Как мы знаем, это — злые существа женского пола с божественными голосами, сводящие мореходов с ума и порой пожирающие их. Этимология наименования спорна. Одни исследователи утверждают, что слово «сирена» имеет догреческое происхождение, другие — что это слово происходит от греческого σειρά (seirá, «веревка, шнур») или εἴρω (eírō, «связывать, соединять, скреплять»), что приводит к значению «связывающий, запутывающий«.
Стоит сказать, что ранее, в оригинале древнегреческой мифологии Сирены не фигурировали, их официальный «дебют» произошёл лишь в 8 веке до нашей эры, в рамках эпической поэмы «Одиссея«, написанной гекзаметром и приписанной за авторством слепому сказителю Гомеру.
Писатель, однако, не даёт никаких сведений насчет имён и внешнего облика Сирен, оставляя его на усмотрение читателям. Однако, численность и примерное описание Сирен устами волшебницы Кирки/Цирцеи, превратившей спутников Одиссея в свиней и вступившей в интимную связь с ним, все же имеет место быть. Лишь в «Аргонавтике«, написанной позднее Аполлонием Родосским в подражание Гомеру, где на этот раз Ясону с помощью певца Орфея удалось избежать коварных чар, Сирены были описаны как полуптицы-полуженщины а-ля Гарпии, и изображались таковыми вплоть до Средневековья.
Сначала Сирен изображали в качестве птиц с женскими головами , похожими на птицу Ба из египетской мифологии или Гамаюн с Алконостом из славянской. Позднее Сирен в искусстве стали показывать как очаровательных дев с верхним торсом и птичьими лапами вместо ног. Иногда они изображались с крыльями.
Также существовало изображение Сирен мужского пола, но в 5 веке до нашей эры примерно все сошло на нет. А начиная уже с 3 века до нашей эры, классики того времени стали отождествлять греческих Сирен с Морскими Девами (или русалками), а потому героинь гомеровского эпоса изображали с одним или даже двумя чешуйчатыми рыбьими хвостами:
Эту традицию «нарушил» в 1837 году художник Уильям Этни, написавший картину «Улисс и Сирены«, где изобразил Сирен уже нормальными обнаженными девушками, похожими на славянских русалок и сидящими на острове, усеянном останками моряков:
И вместо того, чтобы играть на музыкальных инструментах, Сирены Этни просто манят Улисса-Одиссея руками. После этого никаких канонов по изображению Сирен современные авторы не придерживались.
Как мы уже сказали, в оригинальной греческой мифологии никаких Сирен до упоминания Гомером не существовало, а посему и предысторию персонажей разработали уже римские авторы, философы и драматурги. И вот тут-то и возникает настоящая путаница.
Первоначально мифология Сирен строится на фигуре их биологического отца. У Софокла, например, таковой являлся морской бог Форсис/Форк. По мифам, у него была супруга Кето/Чето, дочь бога Понта и титаниды-богини Земли Геи/Гайи. Эта парочка была древним аналогом Тифона и Ехидны, и тоже произвела на свет чудовищ. В их число изначально входили: Геспериды, слепые старухи Грайи, имевшие один глаз на троих, даже Горгоны (в том числе и знаменитая Медуза), сама Ехидна, Ладон, Сцилла (иногда упоминается и как дочь бога Посейдона), а также нимфа Тооса/Фооса, мать циклопа Полифема.
Но позднее эти существа стали рассматриваться как самостоятельные расы. В их число входят и Сирены. Римский поэт Овидий продолжает «традицию» Софокла и называет уже речного бога Ахелоя в качестве отца Сирен. Также впервые появляется и материнская фигура в лице одной из девяти классических Муз — либо Мельпомены, музы Трагедии, либо Терпсихоры.
Что звучит весьма нелогично, если вспомнить легенду о том, как богиня Гера заставила Сирен состязаться с Музами в пении. Как и следовало ожидать, одержали победу вторые и, подобно тому, как бог Аполлон сожрал с сатира Марсия шкуру, а царя Мидаса наделил ослиными ушами, то и Музы при поражении Сирен вырвали у тех все перья и сделали из них короны.
Согласно Аполлодору, матерью Сирен уже являлась калидонская царевна Стеропа. А вот в пьесе Еврипида под названием «Елена«, Сирены уже упоминаются, как «крылатые девы, дщери Земли«, то есть — богини Геи, Матери земли, прародительницы всего живого. Также Сирен в дочери Геи и титана Океана записал Эпименид.
Второй непонятный момент — имена и число Сирен. По Гомеру, их было только две, и эти героини не были идентифицированы. Только разве что Циклоп/киклоп был назван поимённо.
В древнем Риме численность Сирен «расширили» до трёх. В мифологии Греции это число весьма доминирующее — три Хариты, три Мойры, богини Судьбы, три Грайи, три Горгоны, теперь Сирен стало трое. Одна из них что-то пела, а две другие играли на традиционных музыкальных инструментах — лире, кифаре и авлосе (двойной флейте), подобно Сатирам. Позже число Сирен увеличилось до четырёх, а то и восьми особей.
