Эти божественные воплощения авендри, чем то схожи с аватарами богов упоминаемыми во вполне себе существующих земных религиях, таких как индуизм. Но основное отличие в том, что авендри может много, и каждый из них становится независимой личностью, что может привести к весьма неожиданным последствиям. Да и связь человека с богом при создании авендри добровольная, оба сохраняют свои личности, просто божество как бы берёт тело под управление на какое-то время.
Местный пантеон довольно велик, к тому же в разных местах одних и тех же богов почитают по-разному. Этим Меекхан напоминает некоторые реальный мир, в котором родственные народы почитали одних и тех же богов, но степень почитания менялась от места к месту. Так у славян в зависимости от конкретного народа и периода истории Перун мог быть как верховным богом, так и малопочитаемым божеством. А на место лидера пантеона выдвигался Сварог или Велес. И такая ситуация складывалась не только у славян, но и у многих других народов без сильной центральной власти.
В книгах же кочевники и вердано сильнее всего чтут мать лошадей, которая в том же Меекхане не слишком почитаема. На дальнем юге поклоняются богу огня, а на не менее дальнем севере поклоняются богине зимы. Но при этом другие боги тоже присутствуют в пантеонах почти всех народов просто их важность оказывается разной. Исключением являются лишь секхийцы почитающие только своего бога Ома, но даже этот факт имеет сюжетное объяснение.
Когда-то давно между богами происходил масштабный конфликт, память о котором осталась в памяти всех народов мира. Считается что в нём почитаемые ныне боги боролись с так называемыми нежеланными, но с этой точкой зрения согласны далеко не все персонажи. Эпоха магических войн на момент книг, давно прошла, но даже сейчас боги способны даровать смертным магические способности, впрочем, религия далеко не единственный способ заполучить их. Но чем дальше продвигается сюжет, чем сильнее магия начинает влиять на этот мир. Правда в последнем на данный момент томе автору изменило чувство меры и мощь магов и полубогов возросла до каких то немыслимых пределов.
Волшебные способности имперских магов довольно шаблонны и напоминают таковые в половине фэнтези книг и в ещё большем количестве ролевых игр. Отличает их разве, что крайняя ограниченность, а иногда и откровенная бесполезность отдельных аспектов. В этом плане магия подаётся очень хорошо. Маги конечно обладают мощными способностями, но весьма узконаправленными, да и найти применение некоторым из их школ крайне непросто. Но чем дальше мы удаляемся от центра империи, тем более странные техники магии начинаем встречать. Не все они достойно упоминания, но ахерские шаманы и жереберы кочевников вышли на редкость колоритными. Танец ахеров с духами и вовсе восходит к реальному шаманизму, только в этом мире в отличие от нашего, духи реально служат шаману.
Я не хочу спойлерить сюжет или описывать персонажей, скажу лишь что действие с каждым томом становится всё более насыщенным, а герои раскрываются с неожиданной стороны. Мне хотелось лишь обратить внимание читателей на эти произведения, как на пример интересного и продуманного современного фэнтези.