Затем у Сирен появились и звучные имена, причем не только собственные, но и нарицательные. В Древней Греции в мифах имена часто повторялись, их мог носить не только какой-то отдельный персонаж. Исключение делалось только для Богов Олимпийцев. Так, имя Полифем в мифах мог носить отнюдь не только упомянутый Гомером Циклоп, а Галатеей называли как нереиду, в которую был влюблён Полифем, так и ожившую каменную статую Пигмалиона.
Что же произошло с Сиренами? Одна из них была названа Пейсиноя, что означает «влияющая на разум«. Другая же — Аглаопа/Аглаофа или Аглафема, что переводится как «с сияющим голосом«). Позднее её стали называть Королевой Сирен, как в мультсериале «Миссия Одиссея«. Третью же звали Телксиопа/Телксипея, что означает «радующая глаз«.
Имя четвертой Сирены звучит как Партенопа/Парфенопа, то есть «девичий голос«. Согласно поздним продолжениям «Одиссеи» Гомера, она с горя бросилась в море после того, как ей не удалось соблазнить царя Итаки. Ещё одна знаменитая Сирена — Лигейя/Лигия, что означает «ясноголосая«. Именно она и стала прототипом одноимённого женского персонажа готического рассказа Эдгара Аллана По.
Шестую Сирену зовут Левкозия/Левкосия, что означает «белое вещество«. Седьмая же — Терпсихора — «позаимствовала» своё имя у матери Музы. Восьмую же, соответственно, звать Телксиноя/Телксиона («очаровывающая разум«). Римские авторы упоминают в числе имён Сирен также и Райдне, Гимеропу, Мольпе и Телес.
Как известно, греческая мифология постепенно переосмысливалась римскими деятелями. И биография Сирен наполнялась другими подробностями. Так, Овидий и Гигин в своих произведениях описывают одну и ту же историю, согласно которой Сирены выступают как спутницы богини весны Персефоны, дочери Деметры (тогда ещё эти богини не были отождествлены с римскими аналогами — Церерой и Прозерпиной).
А превращение в птиц описано по — разному: у Овидия Деметра после похищения дочери Аидом специально преобразила девушек, дабы те помогли ей в поисках, тогда как у Гигина подобная метаморфоза переосмысливается, как проклятие богини плодородия за то, что Сирены позволили Аиду совершить преступление и не вмешались, чтобы спасти Персефону.
В наказание за свое легкомыслие Сирены были вынуждены поселиться на отдельном острове, и их жизненный цикл напрямую зависел от мореплавателей — если хоть одному из них удастся проплыть невредимыми, услышав чарующие и манящие песни, то Сирены обречены на гибель. Так оно и свершилось, только теперь эти существа превратились в утёсы.
Поскольку образ Сирен раньше трактовался, как именно морских божеств, ни в одном мифе и даже у Гомера не сказано ничего о их связи с владыкой Посейдоном, у которого с Одиссеем -Улиссом были личные счёты. Так что, эпизод, где греческий бог землетрясений и морей вступает в заговор с Сиренами в попытке ещё больше насолить главному герою — чисто выдумка режиссёров и аниматоров.
А вот в поздний греческий и Римский период роль Сирен свелась к женскому аналогу бога Танатоса, они стали считаться проводницами в загробный мир и «Музами подземного мира».
Третий момент — так называемое пение Сирен. Какой мультфильм, мультсериал или фильм ни посмотри, все, как один, показывают нам, что Сирены якобы мелодично выли, как волки на Луну. Или же их песня ничем не отличается от тех же Морских Дев/русалок, не имеет абсолютно никакого смысла, но главное — гипнотизирует человека.
В оригинале, разумеется, это было не вытьё или плач, пусть и мелодичный, а призыв, которому трудно было противостоять и который приводил моряков к плохому, неправильному выводу. Сирены, как и сам бог Аполлон, их дед по Овидию, или та же Кассандра, в первую очередь, были наделены не только чарующим голосом, но и пророческим даром.
Сирены обладали обширными знаниями о прошлом и будущем, могли предсказать судьбу, их пение включало в себя обещание мантических истин Одиссею, чародейки манили его на остров тем, что хотели сделать царя Итаки более всеведущим и мудрым.
Сирены упоминали о страданиях ахейцев и троянцев, которые те перенесли по воле богов, знали Сирены и о том, что «творится на лоне земли многодарной«. И эти сакральные знания использовали во вред людям, все их обещания — чистейшая ложь и манипуляция сознанием героя, созданная лишь для того, чтобы «искусно» его убить.
В таком случае греческие Сирены были похожи на Сфинкса, с которым в греческих мифах столкнулся Эдип. Но вместо сладостных речей другой персонаж убивал людей своею загадкой. Очень жаль, что в нынешнем кинематографе пение Сирен свели к банальному вою. Если бы они исполняли современные песни той же Линды, например, было бы в таком сюжете куда больше символизма и мудрости!
А вот в Средние века с приходом Христианства Сирены рассматривались уже как аллегория поющих куртизанок и проституток, являлись символом мирских искушений. Вместо традиционных музыкальных инструментов они теперь изображались в искусстве как обычные русалки, с гребнем и зеркалом в руках, символизировавшими тщеславие.